Программа зачёта по курсу
«ПСИХОДИАГНОСТИКА»
Направление 100100 «Сервис»
Профиль «Информационный сервис»
Формат зачёта
Зачёт проводится в письменной форме, время выполнения задания – 60 минут. Билет включает в себя два задания:
1. Задание на воспроизведение: на изложение теоретического вопроса;
2. Задание на понимание: оценка предложенного теста или возможности применения методик психодиагностики в практике сервисной деятельности.
Примеры заданий:
1. Напишите развернутый ответ по теме «Диагностика психических состояний (методики оценки психических-функциональных, эмоциональных состояний)».
2. Оцените предложенный тест по следующим составляющим:
а) спецификация теста и содержательные области;
б) содержание заданий и варианты ответов;
в) оформление теста;
г) надежность и валидность теста;
д) достижение цели тестирования.
Содержание, подлежащее проверке на зачёте
Студент на зачёте должен демонстрировать:
Блок А. Элементы содержания, владение которыми на заданном уровне обязательно для получения удовлетворительной оценки
Задание 2:
· этапы конструирование теста, оценка теста (спецификация и содержательные области, содержание заданий и варианты ответов, оформление теста, надежность и валидность теста, достижение цели тестирования);
· методики психодиагностики и возможность их использования в практике сервисной деятельности (методика EPI Г. Айзенка, методика определения акцентуированных личностей, методика самооценки психических состояний Г. Айзенка, методика изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса, методика изучения самоотношений Р.С. Пантелеева, методика изучения коммуникативных и организаторских способностей, методика социометрии, методика диагностики социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере, методика диагностики самооценки мотивации одобрения, методика диагностики направленности личности).
Блок Б. Остальные элементы содержания
Знание – способность изложить (задание 1):
1. Психодиагностика как наука.
2. Предмет и структура психодиагностики.
3. Психодиагностика и смежные направления исследований.
4. Тест как основной инструмент психодиагностики.
5. Психодиагностический процесс.
6. Этика психодиагностического обследования.
7. Истоки психодиагностики как науки. Вклад Ф.Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине, Ч. Спирмена в развитие психодиагностики.
8. Психодиагностика в XX в. и в начале XXI в.
9. История психологических тестов, проективного метода и контент-анализа.
10. Спецификация теста.
11. Содержание психологического тестирования. Разработка заданий.
12. Оформление теста. Пилотажное исследование.
13. Анализ заданий теста. Определение надежности теста.
14. Валидность теста. Стандартизация теста.
15. Виды опросников, формы вопросов и представления результатов.
16. Проблема достоверности личностных опросников.
17. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы.
18. Диагностика свойств личности (методики, характеризующие компоненты личности).
19. Диагностика психических состояний (методики оценки психических-функциональных, эмоциональных состояний).
20. Диагностика мотивации.
21. Диагностика направленности личности.
22. Теория социометрического исследования. Методика социометрии.
23. Диагностика межличностных отношений.
24. Самооценка психических состояний.
25. Психодиагностический метод и диагностические подходы.
Критерии выставления оценок
Оценка «зачтено» выставляется, если в результате выполнения двух заданий студент набрал в сумме не менее 9 баллов и общего количества баллов по дисциплине не менее 56 баллов.
1 вопрос - 5 баллов | |
0 баллов | Теоретический вопрос не изложен |
3 балла | Теоретический вопрос преимущественно изложен, но имеются отдельные нарушения логики изложения |
5 баллов | Теоретический вопрос изложен полно и логично |
2 вопрос – 15 баллов (оценка теста) | |
3 балла | указаны содержательные области теста, охарактеризована спецификация теста |
3 балла | указан тип вариантов заданий, оценены варианты заданий |
3 балла | дана оценка оформлению теста |
3 балла | оценена надежность и валидность теста |
3 балла | оценена адекватность теста заданной цели |
2 вопрос – 15 баллов (применение психодиагностической методики в сервисной деятельности) | |
3 балла | указана цель тестовой методики |
3 балла | охарактеризованы содержательные области методики |
3 балла | охарактеризованы задания теста |
3 балла | описана ситуация из практики сервисной деятельности, в которой может быть использована тестовая методика |
3 балла | описаны условия применения и возможные интерпретации психодиагностического исследования |