Принципы организации дистанционного обучения




 

Рассматривая сущность дистанционного обучения, нельзя не принимать во внимание ряд его принципов, среди которых следует выделить:

принцип деятельности, который означает, что все материалы должны касаться основных видов учебной деятельности и базироваться на реальных операциях, давая возможность применять собственный опыт студента для их решения;

принцип формирования поддерживаемой дружеской среды, позволяющий снимать психологические барьеры страха перед знаниями и тревоги. Вместо них формируется чувство безопасности и уверенности в себе, что в итоге оказывает содействие внутреннему раскрепощению студента;

принцип личностно-опосредованного взаимодействия заключается в том, что своевременный мониторинг учебных потребностей и успехов студента, оказывает содействие усовершенствованию его креативных, коммуникативных и рефлексивных способностей;

принцип открытого коммуникативного пространства сопровождается применением графики, анимации, звука и цвета, специальных эффектов, гипертекстов. Принцип подразумевает обсуждение результатов деятельности студентов и развитие индивидуального творческого подхода в учебной работе;

принцип интерактивности отражает закономерности не только контактов студентов с преподавателями, но и студентов между собой (в случае групповых занятий), что оказывает содействие интенсивности учебного процесса,

принцип стартовых знаний рассчитан на предыдущую подготовку студентов, которая будет оказывать содействие быстрому и лёгкому усвоению новой информации за счет активизации приобретённых умений и навыков;

принцип индивидуализации, для выполнения которого проводится входной и текущий контроль, позволяющий разработать индивидуальную учебную программу,

принцип идентификации является общим мероприятием безопасности, направленным на устранение «фальсификации» обучения. Одним из его технических средств выступает видео-конференц-связь;

принцип регламентации обучения вводит временные ограничения для обучения и самостоятельной работы студентов,

принцип отбора информационных средств обучения позволяет ставить и решать актуальные задачи педагогики, андрагогики, развития человека, его интеллектуального и творческого потенциала, учитывая все компонента обучения: цель, а также иные элементы, включая формы и средства образовательного процесса, содержание обучения;

принцип обеспечения открытости и гибкости обучения снимает ограничения по возрасту начального образовательного ценза с целью обучения в виде собеседований, анкетирования, тестирования и т.п.

Учитывая указанные выше принципы, можно сделать вывод относительно преимуществ, эффективности и действенности дистанционного обучения. Студенты ощущают необходимость дальнейшего обучения, обретают возможность работы с учебными материалами в таком режиме и объёме, который подходит непосредственно им. Эффект зависит от того, насколько регулярно занимается студент. Последовательное выполнение контрольно-диагностических задач и выпускной работы, поддержка со стороны преподавателя-координатора обеспечивает планомерное усвоение знаний.

Главными преимуществами дистанционного обучения при этом становятся:

возможность образования широких слоёв населения;

гибкость при выборе времени, места обучения и типа учебного заведения;

наличие индивидуального подхода с учетом потребностей и психологических особенностей студента;

доступность и открытость обучения;

совмещение обучения и профессиональной деятельности,;

возможность самореализации для студентов и преподавателей;

объективность оценки знаний, проводимой при помощи специальных программ;

улучшение познавательных навыков студентов, развитие самостоятельности, творческого и интеллектуального потенциала (табл. 1).

дистанционный обучение педагогика


 

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения

Вид обучения Традиционное обучение Дистанционное обучение
Материалы обучения Лекции Конференции Мультимедийные учебники Виртуальное общение
Практические занятия Лабораторные занятия Семинарские занятия Курсовые работы (проекты) Дипломные работы (проекты) Виртуальные тренажёры Интерактивные практики Задания для самостоятельного выполнения
Навыки Запоминание и предсказывание информации Выполнение текущих обязанностей, развитие творческого подхода
Контроль Опросы по теоретическому материалу Проверка заданий педагогом Контрольные работы Зачёты Экзамены Статистика: по работе с виртуальными материалами; выполнению заданий Тесты Автоматизированная проверка заданий
Дополнительные источники информации Печатные издания Открытые образовательные ресурсы Интернета Глоссарий Электронные издания Перекрёстные ссылки Предметные указатели Электронные каталоги Образовательные порталы

 

Психологическую основу дистанционного обучения составляет ряд мотивов у студентов:

познавательные - глубокий интерес к дисциплине или дисциплинам дистанционного курса, готовность к самостоятельному осмыслению материала, поиску знаний, желание применить и продемонстрировать уже имеющие знания, способности;

социальные - желание повысить свою квалификацию или получить новое образование, быть полезным обществу, занимать активную жизненную позицию;

ситуационные - необходимость повышения по карьерной лестнице, смена места работы, места жительства, изменение семейного положения и т.д.;

сопутствующие - неудовлетворённость традиционными методиками обучения, нехватка времени;

репродуктивные - желание применять знания на практике;

коммуникативные - потребность в общении с опытным преподавателем, в практических советах и рекомендациях.

Если познавательные и социальные мотивы слабо выражены или отсутствуют, то, скорее всего, потенциальный студент не готов к дистанционному обучению. Поэтому преподаватель или психолог в системе дистанционного обучения перед началом занятий должен определить степень готовности человека к такому виду обучения. Целесообразным является построение психологического профиля студента. В профиле учитываются интеллектуальные, рефлексивные, познавательные, личностные, мотивационные и коммуникационные качества студента. Среди мотивационных качеств изучаются потребности, интересы, установки, идеалы, переживания студента. Для этого могут использоваться различные методики, например, «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна, «Мотивация достижения успеха и избегания неудач» Т. Элерса, «Направленность личности» В Смекала и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: