Методические указания по выполнению курсовой работы
Казань 2017
Методические указания по курсовой работе составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. и в соответствии с учебным планом направления 38.03.01 Экономика, одобренным Ученым советом КНИТУ-КАИ 26.12.2015 г., с изменениями от 31.08.2017, протокол № 6.
Методические указания разработаны к.э.н., доцентом кафедры экономики и менеджмента Синетовой Р.Г.
утверждены на заседании кафедры экономики и менеджмента протокол № 1 (17-18) от 31.08.2017г.
______________________________
Заведующийкафедрой ________________к.э.н.,доцент Басырова Э.И.
Содержание
Введение………………………………………………………………….….. | |
1. Общие положения………………………………………………….…… | |
2. Структура и содержание курсовой работы……………………………. | |
3. Требования к оформлению текста курсовой работы………………... | |
4. Защита курсовой работы……………………………………………….. | |
5. Критерии оценок выполнения курсовой работы……………….…… | |
6. Рекомендуемая литература……………………………………………. | |
Приложение 1. Примерный перечень тем курсовых работ…………… | |
Приложение 2. Задание на курсовую работу…………………………… | |
Приложение 3. Титульный лист курсовой работы……………………… | |
Приложение 4 Аннотация …………………………………………….… | |
Приложение 5. Содержание курсовой работы……………………….. | |
Приложение 6. Оформление таблиц, рисунков ……………………... | |
Приложение 7. Список литературы..……………………………………. | |
Приложение 8. Рецензия на курсовую работу………………………….. |
|
Введение
Курсовая работа по дисциплине «Управление финансовой деятельностью предприятия» – самостоятельная творческая, исследовательская работа студентов, выполняемая в процессе обучения, целью которой является закрепление, расширение и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, семинарских и практических занятиях, приобретение необходимых практических навыков в области управления финансовой деятельностью предприятия, бухгалтерской (финансовой) отчетности, экономического анализа.
Курсовое проектирование направлено на решение следующих задач:
- систематизация и углубление теоретических знаний и методологических основ построения систем финансового управления деятельностью предприятия;
– овладении практическими навыками использования информации по управлению финансовой деятельностью для принятия управленческих решений и разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
- овладение методикой самостоятельного научного исследования;
- подготовка информационной и научной базы для выпускной квалификационной работы;
- формирование компетенций, связанных с профессиональной деятельностью;
- выявление возможности и степени самостоятельности работы обучающихся в решении поставленных задач, знание которых позволяет реалистичнее оценивать будущие шансы в практической работе;
|
- обеспечивает развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств.
В процессе выполнения курсовой работы должны быть освоены следующие компетенции
ПК-1 – способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-11 способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
Настоящие указания составлены с учетом следующих документов:
ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
ГОСТ Р 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
ГОСТ Р 7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
Общие положения
Выполнение курсовой работы способствует развитию навыков закрепления, углубления и систематизации полученных студентами теоретических знаний в процессе изучения дисциплины «Управление финансовой деятельностью предприятия», которые позволят студентам - критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий...
|
В процессе ее подготовки студенты должны глубоко и всесторонне анализировать и оценивать риски, осуществлять мероприятия по их снижению, оценивать эффективность использования финансовых ресурсов для минимизации финансовых потерь, осуществлять разработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления
Студенты, выполняя курсовую работу, приобретают опыт работы с различной литературой, умения находить в ней главные положения, непосредственно относящиеся к избранной теме, учиться логично и четко излагать свои мысли при раскрытии теоретических вопросов и, что особенно важно, связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью.
При выполнении курсовых работ, и особенно при их защите, студенты приобретают необходимое умение представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления на семинарских занятиях, участия в дискуссиях и научных конференциях.
2. Структура и содержание курсовой работы
При написании курсовой работы необходимо придерживаться следующих требований:
1. К курсовой работе составляется план, а в ее структуре выделяются введение, основная часть и заключение.
При выполнении работы необходимо использовать логические связи между предыдущим и последующим положениями; иллюстрировать выводы таблицами, графиками; для дополнительной информации использовать приложения.
2. Глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа литературы, включая законодательные, нормативные и другие документы по избранной теме.
3. Оформляется научный аппарат – сноски, ссылки и список использованных источников.
4. Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.
6. Курсовая работа должна быть написана четким, грамотным языком и правильно оформлена, то есть должна иметь титульный лист, содержание, нумерацию страниц, поля.
Процесс подготовки и защиты курсовой работы состоит из последовательных этапов:
1. Выбор темы курсовой работы.
2. Подбор и ознакомление с литературой по избранной теме.
3. Составление плана курсовой работы.
4. Написание курсовой работы.
5. Оформление курсовой работы в соответствие с требованиями.
6. Защита курсовой работы.
В течение первой недели того семестра, в рамках которого выполняется курсовая работа, студент должен самостоятельно или с помощью преподавателя, закрепленного кафедрой в качестве научного руководителя, выбрать из списка, предложенного кафедрой (см. Приложение 1), тему для своей будущей курсовой работы и оформление задания (Приложение 2). В отдельных случаях студент (в порядке исключения) может выбрать для своей курсовой работы тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику, но отражает его приверженность определенному направлению научных поисков либо является заказом предприятия. В этом случае студент может предложить свою формулировку темы курсовой работы, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем и одобрена заведующим кафедрой. Порядок выдачи нетипового задания, хода выполнения курсовой работы, система оценок контрольных модулей и защиты - такие же, как и для курсовой работы по типовой тематике.
Внутри одного потока студентов не разрешается выбор одинаковой темы двумя и более студентами.
Все этапы выполнения курсовой работы должны укладываться в первые 11 недель 18-ти недельного учебного семестрового графика. Этапы выполнения разбиты на три контрольных модуля, каждый из которых выполняется в течение трех недель с контролем выполнения студентом графика работы на третьей, шестой и девятой неделе и сроками защиты на одиннадцатой неделе.
Подготовка написания и оформления курсовой работы начинается с утверждения научным руководителем задания на курсовую работу (Приложение 2), ее плана и списка литературы по избранной теме.
Внутренняя структура работы должна состоять из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. Также обязательными элементами являются титульный лист, аннотация.
Материал в курсовой работе располагается в следующей последовательности:
1) титульный лист (приложение 3),
2) Задание (приложение 2)
3) аннотация (приложение 4)
2 содержание (приложение 5),
3) введение,
4) основная часть (разбитый на главы с параграфами),
5) заключение (выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы / применения полученных результатов);
6) список используемой литературы, (приложение 7)
7) приложения.
Аннотация в соответствии с ГОСТ включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Объем аннотации не должен превышать 500 знаков.
Содержание курсовой работы должно включать названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны полностью соответствовать заголовкам разделов и параграфов в тексте работы. Не допускается перенос слов в названиях глав или параграфов в тексте, точку в конце не ставят. (Приложение 5)
Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы (проблемы), показывается значимость решения поставленных задач для народного хозяйства РФ в современных условиях рыночных отношений; кратко освещаются состояние проблемы, ее изученность, практическая значимость и ситуация, в которой она решается; формулируются цели и задачи, решение которых позволяет достичь обозначенных целей; раскрываются методы исследования; приводятся источники информационного обеспечения.
Объем введения не должен превышать 10% от общего объема курсовой работы (2-3 страницы машинописного листа).
Введение не должно раскрывать темы курсовой работы, так как оно не является содержательной частью работы.
Первая глава должна иметь в основном теоретический характер. Она содержит изложение теоретических аспектов исследуемой проблемы (с обязательными ссылками на различных авторов); отражение дискуссионных вопросов (также со ссылками на источники); анализ нормативно-правовой базы исследования; обоснование выбора и описание используемых методов;
Вторая глава должна иметь аналитическую направленность, содержит информацию, отражающую размеры предприятия, оценку уровня обеспеченности и эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, характеризующую производственное направление предприятия, экономическую эффективность производства основных видов продукции, финансовые результаты.
Также проводится анализ и оценка показателей ликвидности баланса, финансовой устойчивости, имущественного положения предприятия, его деловой активности и рентабельности его капитала. В ходе анализа необходимо фактические значения показателей сопоставить с нормативным уровнем, обращая внимание также на изменение их в динамике. Далее необходимо указать причины отклонения и определить возможные пути дальнейшего улучшения финансового состояния на изучаемом предприятии.
По тексту работы целесообразно привлекать материал научных публикаций со ссылкой на источник. Это поможет студенту правильно обосновать выбор мероприятий по дальнейшей стабилизации финансового состояния предприятия.
Таблицы, схемы, диаграммы и т.п., непосредственно связанные с текстом работы и построенные автором самостоятельно, приводятся в основной ее части, а громоздкие таблицы и т.д., заимствованные из различных источников, прямо не связанные с текстом в приложениях.
Третья глава На основе анализа и оценки экономического и финансового состояния предприятия, а также изучаемого вопроса по теме курсовой работы студент разрабатывает раздел, где предлагает меры, методы, способы, рекомендации, расчеты по изучаемой проблеме, способствующие повысить эффективность управленческих решений разного характера в зависимости от поставленной цели и задач по курсовой работе. Предложения должны быть обоснованы, подкреплены конкретными расчетами.
В конце курсовой работы подводятся итоги научного исследования, т.е. оформляется заключение, где студент делает основные выводы и предложения из анализа информации и увязывает их с рекомендациями, предложенными по рассматриваемой проблеме (теме). Выводы и предложения должны быть аргументированы и конкретны, вытекать из содержания работы.
Список литературы включает в себя перечень специальных литературных и других источников, действительно использованных при подготовке курсовой работы. В списке литературы должны быть журнальные статьи, учебники, монографии в алфавитном порядке по фамилии авторов.
Список литературы должен включать не менее 20 источников. Использование периодической литературы является обязательным. Образец списка литературы см. в Приложении 7.
В приложениях могут быть приведены вспомогательные материалы к основному содержанию работы: таблицы, графики (диаграммы), схемы, промежуточные расчеты, текст вспомогательного характера, заполненные бланки (копии) первичных документов и форм статистической отчетности предприятий (организаций), статистические формы наблюдений. Объем приложений не ограничивается и их количество не входит в общий объем курсовой работы.
Требования к оформлению текста курсовой работы
Текст курсовой работы печатается на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А4 белой писчей бумаги. Объем работы установлен в пределах 30-40 страниц машинописного текста (без учета списка литературы и приложений).
Расположение текста на странице должно располагаться следующим образом: размер левого поля – 30 мм, правого – 15 мм, верхнего и нижнего – 20 мм. На одной странице – 29 строк, в строке 60 символов. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореолов и затенения, шрифт Times New Roman. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Шрифт основного текста – 14, шрифт заголовков первого уровня полужирный, размер 16пт, шрифт заголовка второго и последующих уровней полужирный, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Названия разделов и параграфов выделяются полужирным шрифтом. Разделы и параграфы должны быть сбалансированы. Минимальный объем одного параграфа – 3 страницы.
Каждая глава начинается с нового листа (страницы), а параграфы продолжаются на той же странице, отступив от названия главы или текста предыдущего параграфа на 10 мм (1 строка). Между текстом и названием параграфа отступ отсутствует. Подзаголовки в параграфе не допускаются.
Нумерация страниц текста проставляется в правом верхнем углу листа. Проставлять номер страницы необходимо с первой страницы введения, на которой ставится номер «3». После этого нумеруются все страницы, включая приложения.
Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы) обозначаются словом «Рис.». Рисунки нумеруются арабскими цифрами, начиная с первого. Нумерация рисунков – сквозная. Название дается под рисунком в центре с номером рисунка и выделяется полужирным шрифтом. Рисунки могут быть выполнены в цветном виде. Во всех рисунках должна быть проставлена единица измерения. Пример оформления рисунков представлен в Приложении 6. В тексте работы обязательно должна присутствовать ссылка на соответствующий рисунок.
Рисунки должны быть выполнены студентом в редакторе, прочно совместимом с MS Word. Наиболее оптимальным является выполнение рисунков в редакторе диаграмм программ MS Word или Excel.
Помещенный в курсовой работе цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц. Слово «Таблица» и наименование помещают над таблицей по центру, без абзацного отступа в одну строку с ее номером и тематическим заголовком таблицы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами, причем также как и у рисунков, нумерация таблиц должна быть сквозной. Каждая таблица должна иметь название, которое помещается над соответствующей таблицей. Его следует помещать над таблицей слева, в одну строку с ее номером через тире «Таблица 1 - Наименование». Названия таблиц следует выделять полужирным шрифтом. Рекомендуемое количество таблиц в курсовой работе – не менее 3-4 (таблицы в приложениях не учитываются).
Цифровые данные в таблицах пишутся строго по классам и разрядам чисел (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.). Если таблица целиком заимствована из одного источника или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем курсовой работы на основе первичных материалов. В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10-12. Во всех таблицах должны быть проставлена единица измерения. Пример оформления таблицы приведен в Приложении 6. В тексте работы обязательно должна присутствовать ссылка на соответствующую таблицу.
При переносе таблицы на следующую страницу курсовой работы над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. При этом, пронумеровав графы в начале таблицы, повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы при ее переносе не повторяют. Если размер таблицы превышает одну страницу, то она выносится в приложения.
Пояснение символов, коэффициентов рекомендуется приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента приводится с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы должны нумероваться арабскими цифрами. Номер формулы заключают в круглые скобки и помещают на правом поле на уровне нижней строки формулы, к которой он относится. Например,
Тд = Тс × П × Д, | (1) |
где Тд- дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.;
Тс - среднедневной товарооборот до рекламного периода, руб.;
П - прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный периоды, %;
Д - количество дней учета товарооборота в рекламном и послерекламном периоде.
Иллюстрации и таблицы не рекомендуется размещать сразу после заголовка, и они не должны завершать текст. После рисунков и таблиц (до следующего заголовка) должен быть текст.
В работе должны быть ссылки на первоисточники. Ссылки приводятся в квадратных скобках после упоминания о них или в конце цитаты. После указания конкретных цифровых данных или цитат в ссылке указываются страницы, на которых помещается использованный материал, и номер источника в списке литературы. Например, [9, с.52], т.е. источник номер 9 в списке использованной литературы, страница 52.
Защита курсовой работы
Защита курсовой работы является обязательной формой проверки выполнения работы. Защита производится в присутствии комиссии, состоящей не менее чем из 2 преподавателей кафедры, один из которых является руководителем курсовой работы, в присутствии обучающихся. Результаты наиболее интересных курсовых работ могут быть доложены на научных конференциях. Публичная защита стимулирует научный интерес, творчество, ответственность обучающихся.
Защита курсового проекта/работы проводится в соответствии с утвержденным на кафедре расписанием, которое должно быть доведено до сведения обучающихся не позднее, чем за 2 недели до начала защит.
Защита работы производится в форме публичного доклада продолжительностью 5-7 минут с последующим обсуждением. На защиту одной работы в общей сложности отводится около 10-15 минут.
Доклад должен содержать:
- актуальность, цель и задачи работы;
- краткую характеристику объекта исследования:
- основное содержание каждого раздела работы;
- основные выводы и предложения с оценкой их эффективности;
Аудитория, где проводится защита, должна быть оснащена соответствующими техническими средствами, чтобы доклад мог сопровождаться демонстрациями и другими наглядными средствами. Все присутствующие могут задавать защищающемуся вопросы по содержанию работы и участвовать в обсуждении.
Критерии оценки курсового проекта/работы указываются в фондах оценочных средств промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине.
Оценка результатов курсовой работы заносится в зачетную книжку обучающегося и ведомость учета качества учебной работы (зачетноэкзаменационную ведомость).
Обучающийся, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший его по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.
После защиты курсовые проекты/работы должны храниться на кафедре согласно номенклатуре дел; затем работы, не представляющие для кафедры интерес, уничтожаются по акту.
Итоги выполнения курсовых проектов/работ ежегодно обсуждаются на кафедрах.
5. Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1..Володин А.А. Управление финансами. Финансы предприятий [Электронный ресурс]: Учебник / А.А.Володин, Н.Ф.Самсонов и др.; Под ред. А.А.Володина - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 364 с. – Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=405633
2. Никулина Н. Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Никулина Н.Н., Суходоев Д.В., Эриашвили Н.Д. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 511 с. – Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=883788
Дополнительная литература:
1. Лысенко Д. В. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]:: Учебное пособие / Д.В. Лысенко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 372 с– Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=251922
2. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]:: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 240 с. – Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=336820