ее место в логистической системе




Различие терминов

Ни одно предприятие, будь то производственное, торговое или относя­щееся к сфере услуг, не является самодостаточным. Все организации в раз­ной степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечи­вают другие организации (например, помещение, тепло, свет, средства связи, офисное оборудование и т. д.). Осуществление закупок и снабже­ния — одна из основных функций в каждой организации.

Термины «закупка» и «снабжение» почти взаимозаменяемы. В общем понимании термин «закупка» описывает процесс покупки: осознание не­обходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также про­чие условия, например связанные с доставкой товара. Иными словами, при использовании понятия «закупка» имеют в виду фактическую покупку. Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщи­ков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мо­ниторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков).

Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходи­мости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав соб­ственности на материалы, т. е. в первую очередь связано с обработкой ин­формации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом ко­ординации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по ка­налу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед — сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются перего­воры, уточняющие условия каждой поставки.

Снабжение важно также потому, что на него приходится значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, поэтому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области мо­гут принести существенные выгоды.

Следует отметить также, что снабжение по своим логистическим ха­рактеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступле­ние материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и в нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во вре­мя производственного процесса классифицируется как материально-тех­ническое обеспечение.

Место логистики снабжения в логистической системе

Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой — управление материальными потоками и услуга­ми в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

В обобщенном виде цель снабжения — гарантировать, чтобы органи­зация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщи­ка, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:

налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;

• поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресур­сов на складе;

• развитие отношений с подразделениями, использующими эти мате­риалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотруд­ничества с другими подразделениями организации. Например, информа­ция о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок
бухгалтерией производится расчет с поставщиками;

• поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и
формирование выгодных отношений. Например, если предприятие заку­пает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не
сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модифика­цию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой
стоимостью содержания всей системы;

• поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразуме­вают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществ­ляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или
услуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить
конкурентоспособности товаров и услуг;

• договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;

• повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами
сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не принося­щие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например,
дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повы­сить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья,
необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы
ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям по­
ставки продукции.

Виды материальных ресурсов

Объект логистики снабжения — поток материальных ресурсов и ус­луг, циркулирующий в функциональном цикле снабжения.

Потребляемые материальные ресурсы на предприятиях можно разде­лить на основные и вспомогательные. К основным относятся:

• сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки;

• исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и
предварительно смонтированные детали, составляющие значительную
часть конечного продукта (т. е. полуфабрикаты).

Вспомогательные материалы занимают обычно небольшую часть в со­ставе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металли­ческие изделия, проволоку, монтажные болты и др.

Существует и группа производственных материалов, которые обеспе­чивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования (горючесмазочные материалы, охлаждающая жидкость, электроэнергия и др.).

Виды закупок

Закупки в логистике снабжения можно объединить в две большие группы: традиционные и нетрадиционные виды закупок. Традиционные виды закупок:

• сырье — так называемые «подвижные товары», такие как медь,
пшеница, цемент и т. д.;

• особые товары — товары и сырье, которые нужны для конкретного
производства;

• стандартные товары включают в себя болты и гайки, многочислен­ные профили стали, трубы, цены на которые относительно стабильны и
определяются на основе «прайс-листа со скидкой»;

• малоценные предметы — товары относительно небольшой стоимо­сти, приобретаемые для содержания и ремонта.

Нетрадиционные виды закупок:

• основные товары относятся к группе основных активов (основных
средств) предприятия;

• услуги — эта категория закупок довольно широка и включает мно­гие виды услуг, такие как, например, реклама, аудиторские услуги, архи­тектурный дизайн, юридические услуги, услуги по страхованию, туристи­ческие услуги и т. д. Главным отличием приобретения услуг от приобрете­ния товаров является:

1) невозможность хранения — это означает, что
время оказания услуги должно совпадать со специфическими потребностями покупателя и что последствия несвоевременности могут быть очень
серьезными и дорогими;

2) трудность в оценке качества;

• товары для перепродажи — эта категория подразделяется на две
группы:

1) комплектующие изделия, которые ранее изготовлялись на
предприятии, а теперь заказываются у внешних источников (например,
крупный производитель бытовой техники, который продает микроволно­вые печи, но уже не производит данную продукцию, покупает микровол­новые печи в сборке под своей маркой);

2) товары, реализуемые через роз­ничную сеть, такие как одежда, продаваемая в крупных универмагах, про­дукты питания, продаваемые через супермаркеты, и т.п. Такие закупки обычно осуществляются мерчендайзерами, которые предварительно долж­ны спрогнозировать дальнейший спрос на данную продукцию, на основа­нии чего принимаются решения о закупке.

Отдельно выделяют международные и государственные закупки. Международные закупки. В отношении каждого конкретного товара существует много причин для закупки его за рубежом. Тем не менее, общей причиной использования международных поставщиков является более приемлемая цена, чем при закупке у внутренних поставщиков.

Основными причинами предпочтения при выборе иностранного по­ставщика в качестве источника снабжения являются:

• способность иностранного поставщика осуществлять поставку
с меньшим объемом общих затрат, чем местные поставщики, например из-за значительно низкой доли трудовых затрат, благоприятного курса обме­на валюты, высокой производительности оборудования и т. д.;

• обеспечение высокого постоянного качества продукции в мотивации поддержания деловых долгосрочных отношений;

• отсутствие товаров на внутреннем рынке, например таких, как прин­теры и видеооборудование, некоторые виды сырья и т. п.;

• более короткие сроки международных поставок по причине ограниченного количества оборудования и сужения возможностей внутренних
поставщиков;

• наличие у иностранных поставщиков хорошо организованной сети
дистрибьюции и возможности предоставлять улучшенное снабжение запчастями, гарантийное обслуживание и техническое содействие;

• в силу специализации национальных и зарубежных компаний иностранные поставщики могут намного опережать отечественных в технологическом плане;

• бартерная торговля, т. е. для продажи собственной продукции в каких-
либо странах приходится соглашаться на закупку товаров в этих странах;

• использование внешних закупок (импорта) в качестве оказания дав­ления на отечественных поставщиков с целью получения уступок.

Организация международных закупок сопряжена с рядом трудностей, а именно:

• поиск и оценка поставщиков являются трудоемкими и дорогостоящими процедурами. К тому же ситуация усложняется, когда потенциальные поставщики находятся за рубежом;

• цикл поставки международных закупок длиннее, несмотря на то что
усовершенствования транспортной системы и системы связи сократили
сроки осуществления международных закупок;

• из-за расстояния экспедирование производства и отгрузки товара
иностранной компании затруднено;

• способ оплаты при осуществлении международных закупок существенно отличается от способа оплаты закупок внутри страны. Как правило,
право собственности на товар возникает в момент оплаты, т. е. из-за риска
неуплаты за продукцию отсутствует система оплаты в кредит;

• затруднено достижение соглашения между покупателем и продавцом по вопросу использования процедуры контроля качества и приема товара, так как в разных странах могут быть разные стандарты качества;

• высокие затраты на оформление документов при осуществлении
международных закупок.

Государственные закупки. Цели государственного снабжения вклю­чают:

• гарантию снабжения для удовлетворения потребностей в обслужи­вании;

• уменьшение дублирования и потерь путем стандартизации товаров;

• поддержание и улучшение стандартов качества закупаемых товаров
и услуг;

• максимальную экономию путем применения передовых технологий
и методов закупки;

• организацию высокоэффективных систем снабжения.
Основными отличиями государственных закупок от закупок промыш­ленных предприятий являются:

• осуществление закупок в более жестких законодательных рамках,
наличие бюджетных ограничений;

• лоббирование размещения заказов на государственные закупки, что
вынуждает служащих, ответственных за закупки, предоставлять дополни­
тельные обоснования по принятым решениям о размещении заказов;

• целевое размещение заказов, направленных на поддержку предприя­тий в слаборазвитых регионах, в соответствии с государственными целе­выми программами;

• отсутствие конфиденциальности;

• формальный характер оценки качества закупаемых товаров;

• конкурс на контракты на закупку осуществляется по большей части
на основе открытого тендера;

• регламентация государственных закупок законодательно утвержденными процедурами по видам и объемам закупок.

Механизм функционирования логистики снабжения

Регулярное поступление потока материалов, комплектующих или го­товой продукции на производственные предприятия и объекты сферы рас­пределения требует выполнения определенных операций (рис 1): определения потребности в материальных ресурсах; выбора источника ресур­сов; размещения и отсылки заказа; транспортировки (экспедирования); получения и проверки поставки. Все эти действия необходимы для полно­го завершения процесса снабжения.

Рассмотрим подробнее основные логистические операции снабжения.

 

Рис.1 Функциональный цикл снабжения

Определение потребности

Любая закупка начинается с определения потребности в материальных ресурсах организации. На данном этапе решаются вопросы: что, сколько и когда необходимо закупить.

Виды потребностей

Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количест­во, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имею­щихся заказов.

Потребности каждого предприятия можно разделить на две большие группы (рис.2). Различают общую, валовую, или брутто-потребность, чистую, или нетто-потребность, а также первичную, вторичную и третич­ную потребности. Такую классификацию используют при определении объемов закупок и установлении их очередности.


Рис.2 Виды потребностей в материальных ресурсах

Общая потребность включает валовую потребность на производствен­ную программу и зарезервированный объем сырья, материалов и комплек­тующих для специального использования. Валовая, или брутто-потреб­ность, — это потребность на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции. Чистая, или нетто-потребность, — это потребность в сырье, материалах, комплектую­щих на производственную программу с учетом имеющихся заделов на ра­бочих местах и запасов готовой продукции.

Первичная потребность определяется как потребность в изделиях, до­говоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в издели­ях, выпуск которых имеет приоритет. Вторичная потребность — потреб­ность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены. Третич­ная потребность — потребность на производственную программу во вспо­могательных материалах производственного назначения.

Методы и методика определения потребности в ресурсах

Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществ­лять тремя методами (рис3):

• детерминированным — для расчета вторичной потребности в материальных ресурсах при известной первичной на основе планов производства и нормативов расхода;

• стохастическим — для расчета потребности на основе вероятностного прогноза с учетом тенденции изменения потребностей за прошлые
периоды;

• экспертным — для расчета потребности на основе опытно-статисти­ческой оценки экспертов.

Рис.3 Методы и методики определения потребности в ресурсах

Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, усло­вий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

Наиболее распространенной методикой определения потребности в материальных ресурсах является календарный метод планирования МРП-систем.

МРП основана на программе производства конечного продукта. Данный метод определения потребности в материальных ресурсах использует боль­шой объем информации, которая поступает из следующих источников:

• основного графика, где указывается объем каждого продукта, изготавливаемого в каждый период времени;

• ведомости спецификации материалов, где перечисляются материалы, необходимые для производства каждого продукта;

• учетной документации по запасам, где показано наличие материалов.
Ведомость / спецификация материалов — это упорядоченный список

всех составляющих, необходимых для производства конкретного продук­та. Здесь указываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются,

При определении потребности для составления расписания поставок по каждому необходимому материалу применяется спецификация на мате­риалы совместно с основным графиком.

Процедура определения потребности в обобщенном виде представле­на на рис. 4

Рис.4 Определение потребности в обобщенном виде (обобщенная процедура МРП)

Основными этапами определения потребности являются:

• определение валовой потребности в ресурсах с использованием основного графика и спецификации на материалы;

• определение чистой потребности путем вычитания уже имеющегося
запаса и объема заказов, которые должны поступить. Затем составляется
производственный график с указанием времени начала работ, обеспеченных чистой потребностью;

• установление объема заказов и времени их размещения на основании графика использования материалов и информации о времени выполнения заказа.

Преимущество данной методики расчета потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются исходя из потребностей в конечном продукте.

Вопрос «производить или закупать?»

После определения потребности в материальных ресурсах и прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо принять решение, закупать те или иные виды материальных ресурсов либо производить са­мим. Вопрос «производить или закупать», так называемая «задача МОВ»— (делать или купить), является важным стратегическим решением для каждой организации. Суть задачи заключается в обоснован­ном решении вопроса о самостоятельном производстве нужных предприя­тию деталей, комплектующих изделий и т. д. или покупке их у иного про­изводителя. Для принятия окончательного решения обычно оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества.

При решении задачи МОВ в каждом конкретном случае необходимо учитывать ряд факторов положительного и отрицательного действия.

На решение производить, а не закупать могут повлиять следующие факторы:

• производство данного изделия является частью основной деятельности организации;

• потребность в комплектующем изделии стабильна, достаточно велика, и оно может быть изготовлено на имеющемся оборудовании;

• требования качества так точны или необычны, что могут понадобиться особые методы обработки, которыми поставщики не располагают;

• наличие гарантированного снабжения или баланса снабжения и потребности;

• сохранение технологических секретов;

• обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей;

• независимость от источника поставок.

Причины осуществления закупок у внешних поставщиков:

• потребность в комплектующем изделии невелика, и его производство не является частью основной деятельности организации;

• организации не хватает административного или технического опыта
для производства нужного изделия или услуги;

• поставщики обладают отличной репутацией, побуждающей потре­бителя покупать их комплектующие;

• необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности неосновной деятельности;

• наличие большой гибкости в выборе возможных источников и изде­лий-заменителей.

Выбор поставщиков

Выбор квалифицированного поставщика

Считается, что наиболее важная часть снабжения — поиск квалифицированных поставщиков, которые:

• финансово стабильны и деятельность которых имеет долгосрочные
перспективы;

• имеют мощности для поставки необходимых материалов;

• доставляют в точности требуемые материалы;

• отправляют материалы гарантированно высокого качества;

• обеспечивают надежную и своевременную поставку, выполняя за­казы за короткое время;

• предлагают приемлемые цены и условия финансирования;

• гибко реагируют на запросы потребителей и возникающие изменения;

• имеют достаточный опыт работы с необходимым видом продукции;

• имеют хорошую репутацию;

• имеют удобную и легкую систему закупок;

• ранее добивались успеха и могут формировать долгосрочные отно­шения.

В разных обстоятельствах на первое место по важности могут выхо­дить и другие факторы, скажем, удобство размещения, способность обес­печивать широко меняющийся спрос и т. д.

В большинстве организаций имеется список проверенных постав­щиков, оказывавших им в прошлом приемлемые услуги или известных своей надежностью. Если в списке подходящего поставщика нет, органи­зация должна его найти. Поставщиков, работающих с дешевой продукци­ей, можно отыскать в профессиональных журналах, каталогах или через деловые контакты. Что касается поставок дорогостоящей продукции, то здесь требуется более тщательный поиск, который займет гораздо больше времени.

Выбор лучшего поставщика продукта осуществляется на основании трех основных критериев: стоимости приобретаемой продукции или ус­луг, качества обслуживания, надежности обслуживания — по следующим шагам:

• используя различные источники информации, составляют общий
список квалифицированных поставщиков, способных поставлять необходимую продукцию;

• сравнивают организации, вошедшие в этот список, и удаляют из
него те, которые по каким-то причинам не устраивают, пока не получится
так называемый короткий список (обычно четыре-пять) наиболее перспективных поставщиков;

• готовят запрос по расценкам и отправляют по короткому списку;

• получают предложения с расценками;

• проводят предварительную оценку предложений и вычеркивают из
списка тех, с кем могут возникнуть проблемы;

• проводят техническую оценку, чтобы определить, все ли предлагаемые продукты удовлетворяют спецификациям;

• проводят коммерческую оценку, сравнение расходов и других условий;

• готовят предварительные встречи с оставшимися поставщиками для
обсуждения возможной сделки;

• обсуждают условия, согласовывают отдельные конкретные характеристики;

• выбирают поставщика, который в наибольшей степени соответствует предполагаемому заказу;

• договариваются о встрече с этим поставщиком для уточнения деталей, возникших в последний момент;

• размещают заказ у выбранного поставщика.

Разумеется, такой подход требует значительного времени и в полном объеме применяется только для крупных закупок. Обычно организация за­трачивает относительно мало времени на поиск разных поставщиков, если:

• она покупает дешевые материалы;

• имеет только одного реально доступного поставщика;

• уже действует соглашение с поставщиком, работа которого устраивает;

• нет достаточного времени для проведения расширенных переговоров;

• проводит политику выбора конкретных типов поставщиков.

Иногда, особенно когда речь идет о правительственных заказах, снаб­жение должно быть прозрачным и справедливым, и все потенциальные поставщики должны получить возможность заявить свои расценки. Чтобы сформировать короткий список квалифицированных поставщиков, орга­низации широко используют рекламу, в которой указывают, что им требу­ется выполнение таких-то видов работ или поставка таких-то материалов. После этого организация сравнивает поступившие предложения и выбира­ет то, которое лучше всего соответствует заранее установленным кри­териям. Это называется открытым тендером. У него существует разновид­ность - ограниченный тендер, когда число подаваемых предложений ограничивается (а это снижает и объем работы по рассмотрению) опреде­ленными требованиями к поставщикам: по опыту, размеру или финансово­му статусу. Выбор количества поставщиков

Некоторые организации считают, что взаимодействие с единственным источником ресурсов делает их более уязвимыми и зависимыми от показа­телей работы предприятия-поставщика. Если единственный поставщик важного компонента сталкивается с финансовыми проблемами, организация может, хотя и не совершила никаких ошибок, прекратить производ­ство. Чтобы избежать этого, некоторые организации выбирают политику закупок одного и того же материала у нескольких конкурирующих друг с другом поставщиков.

Преимущества единственного источника:

• более прочные взаимоотношения между поставщиками и заказчика­
ми, часто формализуемые в виде объединений или партнерств;

• сильная вовлеченность всех сторон и стремление добиться прочных
взаимоотношений;

• экономия на масштабах и ценовые скидки при размещении крупных
заказов;

• более легкие коммуникации, более простые административные функции и процедуры для регулярно размещаемых заказов;

• меньший диапазон отклонений в характеристиках материалов и их
поставках;

• легкость обеспечения конфиденциальности требований, условий и
других подобных характеристик.

Преимущества нескольких источников материалов:

• конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен;

• снижение вероятности сбоев в работе с поставщиками, оперативное
устранение возникающих проблем заменой поставщиков;

• более легкое удовлетворение меняющегося спроса;

• обеспечение доступа к большему объему информации;

• большая вероятность поощрения инноваций и усовершенствований;

• возможность полагаться не на одну внешнюю организацию.

Другой способ избежать зависимости от единственного источника ресурсов — прибегнуть к форвардным закупкам (заключению контрактов на доставку материалов в установленное время в будущем). Эта возможность обеспечивает получение двух преимуществ. Во-первых, она гарантирует наличие материалов в течение какого-то времени в будущем и минимизи­рует влияние сбоев в поставках. Во-вторых, цена на материалы фик­сирована, что позволяет избежать негативного влияния будущего роста цен или возникновения неопределенной ситуации. Разумеется, в этом слу­чае ситуация может развиваться и в другом направлении, т. е. не так, как предусматривала организация. Предприятие, подписывающее долгосроч­ный контракт, может прекратить заниматься этим видом деятельности, его склад может сгореть, однако вероятность подобного развития событий не­велика. Возможно, организации безопаснее всего хранить запасы необхо­димых материалов у себя, однако это приводит к более высоким затратам; заключение контракта на будущие поставки снижает эти затраты, но риск полностью не устраняет (кроме того, организация может заключить не­удачное для себя соглашение, так как цены на отдельные материалы порой снижаются).

Мониторинг показателей работы поставщиков

Большинство организаций проводят мониторинг деятельности своих поставщиков, так называемый рейтинг поставщиков или рейтинг про­давцов. Часто это выполняется неформально, как субъективный анализ, но иногда компания прибегает к более сложным показателям, количест­венно измеряя каждый аспект деятельности поставщиков. Большинство организаций останавливаются на компромиссном варианте, позволяю­щем иметь достаточно полную картину деятельности другой стороны и при этом затрачивать разумные усилия. Один из наиболее общих подхо­дов — составление списка важных факторов и проверка того, насколько поставщик удовлетворяет установленным стандартам по всем позициям этого списка. Например, в списке могут задаваться вопросы:

· насколько прочно финансовое положение поставщика;

· обеспечивает ли он достав­ку заказов своевременно;

· достаточно ли высоко качество материалов;

· оказывает ли поставщик техническую поддержку заказчику;

· конкурент­ны ли цены;

· каковы наблюдаемые тенденции и т. д.

Если поставщик не удовлетворяет хотя бы одному критерию, заказчик либо обсуждает с ним способы устранения выявленного недостатка, либо ищет другие источ­ники поставок. Здесь ставится цель не заменить существующих постав­щиков, а контролировать их деятельность, выявить области, требующие совершенствования, и договориться о проведении предложенных меро­приятий по совершенствованию. И только в крайнем случае организация начинает искать новых поставщиков.

Более полезный подход к рейтингу — начисление поставщику баллов за различные аспекты его деятельности. Например, каждый поставщик по­лучает оценку по 10-балльной системе за своевременность доставки зака­зов. Если оценка поставщика постоянно ниже восьми, заказчик может об­судить с ним возможности ее увеличения. Хотя такой подход убедителен, но при его практическом применении возникают большие трудности. Ре­зультат данного анализа — это субъективная точка зрения, которая может быть полезна, но не объективна.

Размещение и отсылка заказа Подготовка заказа на закупку

Анализ и выбор поставщика ведут к размещению заказа. Размещение заказа на закупку предусматривает заполнение формы заказа. Условия, включаемые в заказ на закупку, регулируют отношения между покупате­лем и продавцом.

Все организации имеют свои формы заказа на закупку. Важ­ными требованиями к любой из них должны быть наличие серийного но­мера, даты заполнения, названия и адреса поставщика, описание заказан­ных товаров, указание количества, требуемой даты доставки, условий от­грузки, оплаты и заказа..

Однако на практике не все закупки подчиняются условиям, предписан­ным в заказе. Многие осуществляются в соответствии с соглашением о продаже, предоставленным продавцом. Обычно выбор того, чей доку­мент будет использован, покупателя или продавца, зависит от статуса обе­их сторон, характера закупаемого товара, сложности сделки и стратегии, используемой при обеспечении или размещении заказа.

Заказ на закупку—это часть юридического контракта между потребите­лем и поставщиком. Но пока он не принят к исполнению поставщиком (т. е. не получена форма-«подтверждение», посланная поставщиком в отдел заку­пок предприятия-заказчика), заказ на закупку не является контрактом.

Типы заказов на закупку

Наиболее общими типами заказов являются следующие.

1. Заказ на закупку используется в стандартном подходе к снабжению.
Он выполняется в форме письма от одной организации другой, где в деталях указываются характеристики материалов, которые организация хочет
закупить, и условия закупки.

2. Общие заказы дают простую систему для закупки дешевых и стан­дартных товаров, например канцелярских. Организация размещает единый заказ на все материалы, которые ей потребуются в течение какого-то
времени, скажем, года. После этого поставщик в течение всего установленного в заказе времени отправляет партии этих материалов по требованию.

3. Электронное снабжение использует электронный обмен данными
или Интернет для упрощения закупок и замены бумажных процедур электронными. Это быстрый и эффективный метод выполнения повторных и
простых заказов.

4. Контракт подробно описывает соглашение между организацией и
поставщиком; здесь точно указываются сферы ответственности, работы и
услуги каждой из сторон, а также связанные с этим условия его выполне­ния. Контракт, как правило, заключается вместо заказов на закупки, если
речь идет о долгосрочных услугах,

5. Субконтракт заключается, когда, подписав контракт с организаци­ей, поставщик может не выполнять все работы самостоятельно, а передать
часть из них субподрядчику. При этом заключаются два соглашения: контракт между организацией и поставщиком и субконтракт между поставщи­ком и субподрядчиком.

6. Соглашения о лизинге и аренде, в которых указываются условия по­
лучения материалов. Как правило, они касаются зданий и оборудования.

Отсылка заказа на закупку

Традиционно заказы на закупку отправляются поставщику по почте, телефону, факсимильной или курьерской связью.

Типичный пример рассылки копий заказа может выглядеть следую­щим образом: оригинал заказа высылается поставщику, иногда сопровож­даемый вторым экземпляром, который подлежит возврату как подтверж­дение того, что поставщик принял заказ к исполнению.

Заказы, поступающие поставщику с использованием сетей электронно­го обмена данными по стандартам, являются более предпочтительными с точки зрения времени отсылки, обработки и достоверности информации. Все большее распространение для передачи заказов получают системы, основанные на современных информационных технологиях с использованием оптического сканирования и последующей компьютерной обработки штрих-кодов.

Контроль выполнения и экспедирование заказа

После того как заказ на закупку отправлен поставщику, покупатель может контролировать ход его выполнения и (или) ускорять выполнение заказа. Отдел контроля и экспедирования отмечает дату отправления за­явки.

Функция контроля выполнения заказа — стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнять свои обязательства по срокам доставки. Контроль выполнения заказа часто осуществляется по телефону для получения немедленной информации, но ряд организаций используют простую форму, часто составленную на компьютере, для за­проса информации по срокам отгрузки товаров или проценту выполнения заказа по состоянию на конкретную дату.

Экспедирование заказа — это своего рода давление на поставщика, с тем чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял товар с опережением графика или ускорил его доставку в случае отстава­ния графика. Если поставщик не способен выполнить условий соглаше­ния, в качестве рычага давления может применяться угроза аннулирова­ния заказа или прекращения деловых отношений в будущем.

Получение и проверка товаров

Важное значение имеют приемка продукции, документальное оформ­ление поставки, проверка качества и количества товара.

Основными целями функции получения и контроля сырья являются:

• гарантия получения заказа;

• проверка качества;

• подтверждение получения заказанного количества сырья;

• отправка товара в его следующее место назначения — на склад,
в отдел контроля или отдел использования;

• оформление документации на получение и регистрацию сырья.

Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляе­мым требованиям. Отсутствие необходимого контроля качества закупок может привести к следующим издержкам:

• дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных и не­
доброкачественных товаров;

• остановка производства в случае, например, когда вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;

• судебн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: