ЯН ВАЦЛАВ АНТОНИН СТАМИЦ (1717-1757)




ЙИНДРЖИХ ФРАНТИШЕК БИБЕР (1644-1704)

(Хейнрих Игнац Франц)

Соединил австрийское, немецкое и чешское искусство. По происхождению австриец, родился в Вартенберге, в Северной Чехии. Служил скрипачом в городе Крумау, где учился у Иоганна Шмельцера (1623-1680). Известен благодаря становлению в его творчестве трио-сонат. С 1666 руководит капеллой епископа карла Лихтенштейна-Кастелькорна в Кромержиже (очень известная капелла, для неё впервые изготовили виоль д’амур; библиотека включала в себя ноты Марини, Фарины, Уччеллини, Бертали, Люлли). Здесь Бибером были созданы различные светские и церковные ансамбли, серенады и балеты; соната для скрипки соло «Representatio avium» - звукоподражательные эффекты: соловей, кукушка, петух, перепел; крики лягушки, курицы, кошки.

1670 год – 1й скрипач Зальцбургской капеллы. «Соната-марш» - подражание нестройному пению ландскнехтов (политональные сочетания), применяются приёмы: удар смычком по деке, помещение бумаги между струнами. «Крестьянский праздник» - шестиголосная программная картина.

1673 – «Серенада с обязательным призывом ночного сторожа». Авторское указание: «Инструмент играют все без смычка, как лютня,… скрипки держать под рукой».

1675 – Основное произведение: Цикл из 15ти сонат для скрипки с басом и заключительная Пассакалья для скрипки соло. Программность замысла – перед каждой сонатой помещена гравюра из жизни Марии. В сонатах очень широко применён приём скордатуры. Лишь Первая соната и Пассакалья имеют обычную настройку. №8 – Ре-Фа-Си-бемоль-Ре; №11 – Ре поднимается на ноту Соль, а Ля опускается на ноту Ре!

Бибер добивается здесь различного исходного звучания инструмента, особой красочности, возможности исполнения новых художественных и технических эффектов. №11 помогает свободно исполнять децимы, не прибегая к растяжкам. Форма разнообразна, однако не выходит за пределы развитой инструментальной канцоны. Бибер широко включает в церковные(!) сонаты народные танцы – гавот, аллеманду, сарабанду, жигу. Трактовка программности – не следование за текстом, а стремление воплотить мысли и чувства, возникающие как переживание данного состояния. Почти все сонаты содержат вариации, в т. ч. «дубли». Сонаты отличает частая смена темпов, контрастность частей, виртуозность (использование седьмой позиции), прыгающие штрихи, переброски смычка, двойные ноты, аккорды, максимальное воплощение многоголосных возможностей скрипки.

Пассакалья – своеобразная энциклопедия скрипичной техники 17 века. Основная тема проводится 64 раза в басу, варьируется лишь верхний голос.

1677 – Бибер с успехом выступает в Вене.

В Шести сонатах для скрипки, двух виол и баса (1680) и Восьми сонатах для скрипки и баса (1681) Бибер закрепляет находки трактовки скрипки как сольного инструмента. Сонату №6 из сборника 1681 года Ф. Давид взял в качестве первого номера своей «Высшей школы скрипичной игры»

1684 – работает капельмейстером в Зальцбурге и директором музыкальной школы для мальчиков. Пишет т.н. «школьные оперы» (до нас не дошли), создаёт учебник пения. Здесь создаёт лучшие образцы трио-сонат – сборник «Семь сюит для двух смычковых с басом» - «Harmonia artificiosa - ariosa». Участвуют разные пары инструментов: 2 скрипки и бас, скрипка, виола да браччо и бас, 2 виоль д’амур и бас. №7 является 1м образцом произведений для виоль д’амур. Приёмы: гибкая мелодическая линия, усиление кантиленности, расширение применения арпеджированных аккордов, виртуозных штрихов в сочетании с народными приёмами исполнения. Например, 4я сюита содержит «Полишинель».

1690 – Бибер получает дворянство (указ Леопольда I).

В последние годы занимается сочинением духовной музыки. Наиболее масштабной является C-dur’ная месса (1701), повлиявшая в чём-то даже на творчество Моцарта.

Творчество Бибера оказало влияние на всю музыку 18 века: Леопольд Моцарт, И.С. Бах.

 

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛА

Вследствие эмиграции чешская музыка рано распространилась в Европе. В 18 веке значительный вклад в развитие искусства внесла Мангеймская школа. Её основоположник –

ЯН ВАЦЛАВ АНТОНИН СТАМИЦ (1717-1757)

родился в городке Гавличкув-Брод (тогда Немецки-Брод) в семье кантора и органиста Антонина Игнаца Стамица. Учился в иезуитской гимназии в Йиглаве (1728-1734) и занимался музыкой у отца. Влияние храмовой чешской музыки и замкового музицирования (Яромержицкая замковая капелла под руководством Франтишека Вацлава Мичи).

1734-1741 – обучение в Праге. 1741-1743 – Стамиц работает придворным музыкантом в Пфальце, затем переезжает в Мангейм, где становится членом курфюрстской капеллы. С 1744 Стамиц – концертмейстер, а с 1748 – руководитель Придворной капеллы. В 1742 году выступал во Франкфурте-на-Майне (соло на скрипке, виолончели, виоль д’амур, контрабасе), его называли «прославленным виртуозом».

Мангеймская капелла под управлением Стамица сыграла значительную роль в развитии нового инструментального стиля, в подготовке классического симфонизма, нашедшего своё завершение в творчестве Й. Гайдна, В. Моцарта и Бетховена. Заслуга – кристаллизация симфонического цикла, расширение сферы динамических оттенков, увеличение роли смычковых инструментов и их индивидуализация. Всё это содействовало развитию симфонической, а также камерно-инструментальной музыки, углублению её выразительности.

Одновременно с оркестровой деятельностью Стамиц эпизодически выступал в Мангейме и других немецких городах и как солист-скрипач; отлично владел игрой на альте и виоль д’амур. В 1754 сыграл свою сонату для виоль д’амур и скрипичный концерт, соревнуясь с Пьером Гавинье.

Среди сочинений: 74 симфонии, квартет, трио-сонаты, сонаты для скрипки с басом (ор.4 и 6), каприсы для скрипки соло, 16 скрипичных концертов.

Исполнительский стиль (можно судить по его скрипичным концертам): чистота интонирования, выразительность певучего, богатого динамическими оттенками тона; техника двойных нот, не уступающая Тартини, сложная полифоническая техника, штрихи, флажолеты, pizz. левой рукой.

 

Представители мангеймской школы: сыновья, Каннабих, Френцль (ученик Френцля Ф. В. Пиксис был первым профессором скрипки открывшейся в 1811 году Пражской консерватории).

 

КАРЕЛ СТАМИЦ (1745-1801)

Сначала учился у своего отца, затем у Ф. Рихтера и Х. Каннабиха. После учёбы работал вторым скрипачом в мангеймском оркестре. 1770 – едет с братом в Страсбург. 1772 – дебютирует в Париже в «Духовных концертах» на альте и виоль д’амур. 1778 – гастролирует в Англии и Германии. 1785 – Стамиц руководит оркестром герцога Л. де Ноайлеса. В 1787 – Прага, затем – Нюрнберг. Был в России, в частности, в Петербурге. С 1794 – дирижёр академических концертов в Йене.

Произведения: квартеты, 15 скрипичных концертов, 3 альтовых концерта (D-dur, A-dur, B-dur), 26 концертных симфоний (для скрипки и альта, для двух скрипок, альта и виолончели); сонаты – 3 для виоль д’амур, 6 виолончельных, 14 скрипичных, альтовая; дуэты для скрипки и альта, для альта и виолончели, для двух альтов, для скрипки и виолончели.

Мелодика К. Стамица отличается широким дыханием и выразительной певучестью. Техника его сочинений содержит самые разнообразные приёмы скрипичной и альтовой игры. Можно отметить пассажную технику в легато, связанную с мелизматикой и фигурациями. Стамиц требовал от исполнителей своих произведений свободного владения двойными нотами. Многие пассажи предполагают развитую координацию движений левой руки.

 

АНТОНИН СТАМИЦ (1754-1809)

Ученик Карела и Х. Каннабиха. В Париже (приехал с братом) служил в придворной капелле, занимался педагогической деятельностью (ученики Р. Крейцер и Ф. Пиксис), концертировал как солист и в ансамбле с Карелом (в 1772 впервые исполнили дуэт Карела для скрипки и альта). В 1788 Антонин исполнил один из своих концертов.

Антонин Стамиц также был членом королевского оркестра, концертировал в Вене, играл на альте и виоль д’амур.

Сочинения: 4 альтовых концерта (после 1785), смычковые трио и квартеты, скрипичные концерты. По стилю близок Моцарту.

 

 

ФРАНТИШЕК БЕНДА (1709-1786)

Родился в Старых Бенатках (Чехия) в музыкальной семье. Большую часть жизни провёл в Германии. Считают, что на Франтишека Бенду значительное влияние оказал Тартини.

Манера игры: виртуозность, выразительность и задушевная певучесть, отражение черт, свойственных чешской народно-песенной культуре. Тон необычайной красоты и полноты.

Ученики: Я. Ф. Кизеветтер, Й. Фодор, Ф. Рааб, Р. В. Руст, сыновья.

Сочинения: около ста скрипичных сонат, 15 концертов, смычковый квартет, трио-сонаты, сольные скрипичные этюды-каприсы.

Скрипичные концерты и сонаты приближаются по форме к классической, медленные части – лирические, быстрые – танцевального склада, с чертами народности.

В этюдах-каприсах Бенды широко использована техника двойных нот и аккордов, полифонические приёмы, скачки через струну, ломаные пассажи, технические пассажи в легато.

 

ЙИРЖИ БЕНДА (1722-1795)

Брат и ученик. Служил в Придворной капелле Берлина (1742); с 1750 – руководил капеллой Фердинанда IV. В 1765 переехал в Италию (привлекло оперное искусство).

Наряду с зингшпилями и кантатами, симфониями и фортепианными концертами, Бенда писал и скрипичную музыку: концерты, трио-сонаты, Andante grazioso для скрипки и фортепиано.

В музыке Бенды проявляются черты раннего классического чешского искусства, предвосхищающего порой романтический стиль. Скрипичные произведения привлекают мелодическим богатством, широтой мелодической линии и её выразительности, полифоническими приёмами (имитации), мастерским использованием технических возможностей скрипки.

Альтовые сочинения: два концерта для альта с большим оркестром (Es-dur, F-dur); два концерта для альта со струнными и двумя валторнами (те же).

 

 

Чешские музыканты внесли немалый вклад и в развитие Венской скрипичной школы 18 века. В Вене и её окрестностях в различных капеллах работали замечательные чешские скрипачи и композиторы: Ф. Крейбих, Я. К. Ваньхаль, Фр. Кроммер, Фр. М. Пехачек, В. Пихль.

Особую роль сыграло творчество братьев Враницких.

ПАВЕЛ ВРАНИЦКИЙ (1756-1808)

Родился в моравском городе Новая Ржиша. В 20 лет прибыл в Вену (учился у И. М. Краузе, Л. Кожелуга, Я. Ваньхаля). 1780 – в качестве скрипача поступил в капеллу графа Эстергази, где замещал Гайдна. В 1784-85 стал руководителем Придворного оркестра в Вене. Входил в руководство Общества музыкантов. Враницкий близко познакомился с Бетховеном и в 1800 году неоднократно дирижировал его произведениями (в частности, 1й симфонией). Умер от болезни.

Сочинения: около ста сочинений, отражающих черты венского классического стиля. Опера «Оберон» ставилась в Петербурге (1798) и Москве (1802); Более 50-ти струнных квартетов и концертов (F, D, G) для скрипки, три сонаты для скрипки и альта, соната для скрипки и фортепиано.

Музыка Враницкого характерна сочетанием классического стиля с некоторыми чертами раннего романтизма. Ощущается связь музыкального мышления композитора с чешской музыкальной культурой.

 

АНТОНИН ВРАНИЦКИЙ (1761-1820)

Учился у брата. Последовал за ним в Вену, учился композиции у Гайдна, Моцарта и Альбрехтсбергера. С 1790 был скрипачом-концертмейстером и руководителем капеллы князя Лобковица, выезжал за пределы Вены, в частности в Прагу. В 1814-1820 также руководил театральными оркестрами. Его высоко ценили Гайдн, Бетховен, Вебер.

Враницкий – автор скрипичной школы Violin Fondament (1804). Ученики: Вацлав Пихль, сын Бедржих Враницкий, Игнац Шуппанциг, Карл Диттерсдорф. В своей «Школе» рекомендует скрипичные произведения Корелли и Тартини.

Сочинения: 14 скрипичных концертов (сейчас публикуются C, A.) B), два концерта для двух скрипок, три концерта для скрипки и виолончели, концерт для двух альтов. Сочинения отличаются мелодичной выразительностью, живостью и грацией, гармонической изобретательностью. Исследователи находят в них черты чешского музыкального языка – интонационные и ритмические. Используется пассажная техника legato, комбинации detache+legato, spiccato и двойные ноты.

ВАЦЛАВ ПИХЛЬ (1741-1805)

Родился в Бехини, образование получил у Й. Покорны. До 1753 - в Бржизинце, затем учил философию и право в пражском университете. Работал скрипачом в Святовацлавской семинарии. 1762 – первый скрипач в капелле Тынского храма (руководитель Йозеф Сегер). 1764 – руководитель капеллы епископа в Великом Варадине, встреча с Диттерсдорфом. 1769-1771 – руководитель капеллы графа Хортина в Праге, затем концертмейстер оркестра придворного театра в Вене. С 1775 работал в Италии, учился у Нардини. Был избран членом филармонических обществ в Мантуе и Болонье. С 1796 жил в Вене.

Сочинения: шесть скрипичных концертов, 12 сонат для скрипки соло, сольные каприччи, сто вариаций на остинатный бас (посвящено Нардини). До нас дошёл D-dur’ный концерт, близок по стилю Гайдну и Моцарту.

Существенный педагогический интерес представляют 6 фуг и Preludio fugato для скрипки соло ор.41 – различные виды двойных нот, сложное голосоведение, арпеджио, аккордика, разнообразные штрихи.

 

В развитие Венской школы внесли свой вклад и другие скрипачи, среди них:

Ян Батист (Кжртитель) Ваньхаль (1739-1816): скрипичные концерты, сонаты, вариации, альтовый и контрабасовый концерты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: