Как обстоят дела с коррупцией в России?




Как борются с коррупцией в России и в мире?

19 августа

150 дочитываний

1 мин.

 

Борьба с коррупцией. Фото из свободный источников

Согласно данным международной организации Transparency International, Россия по степени коррумпированности занимает 144 место из 183, уступая Гвинее, Мексике и Мальдивам. Неудачная борьба с коррупцией в России — главная слабость страны. А как дела обстоят у других государств?

Коррупционные преступления в России и мире

Сомали, Южный Судан и Сирия в топе — там и шагу нельзя ступить, не дав взятку. Хороший пример подают Дания, Новая Зеландия, Сингапур, Финляндия и ряд других скандинавских стран — они преуспели в борьбе с коррупцией.

По информации Росстата, потери страны от коррупционных схем доходят до 25–48 % ВВП. Эти цифры растут с каждым годом — так, еще в 2011 потери были равны 7%.

Наибольший вред наносит коррупция в государственных органах. Согласно анализу судебной практики по коррупции, она затрагивает такие сферы:

· госзаказы и госзакупки;

· выдача разрешений и сертификатов;

· правоохранительные органы;

· регулирование земельных отношений;

· строительство.

Что говорит о борьбе с коррупцией мировая практика?

Со второй половины XX века чиновники возвели борьбу со взяточничеством в ранг государственной политики. К 2020 году противодействие коррупции в ряде стран вышло на новый уровень.

США. В Соединённых Штатах Америки за коррупционные схемы предусмотрены штрафы в тройном размере или тюремное заключение от 15 лет. Существует специальный этический кодекс. Для государственных должностей нет никакого иммунитета — любой чиновник легко привлекается к уголовной ответственности, пусть и в особом порядке.

Ограничивается право государственного служащего на заработок по совместительству — его размер не должен превышать 15% оклада, причем ограничение действует в течение двух лет после увольнения.

Сингапур. Центральное звено противодействия взяткам в Сингапуре — Бюро по расследованию случаев коррупции. Этот независимый орган проверяет действия чиновников, ищет слабые звенья в системе управления и пытается их устранить. Отчетность строго контролируется у всех должностных лиц. Административные барьеры и излишняя бюрократия устраняется.

В Финляндии строгий общественный контроль: высокая свобода СМИ, прозрачность и гласность принятия решений должностными лицами, компактность административной системы и достойная зарплата чиновников.

Как обстоят дела с коррупцией в России?

Борьбе с коррупцией в России долгое время не уделялось достаточного внимания. В 2008 году президент РФ утвердил первый Национальный план противодействия коррупции.

Разработка основных положений государственной антикоррупционной политики и пакет законов строились на трёх основных принципах:

1. меры по противодействию коррупции должны быть органичной частью политики государства по изменению негативных тенденций в государственном и хозяйственном управлении, сформировавшихся за предыдущие десятилетия, и должны быть просчитаны с точки зрения последствий;

2. принимаемые правовые положения должны не только сформировать механизм противодействия коррупции, но и содержать импульс для его дальнейшего развития;

3. новые правовые нормы должны «вписываться» в правовую систему Российской Федерации, «не ломать» ее и не вносить чуждые для нее элементы, а также быть реально выполнимы.

В конце 2008 г. приняли пакет антикоррупционных законов. С него начался этап создания законодательных основ противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы России. В пакет законов вошли:

· Федеральный закон «О противодействии коррупции»;

· Федеральный конституционный закон, вносящий изменения в ст. 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»;

· два федеральных закона, вносящих изменения в почти 30 федеральных законов.

7 мая 2013 был принят Федеральный закон № 79-ФЗ. Он ввёл запрет на владение счетами и хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, пользование иностранными финансовыми инструментами для отдельной категории лиц.

Современный этап реализации государственной антикоррупционной политики направлен прежде всего на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции», соответствующих указов Президента Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации по созданию действенного механизма противодействия коррупции.

Некоторые эксперты считают, что результаты противодействия коррупции к 2020 году далеко не идеален. Обратите внимание на статистику, приведённую в первой части статьи. Сказываются отсутствие строгой системы отбора кадров, непрозрачность отчетности и перегруженный бюрократический аппарат.

Есть мнение, что России следует перенимать опыт, характерный для Сингапура и ряда других азиатских стран: упрощать бюрократические процедуры, строго следить за действиями госслужащих и надзирать за соблюдением антикоррупционного законодательства и этических норм.

Антикоррупционная политика Российской Федерации

Автор: юрий | 03.12.2018

4 комментария

В России коррупция всегда присутствовала и всегда создавала немало проблем. Как подчеркнуто в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ: «коррупция – один из главных барьеров на пути нашего развития». Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования работы правоохранительной и судебной систем, законодательства до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла. Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества.

Опыт России последних лет свидетельствует, что прямолинейная либерализация уголовно репрессивного преследования коррупционеров, обращение к совести людей, политизация коррупционных дел, антикоррупционные пиар-кампании, переход к кратным штрафам, покрывающим нанесенный ущерб, себя не оправдали. На поверку оказалось, что лишь 8% взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы, возмещение же по исполнительным листам нанесенного ущерба не превышало одной сотой от суммы судебно вынесенных штрафов.

Коррупция в нашей стране в нарушение всех основополагающих принципов конституционного строя приобрела системный характер, а значит, требует адекватных системных мер противодействия. Проводиться они должны профессионально, продумано и социально выверено.

Борьба с коррупцией не может быть кампанией. Антикоррупционная стратегия успешной может быть лишь при условии, если будет научно обоснованной, перспективно продуманной и всеобъемлющей, если на этом направлении будет сконцентрировано внимание не только властей, но и все интеллектуальные, организационные и нравственные ресурсы общества.

Антикоррупционная политика Российской Федерации является важнейшим направлением государственной политики, цель которой заключается в выражении неприятия коррупции, а именно: в разработке и реализации целей, задач и форм деятельности федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов и институтов гражданского общества по предупреждению (профилактике) коррупции, борьбе с нею и
минимизации (ликвидации) негативных последствий. Очевидно, что коррупция в России – не признак только сегодняшней исторической эпохи.

Коррупция присутствовала в той или иной форме и объеме во все исторические периоды Российского государства. Являясь сложным, многогранным явлением, коррупция приобрела огромные масштабы в момент смены политических эпох и формирования независимой России. Государственная антикоррупционная политика, реализуемая в настоящее время, в своем развитии прошла ряд этапов. Началом подготовительного этапа в формировании государственной антикоррупционной политики.

России можно отнести 1990-е годы, когда стали предприниматься попытки сформировать полноценное правовое поле для эффективной борьбы с коррупцией в России. Впервые Президент РФ в своем Указе от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», то есть на самом высоком государственном уровне, официально признал, что «коррупция не только цинично ущемляет конституционные права граждан, что уже само по себе недопустимо, но и подрывает демократические устои государства, дискредитирует деятельность аппарата государственного управления, извращает принципы гуманизма, законности и социальной справедливости».

Постепенно высказывания главы государства ужесточались. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 6 марта 1997 г. говорилось уже о необходимости «объявления войны коррупции», декриминализации экономической жизни и ликвидации условий, питающих коррупцию. В Уголовном кодексе РФ появились статьи, квалифицирующие в качестве коррупционных такие преступления, как легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем, злоупотребление
служебным положением, служебный подлог, дача и получение взятки.

Первый этап в формировании государственной антикоррупционной политики России связан с деятельностью межведомственной рабочей группы, которая была образована Указом Президент Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 129 для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. Данной группой был подготовлен проект федерального закона, основная идея которого сводилась к созданию единого федерального органа исполнительной власти по борьбе с коррупцией и усилению уголовной ответственности за должностные преступления.

Однако эта идея поддержана не была. Начало следующему этапу положил Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции». Во исполнение этого Указа был подготовлен Национальный план противодействия коррупции, который был утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568. Этим Национальным планом, наряду с организационными и пропагандистскими мерами, предусматривалась подготовка пакета проектов законов, направленных на системное правовое обеспечение антикоррупционной политики.

Национальный план противодействия коррупции предусматривал «разработку первоочередных мер по противодействию коррупции, в том числе: установление специальных требований к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, а также контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц; совершенствование механизмов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации; разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы, и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне; развитие процедуры досудебного и внесудебного разрешения споров, и т.п.

Таким образом, Национальный план противодействия коррупции, наряду с конкретными антикоррупционными мероприятиями, содержал ряд мер общего стратегического характера. Вместе с тем анализ работы государственных и общественных институтов выполнения плана показал необходимость внесения определенных корректив в соответствующее регулирование.

В этой связи Президентом Российской Федерации был издан Указ от 13.04.2010 №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010– 2011 годы», которым Национальный план противодействия коррупции был изложен в новой редакции. Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера.

Разработка основных положений государственной антикоррупционной политики и пакета обеспечивающих
ее законов в 2008 г. строилась на следующих принципах:

— меры по противодействию коррупции должны быть органичной частью политики государства по изменению негативных тенденций в государственном и хозяйственном управлении, сформировавшихся за предыдущие десятилетия, и должны быть просчитаны с точки зрения последствий;

— принимаемые правовые положения должны не только сформировать механизм противодействия
коррупции, но и содержать импульс для его дальнейшего развития;
— новые правовые нормы должны «вписываться» в правовую систему Российской Федерации, «не ломать» ее и не вносить чуждые для нее элементы, а также быть реально выполнимы.

В конце 2008 г. был принят пакет антикоррупционных законов, включающий:

-Федеральный закон «О противодействии коррупции»;

-Федеральный конституционный закон, вносящий изменения в ст. 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»;

-два федеральных закона, вносящих изменения в почти 30 федеральных законов. Принятие этого пакета федеральных законов ознаменовало начало нового этапа в антикоррупционной
политике – этапа создания законодательных основ противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы России

В развитие требований законов в 2009 г. был издан ряд указов Президента Российской Федерации, определяющих: порядок представления государственными служащими сведений о своих доходах и об имуществе и доходах и об имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, порядок размещение на сайтах в сети Интернет; порядок проверки этих сведений. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 было утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Следующий этап связан с корректировкой ответственности за коррупционные правонарушения. Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ в УК России и КоАП России внесены серьезные изменения, суть которых сводится к следующему:

1. закреплено четыре вида взятки в зависимости от их размера;

2. лишение свободы рассматривается как альтернативное к штрафу наказание; штраф (естественно, в меньших размерах) назначается в обязательном порядке и при лишении свободы;

3. введение ответственности за посредничество во взяточничестве;

4. в санкциях на первом месте в числе наказаний назван штраф до стократной суммы взятки, но не менее двадцати пяти тысяч рублей и не более пятисот миллионов рублей;

5. введен институт освобождения от уголовной ответственности, если лицо, давшее взятку или выступающее в качестве посредника, активно способствовало раскрытию преступления, либо
имело место вымогательство, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки или подкупа органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Изменения, внесенные в КоАП России, были направлены на развитие института ответственности за дачу взятки от имени или в интересах юридического лица: увеличены штрафы, срок давности
применительно к коррупционным правонарушениям установлен в 6 лет; введена глава о международной помощи по административным делам.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» в качестве меры юридической ответственности за коррупционные правонарушения введено освобождение от должности, антикоррупционные стандарты распространены на служащих Банка России, работников фондов и государственных
корпораций и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, установлено, что предприятия и иные организации обязаны принимать меры по противодействию коррупции.

Во исполнение этого Закона 2 апреля 2013 г. издан Указ Президента Российской Федерации № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»». В декабре 2012 г. принят Федеральный закон № 230-ФЗ («закон о расходах»), в соответствии с которым лица, замещающие должности, замещение которых влечет обязанность представлять сведения о доходах, обязаны представлять сведения об источниках получения средств по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ ввел запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Настоящий этап реализации государственной антикоррупционной политики направлен прежде всего на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции», соответствующих указов Президента Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации по созданию действенного механизма противодействия коррупции.

Следует особо выделить тот факт, что Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы включает конкретные указания по привлечения общественности к антикоррупционным действиям, а именно: общие инициативы по созданию «эффективной системы обратной связи» с населением, так и детальные предписания: федеральные органы должны предавать гласности каждый случай конфликта интересов руководящих сотрудников.

Отдельным пунктом плана Министерству юстиции РФ поручено организовать с представителями различных социальных групп изучение вопроса формирования механизма лоббизма. В связи с этим преодоление коррупции является важнейшей задачей не только Российского государства, но и общества в целом и каждого отдельного гражданина. Таким образом, в настоящее время происходит выработка законодательных концептуальных подходов к масштабной борьбе с этим социальным злом, принимаются соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность государственных,
правоохранительных и других органов по борьбе с ней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: