Содержание
Введение
. Сущность дистанционного обучения
. Принципы организации дистанционного обучения
. Показатели эффективности и перспективы дистанционного обучения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Практически все сферы жизни современного человека существенно изменились под влиянием компьютерных и информационных технологий. Сфера образования не стала исключением, поскольку информатизация образовательного процесса в РФ - это один из важнейших механизмов, затрагивающий основные направления модернизации всей образовательной системы. Вследствие этого наряду с традиционными формами образования появилась новая форма обучения - дистанционная, основанная на современных информационных и коммуникационных технологиях, позволяющая не только учиться, а и повышать квалификационный уровень ее пользователей. Дистанционная форма обучения является результатом эволюции традиционного образования, что привело к появлению электронной доски и компьютерных учебных систем, которые содержат в себе электронные учебники и программы, предназначенные для пользования виртуальной аудиторией. В свою очередь, виртуальный курс лекций разрешает сократить или удлинить время обучения по своему усмотрению. В современном мире «обучение на расстоянии» возможно в любом месте, где есть компьютер. А материал легко структурировать в соответствие с требованиями, которые выдвигаются к студентам любого высшего учебного заведения. Сам же студент может заниматься в любое удобное для него время в зависимости от индивидуальных потребностей.
Считается, что дистанционное обучение через Интернет представляет собой логическое продолжение опыта заочного обучения, но уже на качественно новом уровне. Практика показывает несколько иную ситуацию: единственное, что объединяет традиционное заочное обучение и классическую форму дистанционного обучения на основе Интернет-технологий - это отсутствие очного общения между преподавателями и студентами. И прежде чем делать выводы о преимуществах или недостатки дистанционного образования, следует выяснить его сущность, основные принципы и закономерности.
|
Сущность дистанционного обучения
Дистанционное обучение - это обучение, в основу которого положен принцип пространственной и временной отдалённости преподавателей и студентов друг от друга, а сам процесс обучения осуществляется с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий. Основная цель данного вида обучения расширение возможностей для людей, желающих сменить, или приобрести новую профессию.
На сегодняшний день принято выделять шесть форм дистанционного обучения:
экстернат;
Вузовское образование;
обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных учреждений;
учёба в специализированных заведениях дистанционного обучения;
автономные учебные системы;
неформальное, интегрированное образование на основе мультимедийных курсов.
При этом объединяются разные технологии: педагогическая, информационная и нередко андрагогическая. Выделяют британскую синхронную модель дистанционного обучения и американскую асинхронную (популярна и в РФ)
Различают также иные вариативные модели дистанционного обучения, например, объединение очного и дистанционного обучения, корреспондентское обучение, интегративную модель традиционного и дистанционного обучения в ВУЗах, непосредственно дистанционное сетевое обучение (рис. 1), кейс-технологии и интерактивное телевидение.
|
Сначала элементы дистанционной формы получения знаний применялись в сфере дополнительного образования взрослого населения при заочном обучении еще до возникновения рынка образовательных услуг. Что же касается современности, то к реальному контингенту потенциальных студентов можно отнести тех, кто часто находится в командировках, военнослужащих, женщин в декретном отпуске, людей с физическими недостатками и тех, кто просто хочет получить дополнительное образование при нехватке времени. Такая ситуация объясняется рядом преимуществ технологии дистанционного обучения. Дистанционное обучение выступает как «активное», благодаря наличию мультимедийных материалов, сетевой системы обучения, в т.ч. с наличием модулей самостоятельной оценки знаний и интерактивного объяснения малопонятного материала. Возможность контакта между преподавателем и студентом может обеспечиваться путем создания электронных коммуникаций, например, проведения видео-конференций.
Рисунок 1
Схема модели дистанционного обучения
В конце концов, изменения происходят во всех элементах педагогической системы, и в основу содержания образовательного процесса ложиться не логика науки, а профессиональные задачи. Эти изменения являются довольно закономерными, ведь главным критерием при получении образования становится критерий поиска именно тех знаний, которые отвечают будущий профессиональной деятельности и способны помочь в решении конкретных профессиональных задач. Дистанционное обучение позволяет изменить сам принцип подачи материала. Преподавание не ограничивается одной дисциплиной, но возможно также формирование интегрированных программ, позволяющих подготовить более компетентного специалиста.
|
Тем не менее, это не означает, что фундаментальные знания отсутствуют в дистанционном образовании. Они остаются, но подаются иначе, а именно: знания даются - не «про запас», а с учетом актуальных потребностей и проблем, возникающих во время работы. На первое место выходят универсальные (методологические) знания, разрешающие проектировать и прогнозировать.
Таким образом, главные характеристики дистанционного образования с точки зрения психологии и педагогики включают:
асинхроность и гибкость занятий;
модульность;
массовость;
интерактивное общение и вариативность каналов коммуникации;
совокупность знаний и ориентацию на самостоятельность студентов, на мотивацию обучения;
широкое использование образовательных ресурсов сети Интернет;
оперативность учебного процесса.
Вследствие этого изменяются требования к методам и формам обучения, а также к функциям преподавателей, их профессиональной подготовке. Преподаватель-консультант (тьютор) дистанционного обучения должен отвечать за содержание учебно-методических материалов по своей дисциплине или дисциплинам. Тьютор осуществляет методическое руководство учебным процессом, отвечает на вопрос студентов и проводит проверку результатов их тестирований по дисциплинам. Студент, который обучается по данной технологии, имеет право задавать преподавателю вопросы, возникшие у него во время изучения каждого раздела курса, и отсылать их по электронной почте или иным способом. Тьютор обязан не позднее чем через три дня прислать ответ.
Анализируя компоненты дистанционного обучения, касающиеся учебного заведения, можно определить структуру сетевой системы. В неё должны входить:
учебный материал, подаваемый не только в виде программ, задач, контрольных и выпускных работ, но и научно-практической помощи. Студент должен быть обеспечен набором фундаментальных печатных учебников и учебных пособий, гипертекстовых мультимедийных программ, записанных на СD-RОМ;
дополнительные материалы могут включать подготовленные преподавателями лекции по дисциплинам, которые можно передать через сеть, или обзорные (наглядные) иллюстрированные видео-лекции по дисциплинам курса, тесты, опросники;
коммуникации в различном режиме, советы преподавателей относительно выполнения курсовых, дипломных или иных итоговых работы (рис. 2).
К наиболее важным компонентам дистанционного обучения можно отнести возможность рассмотрения ситуаций, близких в действительности, создание условий для самореализации студентов, раскрытия их потенциала, систематичность процессе обучения, индивидуальность подхода. Тем не менее, при разработке учебно-методической базы для дистанционного обучения не следует пренебрегать таким компонентом, как психологические особенности личности, которые являются основой учебно-познавательной деятельности и влияют на качество дистанционного обучения.
Электронные версии учебников, которые стали основанием для создания дистанционных курсов, как и традиционные учебники, не решают проблемы самостоятельной деятельности студентов при получении знаний. Эти программные продукты только создают виртуальную учебную среду, в которой и осуществляется дистанционное обучение. Но здесь возникают проблемы психологического характера, например неопытность, отсутствие навыков самообразования, недостаточное волевая саморегуляция, влияние групповых установок и т.п.
Рисунок 2
Компоненты системы дистанционного обучения
Поэтому при разработке программ дистанционного обучения важно тщательно распланировать занятия, включая организацию каждого из них с постановкой целей и задач обучения. Студенты должны понимать назначение предложенных курсов. Нужно учитывать психологические закономерности восприятия, памяти, мышление, внимания, возрастные особенности студентов. Важным фактором в процессе дистанционного обучения является обратная связь между преподавателем и студентом. Ее суть заключается в том, что в межличностном общении процесс обмена информацией усложняется и возникает проблема появления коммуникативного барьера. Если это случается, то информация подаётся в искажённом виде, что приводит к тому, что появляется угроза перерастания когнитивного барьера в барьер отношений, переходящий в чувство недоверия и враждебности по отношению к информации и ее источнику.
Следовательно, для максимально эффективной психологической атмосферы важны личные качества преподавателей в системе дистанционного обучения.