Методы коррекции нарушений фонетико- фонематической стороны речи




«Будь внимателен!» -

Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет дерево, дети должны хлопнуть в ладоши, При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Кто плавает?»

Педагог говорит детям, что он будет произносить слово плывет с другими словами (лодка плывет, утка плывет и т. д.). Но иногда он будет ошибаться (например, самолет плывет, камень плывет.). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры педагог произносит словосочетания медленно, чтобы дать возможность детям правильно выполнить задание. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

Развитие ручной моторики

Важность развития ручной моторики у детей с ЗПР обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Исследования М. М. Кольцовой показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. В связи с этим, совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и в целом развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики у дошкольников и младших школьников с ЗПР имеет большое значение и для подготовки этих детей к овладению письмом.

В процессе работы по развитию ручной моторики можно использовать приемы, описанные в работах О. С. Бот, М. М. Кольцовой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, В. В. Цвынтарного и др.

УПРАЖНЕНИЯ НА СТАТИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВ ПРЕДМЕТОВ с помощью ПАЛЬЦЕВ

«Крыша дома»

Ладони соприкасаются кончиками пальцев, образуя угол. Большие пальцы соединены внизу, образуя горизонтальную линию.

«Флажок»

Четыре пальца руки (кроме большого) соединены вместе. Ладонь расположена вертикально, мизинец вверху, большой палец опущен вниз перпендикулярно остальным пальцам.

«Лодочка»

Ладони прижаты друг к другу со стороны мизинцев. Кончики пальцев соприкасаются. Сверху ладони раскрыты. Большие пальцы расположены горизонтально.

«Пароходик»

В отличие от предыдущего упражнения, большие пальцы подняты вверх.

«Коза»

Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки. То же движение выполняется пальцами правой руки, далее — пальцами обеих рук.

«Очки»

Образовать два кружка большим и указательным пальцами обеих рук, а затем соединить их.

«Стол»

Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.

«Птичка пьет водичку»

Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак. Указательный палец левой руки опускается в отверстие.

«Цветок»

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.

«Улитка»

Правая рука лежит на столе вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.

«Солнечные лучи»

Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.

«Елка»

Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.

«Кошка»

Средний и безымянный пальцы смыкаются с большим. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

«Курочка»

Ладонь расположена горизонтально. Большой и указательный пальцы соединены. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом состоянии.

УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ И ДИНАМИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ

«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касаясь кончиков указательного, среднего и безымянного пальцев этой же руки.

То же упражнение выполняется пальцами правой руки.

То же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки.

Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

«Оса»

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им.

То же упражнение проводится указательным пальцем левой руки.

Затем совершаются одновременные движения указательными пальцами обеих рук (осы).

«Дети бегут»

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

То же упражнение проводится пальцами левой руки.

То же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук.

«Игра на рояле»

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола.

Одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.

Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

«Поочередное сгибание пальцев»

Последовательно сгибать пальцы правой руки начиная с большого пальца.

То же упражнение, только сгибать пальцы начиная с мизинца.

То же упражнение пальцами левой руки.

«Поочередное разгибание пальцев»

Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их начиная с большого пальца.

То же упражнение, только разгибать пальцы начиная с мизинца.

Те же упражнения выполняются пальцами левой руки.

Согнуть пальцы правой и левой руки в кулак и одновременно последовательно выпрямлять пальцы начиная с большого пальца.

Выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы начиная с мизинца.

«Лесенка» (индийская игра)

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.

Игру можно проводить также большими и средними пальцами, большими и указательными пальцами.

При использовании этих упражнений развитие ручной моторики необходимо проводить в двух направлениях:

1) развитие кинетической организации движений;

2) уточнение кинестетической основы двигательного акта.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Пальчики в лесу»

Дети держат перед собой левую (затем правую) руку ладонью к себе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли зайчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел' (Загибают мизинец.)

Этот пальчик чистить стал. (Загибают безымянный

палец.)

Этот резал. (Загибают средний

палец.)

Этот ел. (Загибают указатель-

ный палец.)

Ну, а этот лишь глядел! (Загибают большой

палец. Щекочут ладошку.)

«Пальчики»

Дети поднимают левую руку ладонью к себе.

Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)

(Загибают безымянный палец.)

(Загибают средний палец.) (Загибают указательный палец.) (Загибают большой палец.)

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул. Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко-крепко спит.

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать! (Распрямляют пальцы

руки.) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

«Кто приехал?» (болгарская игра)

Кто приехал? Мы, мы, мы!

Дети складывают пальцы обеих рук кончиками вместе.

(Быстро хлопают кончиками больших пальцев.)

Мама, мама, это ты?

(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.) (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Этот пальчик — мамочка, (Разгибают безымянный

палец.) Этот пальчик — наш малыш. (Разгибают мизинец.) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой j руки.

«За работу»

Дети сгибают пальцы левой, а затем и правой руки в ку- I лак.

Нука> братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить, (Разгибают большой па-

лец.)

Печи все тебе топить, (Разгибают указатель-

ный палец.)

А тебе воду носить, (Разгибают средний па-

лец.)

А тебе обед варить. (Разгибают безымянный

палец.)

При проведении описанных игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую логопедом. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом стихотворения.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Использование конструирования позволяет развивать ручную моторику, совершенствовать зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, а также наглядно-образное мышление.

Для конструирования дошкольникам с ЗПР предлагаются простые изображения хорошо известных детям предметов с постепенным усложнением графического образа и увеличением количества элементов.

Кроме описанных выше приемов, для развития ручной моторики используются следующие:

1) раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок, чашечек, кубиков и др.);

2) составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3, на 4. Первоначально картинки складываются по образцу, в дальнейшем — по памяти;

3) обведение контуров предметных изображений;

4) раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;

5) вырезание цветных полосок, фигурок по контурам;

6) расстегивание пуговиц, шнурование;

7) работа с мозаикой;

8) работа с пластилином.

Развитие речевой моторики

На первой стадии развитие речевой моторики проводится по следующим направлениям: развитие мимических движений, развитие движений нижней челюсти, языка, губ.

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ МЫШЦ ЛИЦА

Необходимость развития этих движений обусловлена тем, что у детей с ЗПР, особенно при стертой форме дизартрии, наблюдается слабый тонус лицевых мышц, невыразительная мимика, что приводит к нечеткости и сма-занности речи.

Примерные упражнения. " закрывание глаз, зажмуривание обоих глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оска-ливание зубов, надувание щек, задувание свечи и др.

С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.

Вначале детям предлагается рассмотреть картинку. Логопед описывает ситуацию, изображенную на картинке, сопровождая описание мимическими движениями:

1) Дети загорают. День солнечный и теплый. Дети лежат на песке с закрытыми глазами, им приятно и тепло. Представьте себя на пляже. Спокойно закройте глаза. Щеки, лоб, губы расслаблены. Вам приятно.

2) Мама подарила дочке куклу. Девочка очень довольна, она улыбается. Улыбнемся вместе с девочкой.

3) Люди едут в автобусе. Мы видим на картинке, что мальчик сидит, а бабушка стоит. Это очень плохо, нам это не нравится. Мы нахмурились, опустили брови.

4) Девочка ест кислый лимон, она морщится. Сделаем так, как будто и мы едим кислый лимон.

5) В зоопарке мальчик впервые увидел жирафа. Он очень удивился, что у жирафа такая длинная шея. Удивимся и мы: поднимем брови, раскроем глаза.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: