ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ
Педагогические цели | Выявить основные причины возникновения и образования городов, показать, что город – это торгово-ремесленный центр; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о жизни и быте горожан |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: называют города Древнего мира, знают, чем занимались жители этих городов; понимают причины роста городов во второй половине Средневековья, перечисляют места их расположения, характеризуют взаимоотношения городов с сеньорами; раскрывают смысл понятий «цех», «гильдия», знают состав городского населения и кратко характеризуют его. Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществляют поиск необходимой информации, выделяют существенную информацию из текста, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, преобразуют практическую задачу в познавательную, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, строят понятные для партнера высказывания. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Образовательные ресурсы | История Средних веков. 6 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2011. Средневековый город [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/lib/text/441076/ Статья «Средневековый город» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F0%E5%E4%ED%E5%E2%E5%EA%EE%E2%FB%E9_%E3%EE%F0%EE%E4 Средневековый город [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.istmira.com/lekcii-po-istorii-srednix-vekov/1881-srednevekovyj-gorod.html Презентация «Борьба городов с сеньорами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.proshkolu.ru/user/kuzmin-oz/file/2384653/ |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Рост городов Европы в XI–XIV вв.» |
Основное содержание темы, понятия и термины | Предпосылки формирования городов. Возникновение городов. Борьба городов с сеньорами. Цехи и развитие ремесел. Бюргер, мэр, бургомистр, подмастерье, цех, сырье, гильдия, коммуна |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации со-взаимо-действия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | ||
III. Актуализация знаний | Беседа | – Вспомните, какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов? (Древняя Греция, Древний Рим, государства Междуречья и пр.) – А какие города вы можете назвать? (Ур, Урук, Вавилон, Афины, Рим и др.) – Чем занимались жители этих городов? (Жители городов занимались ремеслом, поэтому город в Древнем мире был центром обмена ремесленных изделий на сельскохозяйственные продукты.) | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Называют города Древнего мира, знают, чем занимались жители этих городов | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Ответы на вопросы |
IV. Изучение нового материала | Рассказ учителя | – В первые столетия Средних веков в Европе было мало городов, однако с X–XI вв. их число неуклонно растет. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, какие изменения произошли в это время в сельском хозяйстве. (Появляются железные орудия труда, водяные и ветряные мельницы, применяется колесный плуг с большими лемехами, начинают использовать лошадь для перевозки грузов и ускорения обработки земли.) Подводит учащихся к выводу, что развитие сельского хозяйства повлекло за собой развитие ремесла, так как для изготовления новых орудий труда требовались люди, обладающие специальными навыками. – Действительно, рост населения, использование более совершенных орудий труда из железа повлекли за собой более высокие урожаи и, соответственно, возрастающий спрос на орудия труда. Для их изготовления требовался металл, поэтому в Европе в это время появляются шахты, где добывалось железо, совершенствуются плавка и обработка металлов. Если примитивные орудия труда не требовали специальных знаний, то колесный плуг, к примеру, сделать было не так-то просто. Здесь нужен был не просто опыт, а особые знания и навыки. Те, кто их приобретал, постепенно отходили от сельского хозяйства, и ремесло становилось их основным занятием. Многие ремесленники покидали деревню. Как вы думаете, с чем это было связано? (Ремесленники убегали от своих феодалов.) – Правильно, одной из причин ухода ремесленников из поместий были высокие налоги, которые феодал собирал со всех, кто жил на его земле. Вторая причина – это поиск покупателей, которые бы приобретали изделия, изготовленные ремесленником | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Называют причины роста городов во второй половине Средневековья | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; выполняют действия по алгоритму. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; преобразуют практическую задачу в познавательную. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Ответы на вопросы |
Работа с историческим источ-ником «Хронист о возникновении города Брюгге» (с. 109) | – Прочитайте текст и ответьте на вопрос: где возникали города? (Города возникали возле феодального замка, моста.) – Действительно, средневековые города возникали в людных местах: у стен монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правителя области, у речных переправ, морских гаваней или на перекрестках дорог. Здесь могли приобрести нужные вещи и господа и крестьяне, а ремесленни- ки – реализовать свою продукцию и купить необходимое сырье у торговцев, которые сбывали привезенный товар и покупали здесь новый. Численность горожан росла, увеличивалось количество самих городов. Таким образом, город – это центр ремесла и торговли. (Можно показать на карте крупные европейские города.) – Почему в Европе наблюдается рост количества городов? (Во-первых, потому что из сельского хозяйства выделилось ремесло; во-вторых, ремесленники покидали свои деревни в поисках покупателей.) | Осмысленно читают текст, формулируют устные ответы | Индивидуальная | Перечисляют места расположения городов | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную | Устные ответы | |
Презентация «Борьба городов с сеньорами» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1) | Слушают учителя, делают записи в тет-радях | Фронтальная | Характеризуют взаимоотношения городов с сеньорами | Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Записи в тетради | |
Работа с иллюстрациями (с. 107) | – Посмотрите на рисунки. Что на них изображено? (На рисунках изображены ремесленные мастерские.) – Мастерские каких специалистов здесь изображены? (Сапожника, оружейника, кузнеца.) – Какими орудиями труда они пользовались? (Кузнец использовал кузнечные мехи, молот, наковальню, сапожник – иголки, ножи, зажимы и т. д.) Объяснение учителя (см. Приложе- ние 2) | Изучают иллюстрации, формулируют ответы | Индивидуальная | На основе иллюстраций учебника составляют описание технологий изготовления определенных ремесленных изделий | Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения | Устные ответы | |
Работа с текстом учебника (п. 5–6, с. 108– 110) | – Прочитайте текст. Что такое цех? (Цех – объединение средневековых ремесленников одной профессии. Создавались для защиты своих членов от конкуренции и соблюдения равных условий труда.) – Почему ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы? (У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества приезжих ремесленников, бороться за привилегии и участие в управлении городом. Поэтому часто ремесленники, проживавшие в одном городе, объединялись в цехи, а цехи – в гильдии. Цехи стремились не допустить конкуренции между мастерами, при которой одни богатели бы, а другие разорялись. Помимо этого, цех заботился о качестве производимых изделий.) | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы | Индивидуальная | Раскрывают смысл понятий: «цех», «гильдия» | Познавательные: выделяют существенную информацию из текста, осо-знанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме | Ответы на вопросы | |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Проблемный вопрос | – Оба утверждения – «Цехи способствовали развитию ремесла» и «Цехи задерживали рост промышленного производства в городах» – правильны. Но ведь одно противоречит другому. Как разрешить это противоречие? | Аргументируют свою точку зрения | Фронтальная | Сравнивают исторические факты | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу | Аргументированные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруд-нения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на во-просы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Регулятивные: адек-ватно воспринимают оценку учителя. Личностные: способны к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Оценивание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 13; записи в тетрадях. Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях» (с. 126) | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |