Описание проекта
Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и роли библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения.
Как показывают данные социологических опросов, в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7 %.
Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения. Снижение интереса к чтению у детей и подростков сегодня – общемировая тенденция.
Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения. Поэтому, приобщая ребенка к книге, мы не только открываем путь к одному из важных источников знаний, но и питаем ум и сердце ребенка, побуждаем к самосознанию, содействуем творческой самореализации личности.
Как показывает практика, и подтверждают исследования, в школьной среде тенденция отторжения от библиотеки и от чтения довольно сильна и находится в прямой зависимости от того, приобщают ли родители своего ребенка к чтению с самого раннего возраста или нет.
Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. В читающей семье у детей развивается вкус к литературе, кроме того, совместное чтение служит инструментом сближения детей и взрослых, помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текста именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка со взрослыми, чтение и восприятие на слух художественных произведений, являются начальным этапом приобщения к книге вообще. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Отсюда и главная задача библиотеки – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.
Сейчас, когда дети читают все меньше и меньше, возникает необходимость искать новые методы привлечения школьников в библиотеку. Одним из таких методов является работа с семьей. Острота социальной проблемы побудила на создание проекта “Читающая семья» «Папа,мама и я-читающая семья»
Цели и задачи проекта.
Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей.
Повышение роли книги и библиотеки в жизни семьи, формирование и повышение интереса к чтению.
Задачи проекта:
Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.
Организация ознакомления родителей с основами педагогической и возрастной психологии, педагогики и детской литературой.
Формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога ребенка и взрослого.
Способствование всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.
Обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации проекта.
Целевая аудитория:
Учащиеся 1-4 классов общеобразовательных школ города и их родители
Сроки реализации:
Январь 2021г-январь 2022 года
Рабочий план реализации проекта.
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственный |
В ходе реализации проекта планируется:
- Создание папки-накопителя сценариев мероприятий, проведенных в ходе
реализации проекта.
- Проведение мониторинга детского чтения и анализ состояния чтения, что
позволит дать рекомендации по дальнейшей работе по повышению престижа семейного чтения.
- Освещение реализации проекта даст возможность распространить опыт
по проведению мероприятий, направленных на повышение престижа семейного чтения.
- Создание фотоальбома мероприятий, проведенных в ходе реализации
проекта.
- Разработать механизм отслеживания количественных и качественных
результатов
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Увеличится число родителей, читающих своим детям вслух.
- Чтение художественной литературы займет одно из основных мест в
семейном досуге.
- Увеличится количество посещений в библиотеке.
- Увеличится количество библиотечных мероприятий для детей и их
родителей.
- Увеличится количество выданных книг в библиотеке.
- Повысится уровень мотивации семейного чтения.
- У детей возрастет интерес к чтению художественной литературы
советских и зарубежных детских писателей.
- У детей повысится уровень развития памяти, фантазии, речи,
воссоздающего и творческого воображения.
- Повысится избирательный интерес к книгам, желание и умение их
осознано выбирать и осмысленно читать.
Устойчивость проекта
Проект «Папа, мама и я – читающая семья» «Читающая семья» рассчитан на работу с младшей категорией читателей и их родителями.
Настоящий проект непосредственно соотносится с уставными задачами и деятельностью МБУ «ЦБС» Шалинского муниципального района. Работа учреждения культуры со всеми слоями населения г.Шали является одним из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем культуры, возникших в связи с произошедшими преобразованиями государства.
Воспитание духовности, патриотизма, гражданственности, укрепление семейных традиций, развитие творческих способностей, влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.
Проект практически не зависит от влияния внешних факторов, поскольку в основе его реализации заложена инициатива, опыт работы коллектива работников библиотеки со всеми слоями населения г.Шали. По окончании реализации нестоящего проекта планируется его сохранение и продолжение работы в данном направлении.
Мероприятия будут проводиться за счет средств городского бюджета, привлеченных средств и средств учреждения, полученных от предпринимательской деятельности.
Информация о формах и объемах реализации проекта других заинтересованных сторон.
Мероприятия настоящего проекта будут проводиться работниками библиотеки в помещениях библиотеки и актовом зале Дворца культуры г.Шали. Осуществление проекта невозможно без тесного сотрудничества учреждения с отделом образования и молодежной политики администрации Шалинского муниципального района, директорами и педагогами общеобразовательных школ города.
Приложение
Бюджет проекта «Папа,мама и я – читающая семья»«Читающая семья»
Административные и прочие расходы
Вид расходов | Общая стоимость (в рублях) |
Разработка и изготовление буклетов, анкет, вопросников, пригласительных билетов | |
Приобретение расходных материалов для организации и проведения мероприятий в рамках реализации проекта | |
Приобретение призов для победителей и участников конкурсов и викторин | |
Приобретение новых книжных изданий | |
Итого: |
Директор МБУ «ЦБС» Шалинского муниципального района | |
Руководитель проекта Главный бухгалтер М.П. |