ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ СРАВНЕНИЯ




Тема: Русская культура в ХVII -XVIIIвв.

План:

Образование

Наука

Литература

Архитектура

Живопись

 

Образование.

Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные – на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские – в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию. В 1725 году в Петербурге появляется Академия наук, а при ней гимназия и университет. В 1755 году М. Ломоносов и И. Шувалов стали основателями Московского университета, а в 1757 году открывается Академия художеств.

Наука

Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. При Петре I создали труды по истории Северной войны — ―Книгу Марсову‖, ―Историю Северной войны‖. Активно составляются различные карты, в том числе и карты государственных территорий (так называемый Атлас Российской империи). Открывается кунсткамера. В этот период жили и работали такие известные всему миру учѐные как И. Лепехин, С. Крашенников, М. Северин, М. Ломоносов и др.

Литература

Образцами сатиры являются «Повесть о Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», мемуаров — «Житие протопопа Аввакума», поэзии —стихи Симеона Полоцкого. В 1672 г. появляется придворный театр. В середине

восемнадцатого века в русской литературе фактически утверждается классицизм. Его родоначальниками являлись Я. Княжнина, В. Майкова, М. Хераскова, А. Сумарокова. В 1756 году открывается первый в Петербурге и России в целом профессиональный театр.

Архитектура.

С середины семнадцатого столетия в стране шло интенсивное строительство каменных церквей и монастырских комплексов, в числе которых особое место занимал Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном (1656). Воскресенский собор монастыря воспроизводит Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Один из ранних архитектурных памятников 17 в. — храм Покрова Богородицы в Рубцово. В XVII в. в зодчестве шатровый стиль (церковь Покрова в Медведкове) сочетается с «узорочьем» (церковь Троицы в Никитниках, терема московского кремля), в конце века — нарышкинское барокко (церковь Покрова в Филях, ансамбль Новодевичьего монастыря). В XVIII в. была возведена колокольня собора в Петропавловской крепости, а также здание Сената в Кремле, дом Пашкова, собор смольного монастыря (Петербург), Зимний дворец, Таврический дворец и здание коллегий.

Живопись

Крупнейший художник XVII в. - Симон Ушаков. Главными представителями русской живописи являлись Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский и др.

Контрольные вопросы

 

1. Как развивалась научная мысль в России в XVII- XVIII веках?

2. Назовите основные направления в живописи XVIII века?

3. Перечислите самые крупные архитектурные постройки XVII- XVIII веков?

4. Перечислите основные направления в литературе XVII- XVIII веков?


 

Тема: Русская культура ХIХ - начала ХХ вв.

 

План:

Образование.

Наука.

Литература.

Живопись.

Архитектура.

Образование.

Уровень грамотности населения России оставался низким и значительно отставал от ведущих европейских стран. Крепостные крестьяне не имели возможности учиться в школах, лишь единицы из них умели читать и писать. В XIX в. начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. Среднее образование получали в гимназиях и реальных училищах.

При Александре II созданы женские гимназии и женские курсы с университетской программой. Университеты вновь получили автономию. Созданы земские училища. При Александре III большинство женских курсов закрыто, автономия университетов ограничена. Зато выросло число церковноприходских школ. В соответствии с «циркуляром о кухаркиных детях» от 1887 г. запрещалось принимать в гимназии детей простолюдинов. В целом за период 1860-1890 гг. число учащихся во всех школах достигло 2.5 млн. человек. Доля грамотных в 1890 г. составлял среди мужчин 31 %, среди женщин – 13%.

Наука.

И. П. Павлов разработал учение об условных рефлексах, И. М. Сеченов - о рефлексах головного мозга. И. И. Мечников создал основы российской микробиологии, К. А. Тимирязев - физиологии растений

Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Видными математиками были С. В. Ковалевская, П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов. П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин изобрели электрическую лампочку, А. С. Попов - радио. Важные географические открытия сделали Н. М. Пржевальский, О. А. Федченко, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай. Творили видные философы - В. С. Соловьѐв, Н. Я. Данилевский, Н. Ф. Фѐдоров, К. Н. Леонтьев, историки - С. М. Соловьѐв, В. О. Ключевский, Н. И. Кареев, Н. И. Костомаров.

Литература.

Ведущим направлением в ней становится критический реализм. Крупнейшие представители: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, В. Г. Короленко. Видные поэты — Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов. Высокие нравственные идеалы, утвердившиеся в русской литературе связаны с именами Н.С. Гумилѐва, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама.

Живопись.

Крупнейшее объединение - Союз передвижных выставок («передвижники» выступали за отражение в живописи жизненных реалий): И. Н. Крамской (портретист), В. Г. Перов (жанровая живопись), И. И. Шишкин (пейзажист), В. И. Суриков (историческая живопись), И. Е. Репин. Виднейший баталист - В. В. Верещагин. Русскую тему воплощал в живописи В. М. Васнецов.

5. Архитектура. В XIX веке в России были созданы замечательные шедевры мирового зодчества. В первой половине века продолжались традиции позднего классицизма, для которого характерно создание крупных ассамблей. Талантливый русский архитектор А.Д. Захаров спроектировал здание адмиралтейства. Росси закончил здания Сената, Синода, Александрийского театра и Михайловского дворца. В Москве были построены здание Манежа, Оружейная палата, большой кремлѐвский дворец. Во второй половине XIXв. по проекту архитектора В.О. Шервуда было воздвигнуто здание Исторического музея, по проекту архитектора Д.Н. Чичагова – здание Городской думы, по проекту архитектора Померанцева – здание Верхних торговых рядов.

В целом русская культура внесла огромный вклад в общемировую науку и культуру. Имена выдающихся русских ученых, художников, писателей, поэтов, музыкантов золотыми буквами вписаны в мировую историю.

Контрольные вопросы

1.Как развивалась научная мысль в России в XIX-XX веках?

2.Назовите основные направления в живописи XIX-XX вв.?

3.Перечислите самые крупные архитектурные постройки XIX-XX вв.?

4.Перечислите основные направления в литературе XIX-XX вв.?

 

ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ СРАВНЕНИЯ

Отрасли культуры Характерные черты XVII-XVIII вв Характерные черты XIX – нач.ХХ Творцы, творения XVII-XVIII вв Творцы, творения XIX – нач.ХХ
Образование        
Наука        
Литература        
Живопись        
Архитектура        
         

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: