Субъект психодиагностики




Субъект психодиагностики как носитель деятельности распознавания. Два вида субъектов психодиагностики. Житейски-эмпирические и профессиональные диагносты. Писатели, художники, врачи, администраторы как житейски-эмпирически психодиагносты. Принцип компетенции как основа диагностической деятельности профессионального психолога. Подходы к определению функций профессиональных психодиагностов.Профессиональные и личностные качества психодиагноста. Этические принципы и правила его работы.

5) Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Все зависит от ситуации, их очень много и зависят они от характера нанесение психологической травмы,например:катастрофа,депрессия,потеря близкого человека или когда человек потерял смысл жизни и хочет с ней покончить.В первую очередь человека нужно успокоить и выслушать его проблему,

6) Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий" (1, с.139). "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения" (7, с. 13). Все определения содержат следующие общие моменты:

Стандартность - тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социкультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.

Надёжность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.

Валидность - соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляются с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные "проверенные" методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести "создателя".

7) психологический диагнозконечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования

В психологический диагноз включается краткое, но емкое описание следующих важных элементов:
• типологический вариант развития как основной вывод специалиста;
• уровень общего психического тонуса, психической активности и работоспособности;
• характер (профиль) латеральных предпочтений.


Наиболее дифференцированно к проблеме диагностики и психологического диагноза подошел Л.С. Выготский. Он выделил три ступени психологического диагноза в зависимости от его сложности.

Первая ступень – симптоматический (эмпирический) диагноз. Может ограничиваться только констатацией определенных психических особенностей или симптомов, по которым затем делается практический вывод. Такой диагноз не считается чисто научным, так как симптомы не всегда выявляются профессионалами. Симптоматический диагноз доступен практически всем, кто окружает обследуемого. Один из основных методов постановки симптоматического диагноза – наблюдение и самонаблюдение, высокий субъективизм которых хорошо известен.

Вторая ступень – этиологический диагноз. Такой диагноз учитывает не только наличие определенных психических особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Выяснение возможных причин особенностей переживаний, поведения, отношений человека – важный элемент психологического диагноза. Тем не менее, надо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Психолог-диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин той или иной психологической особенности.

Третья ступень – типологический диагноз (высший уровень). Заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом, который строится на умении понимать внутреннюю логику развития психического феномена. Прогноз требует умения видеть и соединять воедино прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, подытоживая вышесказанное, выделим специфические особенности психологического диагноза:

• Целостный, комплексный подход к сбору и анализу информации о клиенте. Необходимость получения максимально полной информации о личности клиента;

• Феноменологическая ориентация. Важность учета как объективных проявления психического, так и субъективные переживания клиента, учет особенностей его феноменологии;

• Процессуальный характер. Ориентация при психологической диагностике не только на ее конечный результат, но и на процесс. Диагностика процесса (качества контакта между психологом и клиентом) является важным аспектом получения психологической информации о клиенте;

• Структурно-функциональный характер диагностики и диагноза. При осуществлении психологической диагностики необходимо ориентироваться не только на выделение структурных компонентов личности клиента, но и на особенности ее функционирования;

• Контекстуальность психологической диагностики и диагноза. Анализ личности клиента необходимо производить в непосредственно связи с ее жизнедеятельностью, в контексте его индивидуальной истории.

8) Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, — диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз)

Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д.) об обследуемом, в ходе которого формируется исследовательская задача.

Большинство специалистов в области психодиагностики согласны с тем, что количественная оценка полученных результатов (в виде стандартных величин, профилей) весьма полезна. Однако существуют противоречивые мнения о том, какой путь обобщения данных исследования ведет к более надежному прогнозу: клинический, более ориентированный на субъективный опыт, интуицию, или статистический, основанный на объективных, формализованных критериях.

Клинический подход опирается на анализ в основном качественных показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Его существенной особенностью является доверие к «субъективному суждению» и профессиональному опыту. В «чистом» виде клинический подход недалеко уходит от суждений здравого смысла.

Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, например, уравнения регрессии или факторного анализа. Роль субъективного суждения сводится к минимум Психодиагностический процесс как опосредованное методиками взаимодействие диагноста с обследуемым и как выбор ограниченного количества из множества гипотез о состоянии объекта психодиагностики.

Психологический диагноз как соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных. Функции психодиагностического заключения и его структура. Подходы к пониманию правильности психологического диагноза. Адекватность, своевременность и коммуникативная ценность диагноза. Психодиагностическое заключение и сообщение. Понятие психодиагностической ошибки.

9) История современной психодиагностики начинается с первойчетверти ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитиипсиходиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиникахсистематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результатысвоих наблюдений. В это время появляются такие методы психодиагностики, какнаблюдение, опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественныйхарактер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разныевыводы. Только во второй половине ХIХ в., когда немецкий психологВундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целяхпсиходиагностики стали применять технические устройства и приборы, методыпсиходиагностики приобрели количественный характер. (2, стр.15) Тогда же был открыт основной (базальный) психофизическийзакон Вебера. Проводя эксперименты на различение весов, длины линий ивысоты акустического тона, Вебер установил, что отношение едва заметногоизменения раздражителя dI к его исходному значению I есть величинапостоянная, т.е. dI/I = constanta.Согласно закону Вебера дифференциальный порог чувствительности – есть некаяпостоянная часть величины исходного раздражителя на которую он должен бытьувеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметную трансформациюощущения. (5, стр.168)Открытие закона Вебера дало возможность измерения психодиагностическихявлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения сталиощущения человека, и долгое время практическая психодиагностикаограничивалась измерением ощущений. Современные методы психодиагностики, касающиеся основныхпсиходиагностических процессов, свойств и состояний человека, сталипоявляться в конце ХIХ-начале ХХ в. в это время активно развиваются теориявероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии сталиопираться научные методы количественной психодиагностики. В 1884 г. английский психолог Гальтон основал Антропометрическуюлабораторию, одной из целей ее стало получение статистических данных очеловеческих способностях. Через этот эксперимент прошло около 10 000 чел.Он же в 1877 г. предложил использовать в психодиагностике метод корреляций. Современник Гальтона Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другойангличанин Спирмен – факторный анализ. Первый статистически обоснованный тест Бине появился в 1905-1907гг. В 20 гг стали появляться новые психодиагностические, в том числеинтеллектуальные и личностные тесты, позволяющие проводить психодиагностикуразличных процессов и свойств человека. На 50-60-е гг ХХ в. приходится основное количество различныхпсиходиагностических методик. Современная психодиагностика выделилась в отдельную областьнаучных и практических психодиагностических знаний. Все более широкоеприменение в психодиагностике находят современные методы математики ифизики, а также средства электронной психодиагностики.

10) Первые попытки перейти от интуиции и эмпирических соображений к тестированию связаны с именами двух интереснейших людей своего времени Лафаретом и Галлем. Триумфальное шествие тестирования началось после опубликования французскими психологами А. Бине и его сотрудником А. Симоном в 1905 году набора тестов для диагностики интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы выявить тех, кто не в состоянии будет обучаться в массовой школе. Эти тесты получают широкую популярность в Германии, России, США. Эта задача не проста, как видится на первый взгляд. Ведь требовалось определить детей, способных к обучению, но ленивых, от страдающий прирожденными дефектами. Использование тестов при консультировании постепенно расширилось от узконаправленных советов относительно учебных и профессиональных планов, до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Эмоциональное состояние и действенные межличностные отношения все больше и больше становятся объектом консультирования

В сущности задача психологических тестов – измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. что психологические тесты в настоящее время применяются при решение широкого круга практических проблем, поэтому и существуют две категории тестов: профессиональные и любительские. Любительские тесты создаются для массовой аудитории, широко публикуются.3.2. Тесты и тестирование Тесты – стандартизированные методики психодиагностики,позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показателистепени развитости изучаемых свойств. Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегдаи везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретациирезультатов. Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можносравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они былиполучены. Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 3. 3.3. Требования, предъявляемые к тестам К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется рядособых требований. Это:1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по- разному восприниматься и пониматься людьми.3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.

Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, речь.

Личностные тесты связанные с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие которые дают разностороннюю комплексную оценку состояния личности или степени развитости её отдельных свойств. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы, эмоции, например, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и др.

Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической само аттестации группы как коллектива.

Практические и тестовые задания включают в себя задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно-действенном плане, то есть практически манипулируя реальными материальными предметами или их заменителями.

Образные задания содержат в себе упражнение с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование воображения мысленных преобразований образов.

Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнения объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т.п.

11) Психологическое тестирование – это проведение, обработка и интерпретация результатов психологических тестов.

Очень важно подчеркнуть, что психологическое тестирование может проводиться только квалифицированным специалистом – психологом. К сожалению, многие тесты, особенно популярные тесты, которые публикуются в газетах и журналах, не имеют необходимой научной основы. Поэтому разобраться в том, какие тесты являются научными, а какие пригодны только для развлечения в свободное время, может лишь квалифицированный специалист. Самостоятельное проведение любых тестов не является психологическим тестированием и ни в коем случае не может служить основанием для сколько-нибудь серьезных выводов.
Здесь уместна такая аналогия – в аптеках без рецепта врача можно приобрести многие лекарства, в том числе сильнодействующие. Реклама предлагает нам самые разные (чаще всего дорогие) новые лекарства, которые чудесным образом решат все проблемы. Однако если мы чувствуем достаточно сильное недомогание, большинство все-таки предпочитает обратиться к врачу, который назначит лекарство и проконтролирует результаты его применения.
Точно также подбор необходимых психологических тестов, имеющих серьезную научную основу, их проведение и, особенно, интерпретацию может осуществить только психолог, который несет ответственность за то, чтобы полученные результаты не использовались во вред испытуемому. В любом другом случае разработчики тестов и психологи не могут нести ответственность за достоверность и дальнейшее использование результатов.

12) Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов.

Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.

При количественном подходе информация преобразуется в числа. Примерами могут послужить заполнение анкеты или ответы на вопросы, связанные с тем, до какой степени люди согласны или не согласны с определенными высказываниями. Ответы можно оценивать в баллах, соответствующих взглядам отвечающих. Одно из преимуществ количественного метода заключается в том, что с его помощью можно проверять гипотезы и легко проводить сравнение различных социальных групп — например, работающих и безработных. Основной же недостаток заключается в том, что реальные высказывания людей скрываются за абстрактными цифрами.

 

При проведении качественных исследований все богатство и разнообразие чувств и мыслей людей сохраняется. В данном случае так же широко применяются опросы, но здесь важно то, что будет сделано потом с полученными данными, которые можно преобразовать в цифры. Например, анализируя ответы Джона количественным методом, можно подсчитать число употребленных им слов, указывающих на его подавленное психологическое состояние. Качественный же анализ состоит в анализе смысла этих ответов — например, того, что Джон имеет в виду под словом «безработица». Качественная методология изучает связи между событиями и видами активности, а также исследует то, как люди представляют себе эти связи.

13) Вали́дность (англ. validity) — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.Как в экспериментальной психологии, так и в статистике валидное измерение — такое измерение, которое измеряет то, что оно должно измерять. То есть, к примеру, при валидном измерении интеллекта измеряется именно интеллект, а не что-то другое. Безупречный эксперимент (возможный лишь в теории) будет обладать безупречной валидностью: он будет точно показывать, что экспериментальный эффект был вызван изменением независимой переменной, он будет полностью соответствовать реальности, его результаты можно обобщить без ограничений.

Когда говорят о степени валидности, рассматривается то, насколько результаты исследования соответствуют поставленным задачам (однако при этом валидность не измеряется в каких-либо условных единицах). Существуют четыре основных способа установления валидности теста.

I. Оценка очевидной валидности.

Очевидная валидность – валидность, при которой оценивается общее соответствие теста его назначению.

II. Оценка содержательной валидности.

Содержательная валидность предполагает, что тест обнаруживает в себе полный набор заданий для измерения определенной черты.

III. Оценка конструктной валидности.

Этот способ проверки заключается в проведении продуманных экспериментов. Подход первый — «конвергентная валидизация» — это проверка ожидаемой связи тестовых оценок с другими показателями. Например, если для измерения какой-либо черты существует несколько методик, целесообразным было бы провести эксперименты по хотя бы двум, и тогда при обнаружении высокой положительной корреляции их результатов между собой можно говорить о валидности. Основной целью конвергентной валидизации является определение того, будут ли оценки теста варьироваться в соответствии с ожиданиями. Подход второй — «дивергентная валидизация» (англ.). Проверка валидности здесь заключается в том, что тест не должен измерять никакой черты, с которой он теоретически и не должен быть связан.

IV. Оценка прогностической валидности.

Прогностическая валидность заключается в том, что психологический тест часто используется для прогноза поведения. Соответственно, если прогноз оправдывается с течением времени, это говорит о том, что тест был валидным. Но для характеристики многих видов деятельности этого метода не достаточно.

14)

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: