Тренировка культуры речи.




План – конспект занятия кружка «Психология общения»

Занятие № 16

Форма работы: информационный час

Тема занятия: «Непосредственная связь мышления и речи. Тренировка культуры речи»

Занятие № 16. «Непосредственная связь мышления и речи. Тренировка культуры речи».

«В сущности ведь для интеллигентного человека

Дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием,

Как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания

обучение красноречию сле­довало бы считать неизбежным».

А.П. Чехов

 

Считается, что речь возникла для процесса взаимодействия людей друг с другом в ходе какой-то общей целенаправленной деятельности для более эффективного её осуществления, а процесс мышления существовал отдельно от неё. Это видно на примере животных и их действенного подхода к каким-либо стоящим перед ними небольшим задачам, которые они способны решать несмотря на отсутствие речи. Первоначально речь была инструментом для того чтобы охарактеризовать какие-то необходимые знания о предметах, полученные во время трудовой деятельности для более лучшего их понимания и характеристики. Таким образом, речь была необходима для более эффективного существования. Такая речь, естественно, не была столь богата, как та, которой мы пользуемся сегодня. Она представляла собой отдельные смысловые единицы, которые использовались как целые предложения и иногда имели одновременно несколько смыслов, абсолютно разных по значению. В это время из-за многозначности речевых единиц речь применялась непосредственно во время совершения какого-либо действия или проживания ситуации. Любопытно, что во время развития речи у детей наблюдается отчасти похожее использование слов и ребёнок может использовать одно и то же слово для характеристики целой группы предметов, которые на первый взгляд могут быть не связаны между собой.

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например, в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата. Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так, взрослые и дети. Гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось. Конечно, в данном случае мысли все равно облекаются в словесную форму, а затруднение в решении задач связано с тем, что при фиксации языка возникают затруднения в движениях речевого аппарата. Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами.

Тренировка культуры речи.

От хорошо поставленного голоса, от ясной и правильной речи в значительной мере зависит успех передачи её содержания, направленного не только к разуму, но и к чувствам слушателей. Любая публичная речь прежде всего должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит и от ясности, отчетливости произношения — дикции. И, наконец, публичная речь должна быть достаточно правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нор­мам произношения, а именно, нормам русского литера­турного языка. Таким образом, техника речи включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Дыхание. Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание.

УПРАЖНЕНИЕ: ИГРА СО СВЕЧОЙ

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Сделайте бесшумный вдох через нос, затем подуйте на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

 

УПРАЖНЕНИЕ: МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

С помощью соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали.

В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

 

Голос. Нередко можно слышать жалобы педагогов, лекторов на голос, который их «подводит» — появляются сип, хрипота, начинает першить в горле, голос «садится».

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В предложенной артикуляционной гимнастике использованы известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка.

Примерная артикуляционная гимнастика.

 

УПРАЖНЕНИЕ: ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ

1.Веселый пятачок:

a) На счет «раз», сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два», губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов.

б) Сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево.

в) Пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнение, освободите полностью мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

 

УПРАЖНЕНИЕ: ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

1.Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

2.Конфетка. Губы сомкнуты. Языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

3.Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

4.Уколы. Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5.Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.

 

Дикция. Ясная, четкая дикция — первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произне­сении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Детей необходимо учить говорить плавно, хорошо открывать рот. Основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе.

Для развития дикции хорошо использовать упражнения типа:

«Фраза по кругу»

Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.

Проговорить одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.

«Мяч эмоций»

Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.

Произносить заданную фразу с разной интонацией из эмоций (грусть, радость, страх, печаль, злость…).

 

Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

Часто у нас возникает вопрос, где поставить ударение, на каком слоге? У французов, например, ударение всегда ставится на последнем слоге в слове. В русском языке ударение не только разноместно, то есть может падать на любой слог, но и подвижно и при изменении грамматической формы одного и того же слова ударение меняет место. Например, в словах «гОрод», «гОроду», но «городАм», «городА» или «прИнял», «прИмешь», «прИмут», но «принялА», «примУ». Иногда мы слышим «звОнит», вместо «звонИт». Правильно говорить «алфавИт», «договОр», «приговОр», «квартАл», «институт иностранных языкОв», «каталОг», «некролОг», но «филОлог» и т. д. Если возникает сомнение, где поставить ударение в слове, следует обратиться к словарям.

В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки произносятся без изменения лишь под ударением, а в безударном положении редуцируются, то есть подвергаются ослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только [О], стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к ударному звуку, редуцируется — это нечто среднее меж­ду [А] и [О], обозначим его [а] — маленькое. И, наконец, звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], совсем почти не произносится, как бы «съедается». Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А]. Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень. В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, З в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С., Например: лоб — ло[п], кровь — кро[ф'], глаз — гла[с], лёд — лё[т], испуг — испу[к]. Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей литературе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: