Мастер – класс
«Использование куклотерапии в работе библиотекарей
С детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Составитель: Хлопотина Н.А.
Заведующая сектором массовой работы
2020 г
Чтобы воспитать читателя в ребенке,
Прежде всего, необходимо воспитать в нём
Активное тяготение к постоянному общению с книгой.
Поддерживать и развивать впечатлительность,
Эмоциональную отзывчивость.
Способность получать удовольствие,
Радость от встреч с книгой.
Л.С.Выготский
Дети с задержкой психического развития – беда нашего общества, с каждым годом их становится все больше и больше. С такой проблемой сталкиваются педагоги и в наших школах и детских садах.
Наша библиотека является большим помощником для педагогов, подготавливая различные мероприятия для детей коррекционных классов.
При подготовке мероприятий для детей с ОВЗ мы стараемся решить несколько задач, а именно: привитие интереса к чтению; развитие творческих способностей, воспитание культуры поведения и общения.
Поскольку детям с задержкой психического развития присущи очень низкий кругозор, плохая память, быстая утомляемость, то на своих библиотечных занятиях мы стараемся, чтобы информация чередовалась с игрой, коллективным чтением, изготовлением поделок, отгадыванием загадок, викторин, рисованием, разыгрывания кукольных спектаклей с использованием игрушек би-ба-бо, пальчиковый театр, теневой театр. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла.
Сегодня хочется поговорить о такой форме работы как куклотерапия посредством сказок.
Я работаю в библиотеке заведующей сектором массовой работы, и очень часто готовлю различные мероприятия для детей. Передо мной встал вопрос, какие методы и приемы взять для использования в групповой работе, применение которых допустимо на всех возрастных этапах, включая подростковый возраст и детей с ОВЗ?
Для этого в нашей библиотеке есть все условия, которые помогают нам решить все поставленные цели и задачи.
Также для каждого мероприятия подготавливаются книжные, иллюстративные выставки, выставки – просмотры, выставки инсталляции, которые дети с большим удовольствием рассматривают и используют для чтения.
Актуальность данной темы является то, что возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: самовыражения ребенка, социальзации детей с ограниченными возможностями, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — библиотекарь, родитель, учитель. И куклотерапия-эффективный, развивающий метод для развития детей, который позволяет вовлечь ребенка в активную работу со сверстниками
Цель: научить библиотекарейформированию творческой личности детей с помощью куклотерапии, книги и чтения на основе индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка.
Задачи:
- научить библиотекарей способам развития мелкой моторики у детей;
- развитие мелкой моторики руки,
- координации движений;
- развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может или не позволяет себе проявлять;
- обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний.
Изучив вопрос, я выяснила, что к таким методам относится, например, библиотерапия, сказкотерапия и куклотерапия. Я остановлюсь на куклотерапии посредством сказкотерапии. Это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, лечение с помощью кукол. Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями познавательной деятельности, психического, речевого развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Еще в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.
Куклотерапия может использоваться в разных направлениях коррекционно-развивающей работы: игротерапии, сказкотерапии.
Этот метод психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, заключается в коррекции их поведения и эмоционального состояния посредством пальчикового театра. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого, ребенка и ребенка.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
- Коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив;
- Релаксационную – снижение эмоционального напряжения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Развивающую – развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия и т.д.);
- Обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Дети в классах коррекции часто не умеют выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, клеить фантазировать и мн. др.
В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах.
В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы - марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и т.д. Еще куклу можно создавать, ведь кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Процесс создания куклы помогает отреагировать эмоции, напоминает медитатацию, мы погружаемся в себя, прислушиваемся к своему внутреннему миру, передаем частичку себя в куклу. Благодаря кукле ребенок с ограниченными возможностями здоровья приобретает психологическую защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способствует самоидентификации ребенка и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром. От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Особенно это важно для аутичных детей.
С ребятами начальных классов на групповых мероприятия, мы будем создавать бумажную говорящую куклу. С ее помощью разыграем театрализованную деятельность. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы с куклой и сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
В работе стараемся использовать уже знкомый детям материал.
Этапы работы
Этап. Подготовительный
1. Беседа с детьми.
Этап. Основной
1. Изготовление кукол из бумаги;
2. Пальчиковая гимнастика;
4. Чтение русских народных сказоки «Колобок».
Этап. Заключительный
1. Распределение ролей между детьми;
2. Разыгрывание сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» посредством пальчикового театра.
Представляю конспект мероприятия с использованием куклотерапии, посредством сказки.
«Путешествие веселого Колобка»
Мероприятие подготовлено для детей 1-2 класса коррекции. Мероприятие рассчитано на 30-40 минут.
Цель: Освоение навыков изготовления бумажных пальчиковых куколку, кукловождения, навыков партнерства в совместном творческом процессе, снятия напряжения.
Задачи:
1. Создание эмоционально положительного настроя у детей.
2. Обучить детей изготавливать говорящую бумажную куклу.
3. Снятие эмоционального напряжения.
4. Развитие активного творческого воображения у детей.
Предварительная работа: повторение на внеклассных уроках сказки «Колобок».
Оборудование: образцы готовых бумажных игрушек, зайчик, волк, медведь, лиса, заготовки для создания говорящей игрушки по сказке «Колобок» аудиозапись (фоновая, звук леса).
Ход мероприятия.
Под музыку дети входят в библиотеку.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вновь видеть вас в нашей библиотеке. Давайте начнем наше мероприятие со светлой доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам. Мы с вами сегодня отправимся в сказку. Давайте попробуем попасть в страну, где живут сказки. Чтобы там очутиться, нужно всем вместе сказать волшебные слова: «Добро пожаловать в сказку!»
Библиотекарь: Итак, отправляемся.
Тише, тише не шумите,
Нашу сказку не спугните (палец поднести к губам, сказать тс-с-с)
Раз – два – покружись,
В сказке нашей окажись (дети кружатся).
Дети вместе с учителем и библиотекарем проходят на детский абонемент, где заранее для детей уже подготовлено пространство (расставлены стулья, на столе стоит сундучок в котором нходятся игрушка «Колобок», книга с русской народной сказкой «Колобок»).
-Угадайте, в какую сказку мы попали?
Он от дедушки ушел
И от бабушки шел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису...
Ответы детей: Колобок.
Библиотекарь:
- Вижу сказочку читали, Колобка вы все узнали.
Достает из сундучка игрушку «Колобок»).
- Ребята, колобок хочет, чтобы вы сказку не только рассказали, но и показали?
Библиотекарь: Только вот беда. Все сказочные герои из сказки, кроме колобка, спрятались. Что же нам делать, как нам сказку показать?
Ответы детей: сделать самим, найти.
Библиотекарь: Это очень хорошая идея. А я вам предлагаюсделать говорящих кукол из бумаги. Хотите, я вас научу делать говорящие игрушки?
Ответы детей: Да.
Библиотекарь: Тогда, мы отправимся в сказочную мастерскую, и Колобка с собой возьмем. (Дети проходят в лекционный зал, где на столах уже подготовлены соответствующие материалы для работы (бумага разного цвета, клей, ножницы, салфетки).
(Мероприятие сопровождается показом презентации с подробным изготовлением говорящих игрушек и образцы готовых кукол).
Библиотекарь: Ну, вот, мы и попали в волшебную мастерскую. Рассаживайтесь по удобнее за столами. Ребята, а напомните мне, какие герои попадались на путь колобку.
Ответы детей: заяц, волк, медведь, лиса.
Библиотекарь: Все правильно. Библиотекарь предлагает детям выбрать героя, которого они будут делать.
Когда все герои выбраны, напоминает о технике безопасности при использовании ножниц и клея. Весь процесс сопровождается помощью взрослых, показ, объяснение каждого действия при создании игрушки.
Творческая работа сопровождалась презентацией (презентацию прикладываю отдельно) с подробным описанием и техникой выполнения бумажной игрушки. Также библиотекарь на своем примере показывала, как правильно выполнить игрушку.
Библиотекарь: Ну, вот, наши куклы-звери готовы, рассмотрите с расстояния вытянутой руки. Обратитесь к ней мысленно, и пусть она ответит вам. Теперь можно и в кукольный театр поиграть.
Рефлексия:
Пальчиковая гимнастика.
- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются).
- Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны).
- То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).
Библиотекарь: А теперь я приглаю в кукольный театр.
Дети встают вокруг стола, где уже подготовлен плоскостной театр для показа сказки (домик, бабка, дед, деревья).
Идет распределение ролей, обсуждение рассказывания и показывания сказки.
Звучит русская народная песня, библиотекарь начинает читать сказку. По ходу действия дети исполняют свои роли.
Библиотекарь: предлагает детям поделиться своими ощущениями от проделанной работы. Сегодня вы очень хорошо потрудились и создали необыкновенных кукол.
Спасибо вам.
В школе или дома вы можете создать такие игрушки самостоятельно, выбрав героя или создать выставку из уже готовых. Также вы сможете их использовать в своих ролевых играх.