Трансформация сознания в эпоху Интернета




 

Тема «Трансформация сознания в эпоху Интернета» подразумевает каузальность, которая существует между Интернетом (Инетом) и сознанием, причем каузальность от первого ко второму. Однако на время оставим вопрос о детерминации и обратимся к членам этого отношения. Термин «сознание» (в данном контексте) может трактоваться трояко. Во-первых, это индивидуальное сознание человека; во-вторых, это общественное (планетарное) сознание человечества в целом; в-третьих, это целый спектр промежуточных уровней сознания, в частности сознание некоторых профессиональных групп, например: сознание программистов или (versus) сознание пользователей-архитекторов, работающих с компьютерными программами. Понятно, что в зависимости от трактовки термина «сознание» исходная проблематика обсуждения претерпевает серьезные изменения, т.к. говорить о влиянии компьютерных (Интернет) технологий на (профессиональное) «сознание» (мышление, стиль разработок) пользователей этих технологий, видимо, вполне правомерно, а соотношение (каузальное влияние) между «сознанием» автора (разработчиками) какой-либо компьютерной игры (как частного случая виртуальных технологий) и его продуктом скорее обратное. Говорить же об Интернете как планетарном явлении, наверное, пока преждевременно (вспомним хотя бы российскую глубинку), хотя определенное влияние на стиль общественных, например политических или административных, отношений, т.е. на общественное сознание в целом через его (государственную) верхушку, он оказывает. Несколько более точно определен второй член отношения, однако и здесь есть неявная двусмысленность. Говоря об «эпохе Интернета», можно, во-первых,

подразумевать эпоху, которая детерминирована Инетом и в котором именно он занимает господствующее и определяющее все другие феномены место. Или все же наша эпоха по своей сути является чем-то иным, например «дисциплинарным обществом» (М.Фуко) или

«обществом потребления» (Ж.Бодрийяр), а Инет является скорее ярким, но вторичным (эпи)феноменом, т.е. «оберткой», скрывающей собой истинные – глубинные и сущностные – детерминанты. В этом случае вопрос о каузальности сознания Инетом «подвисает», поскольку

иным, например «дисциплинарным обществом» (М.Фуко) или

«обществом потребления» (Ж.Бодрийяр), а Инет является скорее ярким, но вторичным (эпи)феноменом, т.е. «оберткой», скрывающей собой истинные – глубинные и сущностные – детерминанты. В этом случае вопрос о каузальности сознания Инетом «подвисает», поскольку истинные причины трансформации сознания остаются незатронутыми и/или трактуются превращенным образом.

Несколько проясняет суть дела тезис В.М.Розина (см. его сооб. на форуме «Трансформация сознания в эпоху Интернета») о том, что сознание (какое из трех?) существенным образом зависит от типа семиозиса, а если, вслед за М.Маклюэном, рассматривать четыре типа семиоза (типа культур): устную, письменную, печатную и электронную, то Интернет как яркое проявление четвертого типа семиозиса ведет к трансформации сознания. С этим тезисом вряд ли можно согласиться безоговорочно в настоящее время. Дело в том, что сейчас Инет (как, впрочем, и другие проявления электронного типа семиозиса) является лишь порождением сознания (современного человека) и поэтому он (они) выступает не столько как определяющий сознание, сколько как определяемый сознанием феномен[1]. Однако и в этом случае заявленная тема весьма интересна, поскольку Инет выступает как «проявитель» некоторых глубинных трансформаций сознания (даже если мы оставим в стороне вопрос о причине этих изменений) или как «выразитель» тех черт сознания, которые ранее хотя и присутствовали, но были малозаметны или были неразвиты и занимали подчиненное положение (заметим, что в этом случае мы вообще отказываемся от идеи качественной трансформации сознания, ограничившись концепцией его локальных модификаций путем изменения удельного веса отдельных его составляющих). Именно в таком ослабленном варианте мы и будем трактовать поставленную проблему: отношение «сознание – Инет» является не каузальностью, а отношением соответствия: Инет как частный случай виртуальной реальности является моделью сознания; средством, которое позволяет исследовать специфические для данной эпохи черты сознания.

Если мы рассматриваем современную эпоху как господство информационных технологий, то собственно «мировая паутина» является частным случаем проявления так называемой виртуальной реальности. Тогда ранее поставленный вопрос о соотношении сознания и Интернета расщепляется на два (под)вопроса о соотношени

и Интернета расщепляется на два (под)вопроса о соотношени

(структур) сознания и виртуального мира и о соотношении (структур) реального (обычного) и виртуального миров. Однако прежде чем переходить к анализу этих (под)вопросов, необходимо уточнить концептуальное содержание термина виртуальная реальность, который в настоящее время получил широкое распространение, но из-за своего расплывчатого (неопределенного) содержания подчас используется исследователями в разных значениях (это проявилось и среди участников состоявшегося форума), что недопустимо в рамках единой полемики. В данном тексте мы не претендуем на окончательное решение этого вопроса, а ставим более скромную задачу: сформулировать некоторое уточнение этого расплывчатого термина, с учетом которого и будет проводиться последующий анализ.

Первый, самый поверхностный смысл термина «виртуальная реальность» состоит в том, что это не естественная, а искусственная, порожденная человеком среда. С этим связан ее вариабельный характер в отличие от константного – устойчивого и постоянного – характера обычной реальности. Например, именно параметр временной (не)продолжительности лежит в основе различения обычных и виртуальных частиц в современной физике: виртуальность означает здесь относительную временную непродолжительность, нестабильность. Но концептуальное содержание понятия вариабельности шире, так как здесь помимо момента временной непродолжительности присутствует еще и момент динамичности[2]: вариабельное не только непродолжительное, но и более динамичное, быстро меняющееся (хотя эти два момента связаны между собой, т.к. уменьшение временного масштаба, как правило, приводит к увеличению скорости процессов). С этой точки зрения виртуальным можно назвать мир, который быстро меняется и существует непродолжительное время. Например, это «мир»

возможно, другие, отличные от привычных нам законы (и который поэтому требует от нас определенных интеллектуальный усилий, т.к. мы к нему не приспособлены и наше инстинктивное поведение, являющееся результатом приспособления к обычному – действительному – миру, здесь уже не помогает). По этому основанию

к виртуальным мирам, помимо компьютерных виртуальных миров, относятся миры художественного вымысла (литературы, кино, картины...),

 

например кэрролловский мир «Алисы в стране чудес» или мир

«Сталкера» А.Тарковского. В концептуальном плане это более сильное понимание виртуальности, т.к. наш мир является одним из возможных миров, и поэтому он теряет свой исключительный статус не только по (одному) критерию продолжительности (постоянства): в виртуальных мирах можно варьировать любые характеристики.

(Третьим, теснее связанным с компьютерными технологиями, является понимание виртуальности как квазиреальности. Здесь виртуальная реальность предназначена для моделирования каких-то черт обычной реальности (как правило, с целью развития профессиональных навыков). Однако в концептуальном отношении это – частный случай ирреальности).

«Сумма» двух выделенных выше смысловых составляющих – вариабельности и ирреальности – очерчивает смысловое поле данного термина. Однако это объединение нужно понимать не просто как механическую сумму, а как синтез, в котором два

эти концепта обогащают друг друга. Вариабельность как бы

накладывается на ирреальность и получается новый тип ирреальности – динамическая ирреальность, т.е. такой мир, в котором не только его

эти концепта обогащают друг друга. Вариабельность как бы

накладывается на ирреальность и получается новый тип ирреальности – динамическая ирреальность, т.е. такой мир, в котором не только его законы отличны от законов реального мира, но и сами его законы имеют динамичный характер (ср. с миром «зоны» из фильма «Сталкер»). Это самое сильное понимание виртуальности, когда виртуальный мир не только странен, но и непредсказуем. Т.е. виртуальность является невозможным возможным миром, в котором нарушаются самые «сильные» – логические – законы, например логический закон тождества, т.к. из-за его динамизма здесь не выполняется равенство А = А, а вследствие этого и закон непротиворечия, т.к. виртуальные объекты могут иметь противоречивые признаки. Тем самым под виртуальной реальностью можно понимать динамически подвижную среду, имеющую относительную временную

8

непродолжительность, которая по своим параметрам (полностью или частично) отличается от статично-постоянной обычной реальности, причем законы этой среды сами имеют изменчивый характер.

Дополним концептуальный анализ некоторыми формальными

соображениями, которые позволяют уточнить статус виртуальной реальности. Пусть тип реальности задается фиксацией параметров пространства (s) и времени (t). Варьируя эти параметры, можно получить четыре типа реальности (соответственно четыре типа объектов): физическую st - реальность (объекты которой являются пространственно-временными

сущностями, т.е. существуют как в пространстве, так и во времени); метафизическую – непространственную и вневременную – st - реальность (объектами этого типа являются, например, идеи Платона); математическую st -реальность, или неподвижно структурированный мир, задаваемый, в частности, декартовой системой координат, которая может быть расширена за счет дополнительных измерений, например введением квазипространственного временного измерения (наглядным примером объекта этого типа является траектория, где собственно движения тела как динамического процесса уже нет, см. критику такого пространственного понимания времени у А.Бергсона)[3]; и наконец, st -реальность, которую, опять-таки вслед за Декартом, можно отождествить с ментальной реальностью. Виртуальную (в частности, компьютерную) виртуальность, можно рассматривать как разновидность st - реальности. Тогда сформулированный выше тезис о соответствии сознания и Инета можно усилить: онтологическая однородность ментальности и виртуальности придает их взаимодействию особо сильный характер: виртуальная реальность, с одной стороны, является прямым порождением сознания, а, с другой стороны, она может оказывать существенно-непосредственное влияние на психику отдельного человека и сознание в целом.

Проблема клипового мышления

Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов.

Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой

слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при

клиповом мышлении — окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ. Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно. Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века — уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения. Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%. Другая сторона клипового мышления — ослабление чувства сопереживания, ответственности. Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка». «…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики — один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты

постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое.

Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь

через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок — больше туда не будем ходить… Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем». Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию. Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого — два-три абзаца — объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача — создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации. Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы. Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых записей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самый яркий пример — «Матрица»). То есть система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей. Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем — способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие

«продолжительного» мышления. Отсюда, возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров. Как же бороться с клиповым мышлением? В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод — это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы). В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного — обсуждение, конспектирование и т. д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира. В заключение хочу привести интересный пример. Один известный российский маркетолог, автор брендов «Дарья», «Тинькофф», «Т» и др., преподавая в МГУ, заставляет своих студентов читать современных философов — Бодрийяра, Лиотара, Фуко, Барта, Лосева, Бахтина, Мамардашвили. Он считает, что именно через их труды можно научиться выстраивать цепочку от общего к частному и стать успешным маркетологом. Смею заверить, что изучение трудов упомянутых мыслителей намного сложнее чтения русской классической литературы. И если для обладателя клипового мышления последнее является сверхзадачей, то с философией он уж точно не справится, и как вывод — вряд ли чему научится.

Плюсы и минусы современных технологий.

И так, расскажу сначала о плюсах, которых конечно больше, чем минусов. По крайней мере, для большинства людей смотрящих в будущее, и понимающих о чем идет речь.

1. Возможность обращения пользователя к большим объёмам информации, развлечениям, чем при использовании традиционных технологий.

2. Экономия времени.

3. Более полная реализация творческого потенциала пользователя благодаря использованию средств компьютерной связи;

4. Лёгкий способ покупок (интернет магазины).

5. С помощью новых технологий очищается окружающая среда. Идет переход от техницизма (природа как мастерская) к экологизму

(природа как храм).

6. Интернет и социальные сети помогают в общении с носителями языка.

7. Дистанционное обучение.

К минусам можно отнести:

1. Выход из строя компьютерных устройств хранения информации и других механизмов.

2. Сейчас современное общество приобретает фактически полную зависимость от информационной инфраструктуры.

3. Негативное влияние на способности грамматически и синтаксически правильно выражать свою мысль.

4. Негативное влияние на здоровье.

Сегодня уже никому не надо доказывать, что информационные технологии, несомненно, являются полезными, но при этом не стоит забывать, что они потенциально могут привести к проблемам.

 


 

Вывод:

В данной статье мы рассмотрели проблемы современных технологий и проблемы современного мира полного технологий и новшеств. И в заключении хотелось бы сказать что появление компьютеров и интернета неизбежно влилось в нашу жизнь на повседневную и стало такой же обыденностью как по утрам чистить зубы и т.д. А так же затронули проблемы плюсы и минусы технологий. А хорошо это или плохо это субьективное мнение каждого, ибо абсолютную истину никто из людей не знает и все что мы видим и ощущяем это субьективно.

 

Список литературы и источники:

  1. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. – 2004. - № 2.
  2. https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/8011/
  3. https://iphlib.ru/library/collection/articles/document/HASH01bfe4ba351f22637a70c9a3

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: