Автор произведения политической журналистики




 

Структура, форма и эффективность произведения политической журналистики помимо объективных факторов социально-политической среды функционирования СМИ и технологии информационного производства зависят и от субъективного выбора автором

оснований условий деятельности,

установки в отношении своего ролевого поведения на стадии сбора информации

и планируемых целей опубликования произведения.

К основаниям условий деятельности относятся рефлективные, нормативные, прагматические и эмоциональные условия.

Рефлективные условия состоят в понимании журналистом своей «миссии», осознании того, что он считает своим призванием, предназначением и, следовательно, какие профессиональные роли ему следует исполнять. В данном случае не ставится вопрос о соблюдении профессиональной этики: один журналист считает, что его миссия состоит в критике власти, другой – что в удовлетворении интереса аудитории к частной жизни политических лидеров, третий – что в объективном информировании, свободном от собственных оценочных суждений и т. д.

Этические требования начинают проявлять себя в системе нормативных условий, которые включают также и юридические требования и разрешения. Разлад рефлективного и нормативного компонентов профессиональной деятельности приводит к конфликтам оснований. Например, журналист, считающий своей миссией критику властей, постоянно сталкивается с препятствиями нормативного характера. Попытка освещения несанкционированного митинга приводит к административному аресту, создание материала о строительстве чиновниками загородных вилл влечет преследование за вторжение на частную территорию, экологическое расследование заканчивается судебным решением о разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Сущность конфликта подобного типа состоит в том, что журналист осознает последствия своей деятельности, но идет на риск из-за присущей ему иерархии ценностей.

Прагматические условия деятельности журналиста состоят в выполнении им того, что необходимо, того, что он вынужден делать. На данном уровне конфликт проявляется как противоречия и с рефлективными, и с нормативными условиями работы. Например, современное СМИ может успешно существовать только при соблюдении требований информационного рынка − востребованности у потребителей, на которых, в свою очередь, ориентируются рекламодатели. Журналист в подобных условиях вынужден играть роль «работника СМИ», которая может не соответствовать его представлениям о своем предназначении (рефлективными условиями) и вступать в противоречие с законом и требованиями профессиональной этики (нормативными условиями).

Эмоциональные условия журналистского труда проявляются как удовлетворение, удовольствие от работы, от ее процесса и результатов. Конфликт на этом уровне проявляется как совокупность противоречий рефлективного, нормативного, прагматического и эмоционального компонентов профессиональной деятельности. Идеальной моделью профессиональной деятельности является такое состояние, при котором выявленные противоречия отсутствуют, когда рефлективность (призвание), нормативность (требования), прагматизм (необходимость) и эмоциональность (удовлетворение) сосуществуют в гармонии. При выполнении журналистикой критической функции, функции социального контроля в условиях, когда власть критиковать привычно, разрешено, необходимо и это еще и нравится, мы получаем классический типаж «журналиста-правдоруба», народного защитника и просветителя. Но, когда начинается разлад выявленных условий, возникает конфликт и критиковать власти в СМИ уже невозможно, журналист уводит свою нерастраченную энергию и профессиональную страсть туда, где, к примеру, нормативные и прагматические условия уже не действуют – в Интернет, в блоги. Приоритет прагматичности над рефлективностью может привести журналиста к отчуждению от общества, эмоциональности над нормативностью – к осуждению профессиональным сообществом и т. д.

Установки в отношении ролевого поведения журналист ‒ автор произведения ‒ выбирает в процессе сбора информации. Журналистские роли могут располагаться в диапазоне от роли «наблюдателя» до роли «участника» и оказываются связанными с выполнением профессиональных функций. Дифференциация основана на модели исследовательских ролей при использовании метода наблюдения.

Разграничение ролей основано на степени вовлеченности – отстраненности автора в ситуации наблюдения и соответственно на степени закрытости – открытости его журналистской деятельности. Степень вовлеченности журналиста в ситуацию взаимодействия тесно связана с противопоставлением: описание с точки зрения наблюдающего «чужака» – описание с точки зрения участвующего в событиях «своего» члена группы.

Роль «полного наблюдателя» подразумевает полное исключение реакции на окружающих, которое не исключает выработки авторской оценки происходящего и выражения его отношения к участникам наблюдаемой ситуации.

Роль «наблюдателя как участника» проявляется в отношении к соучастникам событий как к информаторам и в том, насколько они осведомлены о том, что в событиях участвует журналист. Подобная осведомленность может позволить журналисту играть роль «новичка» – проявлять невежество, задавать вопросы, обнаруживать некомпетентность в естественных и повседневных для окружающих людей вещах.

При исполнении роли «участника как наблюдателя» представители изучаемого сообщества (например, партии или общественного движения) в подобных ситуациях могут навязать журналисту роль эксперта, знатока, судьи и т. п.

В роли «полного участника» цели и статус журналиста остаются тайной для окружающих, поэтому подобные ситуации нередко называют скрытым наблюдением. В подобных случаях журналист чаще всего принимает роль, уже существующую в наблюдаемой группе или соответствует наблюдаемой ситуации. Применение этой тактики требует скрупулезной предварительной подготовки, а сам метод, наряду с очевидными достоинствами, несет в себе определенные опасности: этические проблемы, невозможность гарантированного контроля над использованием актерских способностей, риск утраты профессиональной идентичности.

Планируемые цели опубликования произведения дифференцируются в зависимости от установок автора в отношении описываемой ситуации.

Одним из крайних функциональных значений и содержания журналистских произведений, и журналистской деятельности является отражение, фактологическое изложение событий. Таким образом, первая целевая установка журналиста – «наблюдение без участия» – предполагает выполнение функции беспристрастного отображения (трансляции) существующей действительности. Журналист-транслятор стремится продемонстрировать отсутствие оценки в суждениях, отстраненность от происходящих событий. Авторы подобных сообщений часто даже не подписывают созданные ими тексты, которые представляют собой просто изложение каких-либо событий.

Уязвимость подобной целевой установки состоит прежде всего в невозможности полноценного отображения социальной реальности, поскольку трансляция предполагает, во-первых, отбор информации (невозможно через средство массовой информации отобразить все богатство, всю насыщенность окружающего мира), во-вторых, перевод отобранной информации в вербальный, образно-символический ряд (в чем, собственно, и заключается основная функция репортера – перевести полученную информацию на понятный аудитории и соответствующий особенностям канала массовой информации язык). Задачи журналиста в такой ситуации подобны задачам режиссера, «переводящим» текст пьесы или сценария в образные, символические и характерные конструкции. Только в отличие от режиссера журналист «переводит» многомерную реальность в одномерный текст.

Авторы-журналисты вынуждены осуществлять выбор событий, ситуаций, случаев, героев. В основе такого выбора лежит система ценностей. Опора на ценности «искривляет» мир, аудитории предлагается ограниченный ряд событий. Часто из-за подобной селекции события приобретают знаковый символический характер. При отсутствии у адресата информации реального опыта участия или наблюдения данного события он вынужден доверять автору произведения и сообщению, содержание которого воспринимается как соответствующее реальности.

Несмотря на стремление к объективности, отсутствие комментария и выраженной позиции, подобный подход уже предполагает выполнение функций формирования и управления общественным мнением через отбор фактов, последовательность их изложения и расположения сообщаемой информации в структуре материала. Отражение событий нередко сопровождается использованием различных элементов символики, при этом в качестве символов могут выступать деятели прошлого и настоящего, а также ценности, например, демократия, государственная целостность или права человека.

Следующая, вторая установка журналистской деятельности предполагает использование обобщений. Наблюдая, выбирая и оценивая происходящие вокруг события, автор обнаруживает их логику и взаимосвязь. Установление причинно-следственных связей опирается на внутренний жизненный опыт, на знания, полученные в процессе социального взаимодействия и коммуникации, на ценности и ценностные ориентации журналиста. В этом случае каждое конкретное событие встраивается в единую систему, в которой действуют определенные закономерности, осознаваемые и признаваемые журналистом, и формируется целевая установка «наблюдение частного как проявления общего». Описывая и анализируя политическую жизнь, авторы неизбежно прибегают к обобщениям, поскольку даже указание на политический статус (избиратель, депутат, либерал, коммунист, центрист и т. д.) ведет к расширению контекста публикации.

При определении целевой установки «участие как апелляция» журналист предпринимает попытки повлиять на ситуацию. Участие журналистики начинает проявлять себя в форме рекомендаций, обращенных к субъектам принятия решений на самых различных уровнях. При этом рекомендации, выраженные в журналистских произведениях, могут носить как явный, так и латентный характер. В подобных ситуациях журналист становится одним из лиц, инициирующих принятие политического решения.

При целевой установке «участие» журналист влияет на ситуацию, достигает определенных целей, изменяет и формирует политическую реальность. Он сам создает ситуации и сам является источником информации. Об эффективности такого воздействия можно судить по роли публицистов и СМИ в социальных переменах. Успеха на этой стадии достигают только те журналисты, которые обладают возможностью реального воздействия на аудиторию, то есть те, кто не ограничен в достижении коммуникативного эффекта (тележурналисты, авторы популярных периодических изданий), и те, кому доверяет политически «своя» аудитория (журналисты – «лидеры мнений», референтная группа).

Роль журналиста, влияющего на социальные процессы и воздействующего на социальные изменения, следует подвергать анализу с позиций методологического подхода Action research, который в настоящее время используется в теории и практике социологических исследований. Action research(AR) определяется как семейство научно-практических методологий, которые на равных основаниях используют методы научного познания (опрос, наблюдение, диагностику, экспертизу и др.) и активного вмешательства (изменения, преобразования, улучшения) в объект изучения [1]. Осуществление подобной практики вмешательства предполагает постановку социально значимых целей изменения и осознание журналистом ответственности за последствия своей деятельности.


[1] Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М., 2004. С. 607.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: