Методы и формы формирования коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности




Внеурочная деятельность сочетает в себе различные формы и методы, которые применяют на занятиях для разнообразия деятельности, повышения интереса к посещению школы. Такое насыщение деятельности также влияет на успешное формирование навыков межличностного общения, осознание своего «Я», устранение трудностей в общении, выстраивание благоприятных дружеских взаимоотношений.

Эффективность процесса развития коммуникативных навыков зависит от правильности выбора педагогом соответствующих форм работы с младшими школьниками. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательного учреждение.

В начальной школе основными формами организации работы младших школьников являются фронтальные, групповые, индивидуальные.

Фронтальная форма работы предполагает работу всего класса над единым заданием, позволяет работать в одном темпе. Недостатком является то, что процессом руководит учитель, он направляет и организует деятельность учащихся, что мешает развитию самостоятельности детей. При этом организовать совместную работу можно только в ходе учебной дискуссии.

Учебная дискуссия - одна из форм работы, которая способствует повышению коммуникативной культуры, развивает мышление, мотивирует учащихся анализировать и оценивать свои собственные действия и мысли, учит принимать различные точки зрения на один и тот же вопрос, правильно критиковать мнение других.

Индивидуальная форма работы будет направлена на работу с конкретным учеником и коррекцию каких-либо возникших проблем.

Групповая форма работы предполагает включение всех участников образовательного процесса, деление на группы, которые в ходе выполнения поставленных задач идут к общей цели, имеют общий план работы и учатся взаимодействовать друг с другом.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, дебаты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественные полезные практики и т.д.

Актуальными формами внеурочной деятельности с младшими школьниками являются культурно–зрелищные программы, которые предполагаю активное включение посетителей в театрализованные действия.

Коммуникативные умения можно разделить на три группы:

• коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

• коммуникация как кооперация (наиболее важная составляющая – умение согласовывать усилия для достижения общей цели);

• коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи данных другим людям и развития рефлексии. Наиболее благоприятным периодом для формирования коммуникативных умений является школьный возраст. На начальном этапе у ребенка преобладает социальный смысл, поэтому главное условие для формирования коммуникативных умений, инициативы, самостоятельности, мотивации достижения является создание оптимальных условий. Теоретическими предпосылками природы общения выступают исследования, связанные с современным пониманием коммуникативных умений (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.). Учебно - коммуникативные

проблемы, с какими встречаются школьники, пересмотрены в работах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др. В количестве методов преодоления различных проблем теории ученые именуют особую организацию общения школьников. Эту проблему поднимали Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин. Теоретические исследования формирования коммуникативной деятельности школьников в начальной школе более цельно презентованы в труде Гришановой И.А.Вложение создателя заключается в исследованию и абстрактном обосновании характеристик, критериев,

степеней коммуникативных умений молодых подростков.

 

К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:

•проектирование совместной работы с преподавателем сверстниками — установление целей, функций соучастников, методов взаимодействия;

•постановка вопросов — активное совместная работа в отыскивании и сборе данных;

•разрешение конфликтов — обнаружение, распознавание трудности, отбор и анализ других методов дозволения столкновений, утверждение постановления и его осуществлении;

•управление поведением партнера — надзор, корректировка, анализ его операций;

•умение с необходимой полнотой и правильностью высказывать собственные идеи в согласовании с вопросами и критериями коммуникации;

•владение монологической и диалогической выступления в согласовании грамматическими и общепризнанными мерками дорогого стиля.

 

Формирование коммуникативных умений вне класса потребует применение

различных методов. В младших классах наибольшее использование обретают вербальные, наглядные, репродуктивные и практические методы, а так же игра. Психологи Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, И.А. Махмутов, З.И. Калмыкова и др. предлагают методы так называемого проблематичного преподавания в его различных модификациях.

В согласовании с образовательными задачами внеурочной деятельности, преподаватель способен подобрать наиболее рациональный комплекс методов поэтапного занятия организационно учебно - познавательной деятельности, таким образом всегда в один и тот же момент применяется несколько конкретных методов. Подбор способа подразумевает учет уровня развития, темперамента детей, особенностей характера, их склонностей и интересов, уровня коммуникативный умений.

Более эффективным способами формирования речевых умений и навыков правильного речевого поведения считается прогнозирование и проигрывание реальных ситуаций общения через практические методы, которые имеют в основе моделирование проблемных ситуаций в контексте речевого общения, ролевые тренинги, дидактические

игры, игры - упражнения, и конечно, сюжетно - ролевые игры.

Существует ряд дополнительных путей, имеющих своей целью формирование разговорной речи, это «работа с закрытой картинкой», «беседа о просмотренном кино или диафильме», «беседа по прочитанному рассказу», «беседы об интересных событиях, о выполненной работе, о проведенном выходном дне и празднике».

Чем же мотивировано общение ребенка? Исследователи полагают, что детям в общении необходимо чувствовать что-то новое, необычайность предмета или явления. Работа в этом направлении активизирует речевую деятельность детей.

В начальных классах, при обучении коммуникативной деятельности используется большое количество методических приемов. Перечислим некоторые из них:

1) создание ситуации, требующей использования определенного слова, словосочетания;

2) использование создавшейся ситуации;

3) игры;

4) игровые приемы.

 

 

Во внеурочной деятельности ситуации общения имеют место в естественной ситуации (в процессе живого ситуативного общения) или на занятиях. Иногда ситуации общения возникают в столовой, в библиотеке, во дворе, в парке, на спортивной площадке, в классе, в актовом зале и т. д. где необходимые речевые ситуации могут специально создаваться учителем для закрепления и усовершенствования речевого общения, либо используются естественно возникшие речевые ситуации.

 

Для построения внеурочной деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков можно использовать форму организации взаимной проверки заданий, задания для полной группы, создание учебных конфликтов, а также обсуждение младшими школьниками выходов и способов решения поставленных задач. В ходе анализа результата деятельности обе группы могут подмечать ошибки, допущенные другой группой и выносить их на обсуждение для выявления причин сделанных ошибок, полного их разбора.

Наиболее часто используемая форма работы это групповая, в ходе которой младшие школьники осмысливают учебные задачи. Работая сообща, дети распределяют между собой роли и функции, которые будут ими выполняться, составляют план дальнейшей работы. С помощью данной формы работы происходит включение всех учащихся класса в общую работу, создается настрой на результат, происходит активная познавательная деятельность в ходе общения.

При проведении занятий активно используется такой метод как беседа. В ходе беседы преподаватель может использовать различные наглядные материалы, приводить интересные примеры из жизни, знакомить с фактами, чтобы ученики были максимально задействованы в работе, испытывали интерес к прослушанной информации, формировали навыки вербального общения.

Используются различные рассказы, с целью вызвать у младших школьников эмоциональный отклик, разбирать конкретные ситуации и давать оценку действий.

Основным методом организации внеурочной деятельности являются логические, деловые игры, которые имитируют конфликтные и проблемные ситуации различного рода. В своих работах Д.Б. Эльконин подчеркивал значение игровой деятельности для развития психики детей. Именно в процессе проигрывания различных ролей и взаимодействия со сверстниками в игровых ситуациях, ребенок приобретает опыт общественного взаимодействия.

Психологи Т.В. Кудрявцев, И.А. Махмутов, А.М. Матюшкин, З.И. Калмыкова, Т.М. Дридзе и т.д. предлагают методы проблематичного преподавания в его различных модификациях.

Для установления взаимосвязей, договоренностей в ходе выполнения поставленных задач, развития навыков сотрудничества используется метод кооперативного обучения. Данный метод предполагает выявление проблемной ситуации, разработка плана действий для ее решения совместно с участниками группы, где каждый имеет ответственность за происходящее. По окончанию работы педагог оценивает работу групп и делает общий вывод.

Метод социальной терапии основывается на принятии и признании ребенка среди взрослых и сверстников, поддержки его в различных ситуациях. Данный метод используется с целью повышения социального статуса детей, уверенности в своих силах, выработки адекватной самооценки, умения принять помощь со стороны.

Для того, чтобы помочь младшим школьником освоить правила поведения и общения с окружающими людьми также используется метод поведенческого тренинга. На занятиях его используют при низком уровне развития навыков межличностного общения у детей.

Метод проектов направлен на совместную творческую деятельность младших школьников, в ходе которой составляется план работы, определяют цели и задачи, выделяют методы и способы работы, для достижения общего результата.

Для эффективной стимуляции речи младших школьников на занятиях используют метод мозговой штурм, в ходе которого учащиеся высказывают свое мнение на какой-либо вопрос без оценивания его со стороны. На доске педагог фиксирует высказанные мысли и идеи. Мозговой штурм не закончиться до тех пор, пока не закончатся идеи или не закончится время отведенное на данный метод.

Методы развития коммуникативных навыков, которые используются при проведении внеурочной деятельности, включают целый набор приемов, средств, упражнений. Среди них можно выделить:

  • создание речевых ситуаций;
  • ролевые игры, а также любые другие виды деятельности, которые могут вызвать у детей потребность высказываний;
  • ведение записей и дневников;
  • создание определенных сюжетов по воображению;
  • выбор различных жанров (доклады, выступление по радио, рекламы и т.д.);
  • «проба пера», т.е. литературно-творческие попытки в психах, прозе, драматических жанрах.

Таким образом, очень важно во младшем школьном возрасте развивать у детей коммуникативные навыки. В начальной школе для развития коммуникативной сферы личности учащихся используют внеурочную деятельность. Формы и методы проведения внеурочного занятия очень разнообразны. При использовании различных форм и методов работы с обучающимися можно прийти к благополучному личностному росту детей. Совместная работа с классом, группой сверстников, проявление своей индивидуальности перед коллективом будет иметь результат при правильном построении занятий по внеурочной деятельности, применении разнообразных форм и методов работы. Все это будет влиять на формировании коммуникативных навыков у младших школьников.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: