ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ О НЕВЕРБАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ В ПЛАСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВОКАЛЬНЫХ КАФЕДР.




 

Если раньше, пластический аспект исполнительского искусства вокалистов, оставался на последнем месте в критических и специальных исследованиях, то в наше время, при развитии технологий, перемене форм мышления, при формировании нового зрителя и новых приёмов режиссуры — ритм и движение тела стали одним из основных выразительных средств оперного искусства. Сегодня тема телесности, вероятно, самая модная тема. С помощью жестов, поз, выражения лица, человек вступает в общение, придавая своей речи, большую выразительность или даже, обходясь без слов. Язык тела, достаточно богат и развит, что бы выразить различные сложные мысли и смыслы, и самовыражение в пластике и ритме, - относится к самым важным. Тело, выступает как совершенный музыкальный инструмент, организующий невербальную звуковую деятельность человека и в нём заложены основные ритмы: пульса, ритма дыхания, походки, - без которых не мыслима ни трудовая, ни творческая деятельность человека. Невербальный язык — одна из самых древних форм общения людей, основанная на использовании информации, полученной от походки, жестов, мимики, национальных привычек. Часто, при невербальном поведении, человек получает большую информацию о собеседнике, нежели из разговора ним. Люди редко контролируют своё невербальное поведение, - обычно, человек неосознанно характеризует себя через мимику и жесты, а второй контактёр, анализирует увиденное и сопоставляет с речью рассказчика. Позы и жестикуляция отображают характер, воспитанность, темперамент, настроение. У представителей разных национальностей, смыслы жестов, поз и телодвижений – могут кардинально отличаться. Жесты, обычно демонстрируют согласие или несогласие, раздражение, приветствие. Позы, дают понятие о состоянии человека, его будущих действиях. Сидящий человек в расслабленной позе, выражает спокойствие, но собеседник, нервно стучащий по полу каблуками, сжимающий и разжимающий кулаки - показывает, что он в напряжении и раздражении. Мимика, тоже, выражает на лице многие эмоции. Однако, похожие движения лицевых мышц, могут говорить о разном настроении, в зависимости от ситуации. Улыбка выражает как радость, так и насмешку, сдвинутые брови — могут быть признаком и сосредоточенности, и или гнева. Мы наблюдаем за эмоциями через зрение. Заметив на лице партнёра улыбку — человек понимает, что к нему относятся с симпатией, а при взгляде исподлобья, однозначно понятно, что мирный диалог не получится. Доброжелательное тактильное общение, может происходить только с близкими людьми, - обнять, пожать руку, эти действия предназначаются для приятных знакомых, но с малознакомыми индивидуумами, тактильный контакт может превратиться в столкновение и драку. Стиль одежды, тоже много рассказывает о личности и диктует пластическое поведение, как владельца костюма, так и его окружения. Человек в короне и мантии, резко отличается по манерам и жестикуляции, от человека в униформе. Соответственно, будет отличаться и поведенческая модель, у общающихся людей, с королём и официантом. Ещё, Петроний говорил, что по лицу человека он узнает его характер, а по походке может прочесть его мысли. Сегодня уже повсеместно признано, что язык тела, является неотъемлемым и необходимым компонентом бытовой жизни людей. В моментах человеческого общения и во всей человеческой деятельности, тело из биологической материи, превращается в наглядный пример человеческой культуры и общественных норм. Можно сказать, что культура поведения, воплощается в теле как в пространстве. Всего, человеческое тело может принять не более 300 поз. Это связано и с анатомико-физиологической точкой зрения и с социально-культурной. В каждой культуре существуют различные расовые, половые, этические табу на определённые позы. Некоторые позы в чужой культуре, могу оцениваться, как неприличные, странные, смешные, неудобные и т.д. В каждой культуре существуют позы, характерные для людей разных возрастов и полов, типичные социальные позы и позы, отображающие психическое или физическое состояние объекта.

Существуют знаки-позы, которые помогают помочь понять и выделить ряд некоторых кодов:

1. Тип отношения к другому человеку.

Отношение друг к другу, чётко прослеживается в позах взаимных объятий или сидение на коленях у партнёра. Прикосновения, наклоны друг к другу и явное уменьшения личного пространства — всё это характеристики проявления интереса, любви и нежности в европейской культуре.

 

2. Статус.

В европейской культуре, человек, оказывающий знаки уважения, другому более высокопоставленному или почитаемому лицу — обычно встаёт. А, например, представитель зулусского общества, оказывая уважение — сядет.

3. Физическое и психическое состояние.

Характеризуя позу человека словами «Он держится прямо» или «Он как в воду опущенный», мы подразумеваем, что человек, либо собран, и держится с чувством собственного достоинства, либо напуган и потерян.

4. Степень вовлеченности в диалог.

Мы не обсуждаем серьёзные вещи на ходу, предпочитая сидеть в таких случаях. Любая суетливость и движение во время переговоров говорит в малой заинтересованности, либо неготовности обсуждать тему.

5. Поиск участия.

Поза с наклонённым в сторону партнёра корпусом, уменьшение пространства, стремление заглянуть в глаза и другие подобные действия, - трактуется, как желание найти в партнёре душевный отклик.

6. Обман.

Вовремя серьёзного диалога, можно принять нарочито беззаботную позу, говорящую, вопреки идущему серьёзному разговору, что ничего не произошло: то есть сидеть нога на ногу, сидеть развалившись и т.д.

Этикетные нормы в отношении поз и жестов, так же, различаются по культурам и народам. Например, в европейской культуре в знак уважения к партнёру встают и снимают шляпу, а на островах Фиджи принимают сидячее положение. Позы являются показателями социальных ситуаций и социальных институтов: военные, приветствуя старшего, вытягиваются в струнку. Школьники складывают руки на парте, демонстрируя внимание. Начальники и правители обычно не сидят, а восседают и принимают свободные позы, подчинённые наоборот, согбенны и ограничены в пространстве.

Наиболее ясная демонстрация авторитета и власти выражается осанкой, выправкой, манерой стоять и походкой. Чаще всего описания иностранца, военного, проститутки, ребёнка, чиновника — отличаются походкой. Походка большими шагами, считается принадлежностью военных. Спокойная, размеренная походка с гордо поднятой головой — выделяла аристократа. Спешащий, бегущий мужчина — воспринимался как человек низкого социального статуса (слуга). «Походка должна быть не слишком поспешна и не слишком медленна. Лёгкий умеренный шаг — наименее утомляет и наиболее нравится. Туловище надо держать прямо, а голову вверх, без жеманства и надменности. Медленные и плавные движения, заключают в себе некоторую важность. Они отличают человека свободного, следовательно, - богатого и знатного. Кто идёт слишком скоро, обнаруживает свою тайну; он куда-то спешит. Каждое опрометчивое движение, переливающаяся походка, обозначают дурное воспитание, недостаток образования и непривычку к светскому общению, социальную ущербность»[1,77] Однако, замедленная походка у мужчины, конца 19 века и начала 20 века, была объектом для насмешек, и воспринималась, как признак гомосексуальности.

Женщинам того времени, предписывалось ходить небольшими шажками, наступать с носка, избегать резких движений — плыть. Качание бёдрами при походке, излишняя демонстрация округлых женских форм, считалось признаком женщин лёгкого поведения. «Женщины, имеющие угловатые движения, большей частью, бывают добродетельны; те же из них, которые впали в заблуждение, отличаются излишней приманчивой округлённостью движений», писал Бальзак в своём «Эссе о походке» в 1833году[2,210] Осанка разделяла людей два класса. К людям воспитанным, высокого социального уровня, она предлагала контроль над всей мускулатурой тела — прямая спина, поднятая голова, подтянутые колени, то есть эстетически и мышечно, осознанный баланс тела. Умеренность в движениях — знак определённого класса. Уверенный жест - признак высокой социальной позиции. Аристократы производят мало жестов, жестикуляция обозначает рабов, слуг, крестьян. Только они могут качать головой, щёлкать языком, хлопать себя по ляжкам, стучать в грудь. Сутулая спина, согнутые колени, выпяченное бедро или живот, опущенная голова и взгляд, говорит о низком социальном происхождении, о подчинённости и зависимости. Вульгарность передаётся корпусом, который не может держаться прямо — спина искривлена и расслаблена, ноги расставлены и завёрнуты ступнями внутрь. «...Стоя, нужно избегать наклонного положения вперёд, опускать голову, облокачиваться небрежно о стену, мебель, в особенности на чей-то стул, не трястись, не ломаться, не переносить тяжесть всего тела на одну ногу..»[1,78] Сидение — наиболее ритуальная техника тела, указывающая на контраст между сидящим - более низким и стоящим — более высоким. Позже по правилам хорошего тона сидение женщины и стояние мужчины, хоть и принималось как вежливое почтение, но сохраняло структуру иерархии — стоит более сильный, он занимает вертикаль, он доминирует в пространстве, а сидит – более слабый. Царские троны были подняты, и их иерархия, была по-другому оформлена в пространстве. Сидение на земле, самая низкая позиция, была позой самоуничижения (нищие), либо наказания (колодники)

До начала двадцатого века, красота понимается как нечто спокойное и величавое. Боль, желание, страсть, - связаны с нарушением нормы, слишком удалены от законов Красоты и приводят к ненатуральным, уродливым искажениям тела, вплоть до его уничтожения (царапанье лица, биение в грудь, вырывание волос, самоубийство и т.д.) То есть, если красота связана с симметрией и пропорциями, то аффект, строится на диспропорциях и диссонансах.

ОСНОВНЫЕ МЫШЕЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА ПРИ АКТИВНЫХ ЭМОЦИЯХ И АФФЕКТАХ:

1. Страх, ужас, агрессия, властность — связаны с напряжением мускулов и их устремлением вверх (человек хочет казаться выше, или вытягивается как струна), плечи подняты, мускулы рук и ног зажаты, ладони стиснуты в кулак. Но, так же, - напряжение тела с вытянутыми руками и ногами, отинутой назад головой - выражает тщеславие, заносчивость.

2. Меланхолия, горе, задумчивость- связаны с расслаблением мускулов и опусканием головы, плеч, рук. Традиционный жест раздумья, - когда актёр сидит, то его голова опущена на руку, которая локтем опирается на стол. Традиционный жест раскаяния, - прижатые ладони друг к дргу, на груди., при опущенной вниз голове. Закрывание лица или глаз, может выразить и отрешённость от мира, но может выразить и желание скрыть эмоцию. Этот, же, жест - способен передать и чувства стыда, волнения, любви.

3. Недоверие и подозрение— могут быть выражены в разнонаправленных движениях рук и ног.

4. Благородство и величие духа, - связаны с медленными движениями. Поведение героя требует крупных размеренных жестов, их спокойствие — указание на авторитет. Соответственно, движения раба, слуги, комического двойника, - всегда, подчёркнуто суетящееся.

5.Радость, - выражается энергичными движениями — хлопаньем в ладоши, пританцовыванием, подпрыгиванием. Горизонтально раскрытые руки, выражают приятие, приветствие, желание обнять.

6. Гнев, - сильные удары ногой или рукой, при напряжении всей мускулатуры. Эмблемой гнева становится топающая ступня, или рука, сжатая в кулак.

Тело делится на три части:

1.Интеллектуальную — голова

2.Моральную — торс (где сосредоточены воля, желания, любовь)

3. Агрессивную — конечности

Движение конечностей по отношению к символическим зонам тела — обогащает характер жеста:

1.Движение вверх — радость,

2.Движение вниз — печаль,

3.Развёрнутые руки и распрямлённая грудь — символ храбрости, честности, открытости.

Символичны и направления жеста в пространстве:

1. Прошлое лежит сзади,

2. Будущее впереди, бесконечность — налево и направо,

3. вечность сверху. С этим связана и семиотика наказания - наказывая, бьют по задней части тела, по ягодицам, по спине, по затылку. Но пощёчина, не считается наказанием — это оскорбление, так как посягает и угрожает будущему.

Люди ежедневно общаются не только с помощью слов, но и по средствам телесных движений. Каждая из характеристик тела, будь то форма, размер или рост, при определённых условиях, обязательно выражает или передаёт некоторое значение. Возраст, род занятий, жизненные обстоятельства, чувства и мысли — всё оставляет «следы» на человеческом теле и находит своё отражение в невербальном поведении человека. Замечательный историк М. Я. Гефтер замечал, что тело человека, его движения и действия, - являются таким же историческим документом, свидетельствующем о его прошлом, как дневник или грамота. Об этом стоит помнить, молодым режиссёрам, которые, склонны понимать современность темы любого спектакля, только в наличии костюмов и маргинальных манер 90 годов прошлого века, уничтожая тем самым, право своих персонажей, на их личные биографии и самовыражение.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.«Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» Сборник советов и наставлений. СанктПетербург, 1889 год, репринт Москва, Рипол, 1991, стр. 77,78)

2. Balzak.О. Theorie de la demarche. Paris. Les Bibliophiles de t originale. 1965. vol. 19. p. 210

3. Булгакова О. «Фабрика жестов», Москва, Новое литературное обозрение, 2005

4. Коваль А. И., Тьям А.Г. «Жест и жестовое поведение, как проблема перевода». Москва, РАН, 1998

5. Сурикова Е. «Невербальное и вербальное общение: что это такое?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://hotsoul.ru/nachalo-otnoshenij/znakomstvo/verbalnoe-i-neverbalnoe-povedeniehttps.

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: