б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.




Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), халатность (ст.293 УК РФ) и другие должностные преступления.

Судебный контроль имеет место при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уголовных дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных, и в случае их установления суд обязан отреагировать на них путем вынесения частного определения с целью предупреждения подобных действий в будущем.

Контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, проявляется в стадии исполнения приговора, включающей в себя обращение приговора к исполнению, а также решение большого блока вопросов, касающихся различных аспектов исполнения наказания.

Согласно ч. 1 ст. 20 УИК РФ судебный контроль может осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания наказания.

Это такие случаи, как:

· условно-досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и пожизненного лишения свободы (ст. 79 УК, ст. 175, 176 УИК);

· освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью (ст. 81 УК, ст. 175 УИК);

· освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, отбывающих обязательные работы, в случаях признания их в установленном порядке инвалидами 1 или 11 группы (ч. 3 ст. 26 УИК);

· освобождение осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, от отбывания оставшейся части наказания (ст. 82 УК, ст. 177 УИК).

Контрольные функции суда проявляются и при рассмотрении им вопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведения осужденного, так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания.

Суд контролирует решение вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказания. В соответствии с законом такие вопросы могут возникать при исполнении только лишения свободы.

Последняя группа - это вопросы, связанные с местом и временем отбывания (исполнения) наказания.

Третий вид судебного контроля осуществляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданных в соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ. При этом законодатель установил определенные гарантии реализации права осужденного на обращение в суд (ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 91 УИК РФ).

Большое значение в контроле за деятель-ностью персонала имеет ведомственный контроль как разновид-ность контроля органов исполнительной власти. Ведомственный контроль является мощным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления законности по исполнению наказаний. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

Ведомственный контроль за деятельностью уголовно-исправительных инспекций, арестных домов, исправительных центров и исправительных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

Ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, направлены на обеспечение соблюдения законодательства и иных нормативных актов при исполнении наказаний и соблюдения прав и законных интересов осужденных; безопасности осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных граждан. Эти акты предусматривают оценку их деятельности с точки зрения соблюдения условий и порядка отбывания осужденными наказания, а применительно к наказаниям, связанным с изоляцией от общества, - организации охраны осужденных, надзора за ними, предупреждения с их стороны преступлений. При ведомственном контроле оцениваются организация воспитательной работы с осужденными и их трудовой деятельности, взаимодействие администрации этих учреждений с государственными органами и общественностью.

Наиболее важной формой является инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осуществляют центральные органы уголовно-исполнительной системы Минюста России.

В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Так, применительно к исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.

Инспекторская проверка, как и иные формы ведомственного контроля, важна не только как средство выявления недостатков в деятельности администрации этих учреждений и органов, но и как необходимая мера повышения эффективности их деятельности. Для выполнения этой задачи по итогам инспектирования разрабатывается план реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. После его утверждения за выполнением плана устанавливается контроль должностных лиц вышестоящих органов, что служит гарантией того, что выявленные недостатки в деятельности персонала будут устранены.

Прокурорский надзор. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Согласно ст. 32 Закона “О прокуратуре Российской Федерации” предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:

- законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм УИК, определяющих правовое положение осужденных, их материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" предоставил широкие полномочия при проверке соблюдения законов (ст. 33). Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.

Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела и производства об административных правонарушениях.

Прокурору предоставляется право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать своими постановлениями из штрафного или дисциплинарного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания.

Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливается обязанность исполнения постановлений и требований прокурора администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 34).

Следующей формой реагирования прокурора на нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Оно вносится прокурором, как правило, по фактам систематически встречающихся нарушений законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Должностные лица этих учреждений и органов либо вышестоящего органа, куда внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на, нарушение законности является принесение протеста в отношении должностных лиц, из- давших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление.

4. Общественный контроль

Общественный контроль - это деятельность граждан, объединенных в общественные и иные некоммерческие организации, для осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов лиц, находящихся в местах содержания под стражей и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

Правовую основу общественного контроля и попечения составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный Кодекс, Федеральный Закон "Об общественных объединениях", другие Федеральные законы и иные не противоречащие им правовые акты Российской Федерации. Общественный контроль осуществляется на принципах законности, гласности, приоритета прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей и осужденных.

Предметом общественного контроля является обеспечение прав и законных интересов лиц, находящихся в местах содержания под стражей и учреждениях, условий их содержания, обращения (в том числе применения наказания), труда, соблюдение требований, касающихся развития несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, прав и обязанностей персонала уголовно-исполнительной системы, а также контроль за выполнением требований и решений по социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Формами общественного контроля являются:

· посещение подконтрольного учреждения мест содержания под стражей и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы;

· участие в проводимых в учреждении проверках, в том числе, в составе ведомственной, административной, прокурорской комиссий;

· встречи по жалобам с лицами, содержащимися под стражей и отбывающими уголовное наказание, по условиям содержания, оказание правовой помощи;

· ведение приема, в том числе, в составе наблюдательной комиссии, совместно с представителями должностных лиц учреждения или надзорного органа;

· знакомство с документами, касающимися вопросов условий содержания, применения мер поощрения и наказания, а по обращению от осужденных - с приговором суда, документами по уголовному делу;

· направление запросов, обращений, заявлений, ходатайств по вопросам общественного контроля в органы государственной власти и местного самоуправления, в надзорные органы по вопросам, находящимся в их компетенции;

· подготовка и направление в суд жалоб и исковых заявлений, выступления в суде по доверенности в защиту законных интересов и прав лиц, содержащихся под стражей и отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы.

· информирование общественности, в т.ч. через средства массовой информации о результатах проверок, об условиях содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, отбывающих уголовное наказание, связанное с лишением свободы.

Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными самые различные. К ним можно отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; попечительские советы; советы общественности воспитательных колоний; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в исправительных колониях.

Активная работа общественных объединений по указанным выше формам представляет собой важное направление социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Обычно депутаты посещают учреждения либо по жалобам отбывающих наказание, либо для общего ознакомления с условиями содержания осужденных. Замечания и пожелания депутатов и других уполномоченных лиц должны быть во всех случаях рассмотрены и, по возможности, учтены в работе учреждения. В случае официального запроса депутата ему должен быть дан ответ в установленный срок.

С конца 80-х годов появился ряд правозащитных организаций, которые провозгласили своей задачей защиту прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Чаще всего эти организации создавались бывшими осужденными, иногда членами их семей. Среди инициаторов были и ранее судимые за особо опасные государственные преступления, впоследствии реабилитированные, и лица, осужденные за общеуголовные преступления. Многие из этих лиц исходят из благих намерений помочь тем, кто находится в местах лишения свободы, добиться улучшения их положения, соблюдения их прав. Другие обеспокоены положением освобожденных от наказания, их трудностями в трудовом и бытовом устройстве. Третьи стремятся оказать помощь родственникам тех, кто отбывает наказание.

Важную роль играет Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека. Одно из направлений их работы - соблюдение прав человека в учреждениях пенитенциарной системы.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.

Деятельность Уполномоченного в этой сфере регламентирована Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, частично УИК РФ и Законом Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.

В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека от граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, в том числе от находящихся в местах принудительного содержания, под которыми понимаются места исполнения наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части.

Важной формой контроля Уполномоченного является его посещение исправительных учреждений и ознакомление на месте с условиями отбывания наказания осужденными. Эта форма контроля особенно действенна при массовых или грубых нарушениях прав человека при исполнении наказания, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 10.06.2008 N 76-ФЗ "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И О СОДЕЙСТВИИ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ"

Регламентирован порядок участия общественных организаций в осуществлении контроля за деятельностью учреждений пенитенциарной системы

Принят Закон, устанавливающий правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Определены цели и принципы общественного контроля и содействия работе общественных объединений, порядок наделения (приостановления, прекращения) полномочиями общественных наблюдательных комиссий и их членов; установлены формы деятельности таких комиссий, а также формы содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Установлен порядок принятия мер по результатам мероприятий общественного контроля, а также порядок осуществления надзора за деятельностью субъектов осуществления контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года.

 

 

18 вопр. Цели наказания определены в ч. 2 ст. 43 УК: "Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений". Существенной новеллой является указание закона (на первом месте) на цель восстановления социальной справедливости. Из этого следует, что наказание должно соответствовать совершению преступления и личности виновного и восстанавливать в глазах потерпевших и их близких, государственных и иных органов и общества справедливость, т.е. соответствовать тяжести преступления. Под социальной справедливостью наказания следует понимать его трактовку в ст. 6 УК, т.е. мы можем говорить о справедливости, когда лицу, совершившему преступное деяние, назначается наказание, соответствующее тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, когда наказание не назначается дважды за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 УК). Назначение конкретной меры наказания закон ставит в зависимость от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, предполагаемого влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ст. 60 УК). Мера наказания, согласно закону, зависит также от формы вины (ст. 53 УК), стадии преступной деятельности (ст. 66 УК). УК определяет особые правила назначения наказания за совершение преступления в соучастии (ст. 67), а также при рецидиве (ст. 68), правила назначения наказания по совокупности преступлений или приговоров (ст. ст. 69, 70), устанавливает условия назначения наказания ниже пределов, указанных в санкции статьи Особенной части (ч. 2 ст. 60, ст. 64).

Законодатель оговорил в норме цель исправления осужденного. В свое время авторы проекта УК отмечали, что "единственным указанием на критерии исправления является положение, содержащееся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971 "О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким". В п. 2 этого Постановления говорится, что "доказательствами исправления осужденных служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних - и к обучению".

Цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития.

Сформулированная в законе цель исправления осужденного, по-видимому, достигается вследствие исполнения, например, штрафа, лишения права занимать определенные должности или права заниматься определенной деятельностью - в тех случаях, когда это делает невыгодным совершение корыстных преступлений или удаляет человека из соответствующей сферы. Однако требует уточнения суть исправления применительно к таким видам наказания, как пожизненное заключение или смертная казнь.

Буквальное толкование текста ч. 2 ст. 43 УК свидетельствует о том, что законодатель не сделал разграничения на уровне закона на специальное и общее предупреждение. Однако представляется, что их наличие подразумевалось изначально. Согласно закону наказание должно предупреждать совершение новых преступлений. Причем в теории различают предупреждение нарушений уголовно-правовых запретов, которые можно ожидать от самого осужденного (специальное предупреждение), и предупреждение совершения преступлений другими лицами (общее предупреждение). Общее предупреждение обращено к обществу, специальное - к индивиду. Институт наказания реализует функцию социального контроля с точки зрения как общей, так и частной превенции. Эффективность социального контроля в форме использования наказания в борьбе с преступностью во многом зависит от правильного учета влияния социальных изменений на законодательную регламентацию уголовно-правовых санкций, их применения и исполнения.

Общее предупреждение осуществляется уже с момента опубликования закона. Считается, что угроза уголовного наказания, содержащаяся в законе, оказывает предупредительное воздействие на неустойчивых граждан и в то же время воспитывает всех членов общества в духе непримиримости к преступным посягательствам. А конкретные факты наказания преступников, становясь достоянием общественности, с еще большей убедительностью ориентируют население на соблюдение закона.

Общепредупредительное значение наказания не сводится к карательной угрозе, а предполагает моральное, нравственное воздействие. Как справедливо отмечает норвежский криминалист И. Анденес, воздействие наказания "включает в себя не только мотивирующее воздействие страха перед наказанием, но также и моральное (или воспитательное) и формирующее привычку воздействие уголовного права".

Таким образом, основным критерием, определяющим эффективность наказания в любом обществе, является его общепредупредительное воздействие, которое определяется многими факторами. Эффективность наказания зависит прежде всего от того, насколько цели наказания нашли последовательное выражение в законе, в частности в конструкции отдельных институтов, определении ответственности за конкретные виды преступлений. В этом отношении важное значение имеет построение санкций статей Особенной части УК. Санкции статей Особенной части УК должны быть изложены таким образом, чтобы они ориентировали на более эффективное исполнение целей наказания.

Механизм специального предупреждения у разных видов наказания неодинаков. Некоторые из них устраняют саму существующую для осужденного возможность нарушения им в будущем уголовно-правового запрета: устраняют вообще (смертная казнь и пожизненное лишение свободы) или на время (лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Но и последние зачастую не могут сдержать от совершения преступлений вновь. Так, в России только за период с 1993 по 1997 гг. темпы роста зарегистрированных преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, составили 6,3%.

Касаясь существа цели, надо отметить, что механизм ее достижения заключается в карательном содержании наказания и испытании его осужденным. Если же впоследствии осужденного удерживает от совершения преступления опыт пережитого наказания, то это свидетельствует о частном предупреждении. Не имеет значения, что могло больше сказаться: устрашение, страдание, испытание кары, осознание своей вины, перестройка установок или же исправление в подлинном смысле.


Лишение свободы как наказание больше располагает ресурсами частного предупреждения, но эти ресурсы действуют во время его отбывания. В качестве меры специального предупреждения лишение свободы, как известно, имеет противоречивый характер: ставя перед собой задачу максимально приспособить человека к жизни в обществе, его отделяют от этого общества, желая заменить в сознании человека вредные привычки и представления правильными, его помещают в криминальную среду. Наказания, не связанные с лишением свободы в той или иной мере, связаны с усилением социального контроля за осужденными, и это обстоятельство служит цели частного предупреждения. Таким образом, не все заключается в том, как прочувствует наказание осужденный. Многое зависит и от внешних обстоятельств его отбывания, и от того, как воздвигаются "барьеры" на пути возможного совершения новых преступлений осужденным. Таким образом, частнопревентивные ресурсы наказания смыкаются с мерами специально-криминологической профилактики.

 

Понятие исполнения и отбывания наказания и его соотношение с исполнением приговора суда.

   

Эффективность любого вида наказания зависит не только от его правильного назначения, но и хорошего исполнения. Может наказание быть назначено объективно и правильно, но плохо исполнено – и тогда это наказание будет неэффективно. И даже если наказание назначено не совсем в соответствии с тяжестью преступления, но если хороший коллектив и хорошее исправление – то и это наказание окажется хорошим и эффективным.

Вопросы, связанные с исполнением и отбыванием наказания – нам нужно рассмотреть.

Этот процесс должен строиться в соответствии с правовым положением осуждённых…

Статья 1 УИК – этот процесс называется «исполнения (отбывания) наказания». Одни исполняют, а другие – отбывают наказание.

 

Под исполнением наказаний понимается деятельность должностных лиц и органов, исполняющих наказание. Под отбыванием – соблюдение заключённым требований, режима…

Особенность правовых норм – не только в том, что перечислены основные права и обязанности, но и включены в них элементы педагогики, ведь цель – исправления и воспитания.

Мы пока не научились писать хороших правовых норм, которые бы ещё и смогли элементы педагогики, психологии в нормах закрепились. И заключённые, и сотрудники считают, что «солдат спит, а служба идёт», то есть даже когда спят или едят, срок идёт и отбывается.

Уголовно-исполнительные отношения возникают тогда, когда приговор обращён к исполнению. Частенько смешивают исполнение наказания с исполнением приговора. А в уголовном процессе есть стадия обращения приговора к исполнению. Но когда этот приговор обращается к исполнению – наказание не исполняется. Только когда он приедет в колонию – тогда и начинается. Смешивать исполнение наказания с исполнением наказания нельзя.

Профессор Строгович говорил, что деятельность учреждений и органов приговором не регламентируется, а потому и не входит в процесс исполнения приговора.

Перлов говорит, что всё время действует приговор, только не всякую деятельность нужно включать.

Исполнение приговора ограничивается стадией обращения приговора к исполнению – да, приговор действует до того момента, как судимость погашена или снята. Но не всякая деятельность регламентируется договором. Приговор – это процессуальный документ, процессуальный акт. Все действия, совершаемые после обращения к исполнении, не приговором регламентируется, а уголовно-исполнительным наказанием (в приговоре есть срок и вид – и всё, считай).

В чём же сущность содержания наказания? Что такое наказание, которое исполняется? Что оно из себя представляет, это наказание?

Наказание в своё время называлось в ст. 20 уголовного кодекса «наказание не только является карой, но и преследует цели исправления и воспитания». Определение «кары» не давалось. Сейчас же определения наказания нет – это мера государственного принуждения, назначаемое по приговору суда. Но по приговору не только наказание, но и принудительные меры медицинского воздействия назначаются.

Статья «Понятие кары в советском уголовном праве» лектора (Ретюнских). Наказание – это комплекс ограничений, заложенных режиме отбывания того или иного вида наказания, применяемых к осуждённым.

Этот комплекс ограничений содержится в режиме отбывания наказания.

Этими средствами являются режим отбывания наказания, труд осуждённых, воспитание, общее образование, техническое образование… Но всеми ли этими средствами наказывают? Наказывают ли человека трудом, школой, воспитанием – или всё же режимом отбывания наказания?

Лектор считает, режим отбывания наказания – и есть наказание. Все остальные средства, перечисленные в ст. 9 УИК РФ – ими не наказывают, ими исправляют.

Профессор Ременсон сказал, что здесь карательно-воспитательный процесс, который состоит из двух частей. А мы говорим «принудительно-воспитательный процесс», где с одной стороны человека наказывают (режимом исполнения наказания его наказывают – это сущность исполнения наказания), а, с другой стороны, его исправляют, воспитывают (образованием, трудом и прочим).

В общем, это сложный процесс, состоящий из двух частей. Что общего у этих двух составных частей, претерпеваемых осуждённым? У них единое основание – приговор суда (и режимные требования, и средства воспитательного воздействия в нём заложены). У них одна цель – исправление осуждённых. И режимные требования, и применения воспитательного воздействия к осуждённым, происходят в течение одного срока, указанного в приговоре. У них единые меры дисциплинарного воздействия возможны. Если человек отказался работать, или вышел за пределы колонии, или отказался учиться – его в штрафной изолятор можно поместить.

Между тем, и отличий между этими двумя составляющими много.

Режим наказания назначается за преступление. А средства воспитательного воздействия – не за преступления (трудятся и учатся не за преступления), а их просто хотят сделать лучше.

Наказание, приговор суда и условия его режимного требования причиняют страдания и лишения осуждённому. А все меры воспитательного воздействия (то, что трудятся, играют в футбол и смотрят кино) не причиняют им никаких страданий.

Наказание предназначено устрашать (общая и частная превенция). А воспитательное воздействие не устрашает (если они там играют и улыбаются).

Наказание исполняются только учреждениями и органами и их должностными лицами, то есть уголовно-исполнительная система, отдельные должностные лица и органы с учреждениями. А воспитательная работа – и другими лицами, и школами, и общественными объединениями и учреждениями, и больницами.

Отбывание во всех основных чертах обязательно для осуждённого, все режимные требования он должен исполнять все. Иные средства воспитательного воздействия – если человек достиг определённого возраста, то он может не получать образования.

В общем, процесс отбывания наказания состоит из двух частей – режим отбывания наказания (сама сущность наказания, да и средством воспитательного воздействия он является и основанием применения мер воспитательного воздействия) и средства воспитательного воздействия.

Процесс воспитательного воздействия имеет свои специфические особенности. Ведь исправлять надо преступника, а не просто человека. Исправление происходит в условиях отбывания наказания, пока его наказывают – его и исправляют. Воспитательные воздействия и средства не входят в наказание, а сопутствуют ему, хотя и связаны очень тесно.

 

19 вопр. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. В самом общем виде правовой статус осужденных – это урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.

Основы правового статуса осужденных закреплены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Правовое положение (статус) осужденных базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Более того, согласно ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства Российской Федерации по желанию осужденного. Сохранение за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина Российской Федерации имеет большое международное, социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных закрепляют и иные федеральные законы, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства.

Виды правового статуса осужденного (рис. 4): 1) общий, или конституционный, статус гражданина Российской Федерации; 2) специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан; 3) особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний; 4) индивидуальный статус. Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы.

Иной статус имеют осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства. Они пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, в частности Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Наиболее значимы для понимания сущности правового положения осужденного общий, специальный и индивидуальный статусы.

Общий правовой статус – это статус осужденного как гражданина государства. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и содержит гарантированные ею всем и каждому права и обязанности, в частности, права: на жизнь; охрану достоинства личности и личную неприкосновенность; свободу совести и вероисповедания; социальное обеспечение; охрану здоровья и медицинскую помощь. В ч. 1 ст. 10 УИК РФ подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, тем самым государство берет на себя обязанность обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

Конституция РФ устанавливает основные общегражданские обязанности осужденных (ст. 57, 58). От исполнения иных своих гражданских обязанностей осужденные могут быть освобождены только федеральным законом.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Особенностью этого статуса является установление для осужденных дополнительных обязанностей и правоограничений. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с определенными изъятиями и ограничениями. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Поэтому сужение общего правового статуса осужденного осуществляется прежде всего нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этого лица.

Правоограничения для осужденных на этапе исполнения (отбывания) наказания устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством. Именно оно в завис



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: