Вопросы, предлагаемые для подготовки к заключительному этапу олимпиад, выходят за рамки изучаемой учебной дисциплины для соответствующего класса и соответствующего временного интервала, включают материал программ профильного (углубленного) уровня, а также некоторые вопросы, выходящие за рамки учебных программ общеобразовательных организаций.
Участник должен знать:
- роль информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе;
- основные подходы для реализации с помощью ИКТ поставленной задачи;
- назначение, технологию работы, особенности и командный интерфейс текстового процессора, табличного процессора, редактора презентаций и СУБД.
Текстовый процессор:
- технологии подготовки текстовых документов с помощью текстового процессора;
- назначение издательских систем;
- назначение и особенности использования инструментов находящихся во вкладках «Разметка страницы», «Ссылки», «Рецензирование».
Табличный процессор
- компьютерные средства представления и анализа данных в электронных таблицах;
- назначение и особенности использования инструментов находящихся на вкладках «Разметка страницы», «Данные», «Формулы», «Рецензирование».
Редактор презентаций
- назначение и возможности использования программы создания мультимедийной презентации;
- назначение и особенности использования инструментов находящихся на вкладках «Вставка», «Рецензирование», «Вид» для решения задач.
СУБД
- технологию разработки базы данных (БД);
- назначение и возможности реляционной базы данных;
- приемы создания основных объектов БД, организацию работы, системы управления, поиска и обмена данными;
|
- технологии формирования запросов и отчетов;
- назначение и особенности использования инструментов, находящихся на вкладках «Внешние данные», «Работа с базами данных» для решения задач.
Участник должен уметь:
- оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий.
Текстовый процессор:
- технологии обработки текстовой информации;
- редактировать и форматировать тексты большой сложной структуры;
- использовать системы проверки орфографии и грамматики;
- использовать инструменты текстового процессора при создании рефератов;
- использовать инструменты находящихся на вкладках «Разметка страницы», «Ссылки», «Рецензирование» для решения конкретных задач.
Табличный процессор
- проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
- работать с несколькими страницами книги;
- использовать формы для внесения данных в таблицу;
- создавать макросы;
- оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;
- применять автоматизацию для итоговых вычислений;
- использование функций различных категорий;
- строить диаграммы и графики по данным любой сложности;
- устанавливать защиту на данные;
- создание сводных таблиц;
- строить сводные диаграммы;
- выполнять структурирование и отбор данных;
- использовать инструменты, находящиеся на вкладках «Разметка страницы», «Данные», «Формулы», «Рецензирование» для решения задач.
|
Редактор презентаций
- создавать и настраивать презентацию, внедрять текстовые и графические объекты
- представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок;
- использовать инструменты, находящиеся на вкладках «Вставка», «Рецензирование», «Вид» для решения задач.
СУБД
- устанавливать отображение подтаблицы;
- изменять расположение и свойства элементов формы;
- использовать фильтр для отбора записей;
- создавать запрос;
- использовать инструменты, находящиеся на вкладках «Внешние данные», «Работа с базами данных» для решения задач.
список литературы для подготовки учащихся к Республиканской олимпиаде
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 9 класса, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, -184 с.
2. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов; Рецензент Л.В. Кальянов, Н.М. Рыскин. - М.: Юрайт, 2013. - 378 c.
3. Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ФОРУМ, 2012. - 400 с.
4. Зудилова Т.В., Одиночкина С.В., Осетрова И.С., Осипов Н.А. Работа пользователя в MicrosoftWord 2010. Учебное пособие - Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2012. - 100 с.
5. Кашаев С.М. Офисные решения с использованием MS Excel 2007 и VBA, Питер, 2008.
6. Левченко О.Н., Коваль И.В., Завадский И.О. Основы создания компьютерных презентаций. — К., Издательская группа BHV. 2008. — 384 c.
7. Максимов, Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, 2010. - 496 c.
8. Пикуза В.И. Экономические и финансовые расчеты в Excel. Самоучитель. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2010. – 384 с.:ил.
9. Стоцкий Ю.А. и др. Office 2010. Самоучитель. – СПб.: Питер, 2011. –432 с.: ил.
10. Туманов, В.Е. Основы проектирования реляционных баз данных; Бином, 2012. - 420 c.
11. Уокенбах Дж. Excel 2013. Трюки и советы Джона Уокенбаха. – СПб.: Питер, 2014. –336 с.: ил.