Реализация системы управления рисками,




контроль таможенной стоимости и
контроль за оборотом подакцизных товаров

В 2015 году продолжалась работа по дальнейшему развитию системы управления рисками (далее – СУР) на основе обеспечения контроля за качеством и полнотой применения мер по минимизации рисков, совершенствования нормативной правовой базы, модернизации специальных программных средств, обеспечивающих функционирование процесса управления рисками в таможенных органах.

В настоящее время таможенными органами в рамках СУР реализованы практические механизмы по обеспечению выявления рисков нарушения таможенного законодательства на различных стадиях совершения таможенных операций как до, так и после выпуска товаров.

По итогам реализации СУР в 2015 году для целей предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением права ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации утверждено 35 140 профилей рисков,
в том числе: 445 – общероссийских, 3 761 – региональных и зональных,
30 934 – целевых (в 2014 году утверждена 21 612 профилей рисков, в том числе: 339 – общероссийских, 1 811 – региональных и зональных, 19 462 – целевых).

В результате их применения таможенными органами в 2015 году дополнительно начислено таможенных платежей на сумму 19 млрд. рублей (довзыскано 18,5 млрд. рублей), возбуждено 32 231 дело об административных правонарушениях (далее – дел об АП) и 934 уголовных дела, принято
24 304 решения об отказе в выпуске товаров и 12 556 решений о запрете к ввозу/вывозу товаров.

На основании части 2 статьи 162 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в целях установления единых подходов к управлению, реализации и дальнейшему совершенствованию СУР в таможенных органах приказом ФТС России
от 18 августа 2015 г. № 1677 утверждена Стратегия и тактика применения СУР, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений).

В целях реализации принципов выборочности и достаточности таможенного контроля, определенных главой 6 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года и разделом 3 Таможенного кодекса Таможенного союза,
в таможенных органах получил дальнейшее развитие субъектно-ориентированный подход к анализу и управлению рисками на основе отраслевого и автоматизированного категорирования участников ВЭД.

В рамках отраслевого подхода степень выборочности применения мер по минимизации рисков определяется в отношении товаров, перемещаемых автопроизводителями, производственными предприятиями, лицами, осуществляющими вывоз продукции собственного производства, а также осуществляющими ввоз мясной и рыбной продукции.

Применение отраслевого подхода предусматривает заявительный порядок обращения в таможенные органы организаций, в отношении которых после проведения анализа их деятельности на соответствие установленным критериям определяется степень выборочности применения мер по минимизации рисков.

По состоянию на 31 декабря 2015 года в перечень лиц, в отношении которых определена степень выборочности применения мер по минимизации рисков по отраслевому принципу, включено 359 участников ВЭД, которыми в 2015 году было оформлено порядка 8% ДТ и перечислено в федеральный бюджет около 10% таможенных платежей при импорте.

Анализ деятельности участников ВЭД, вне зависимости от категории перемещаемых ими товаров, осуществляется ежеквартально в рамках автоматизированного категорирования в автоматическом режиме штатными программными средствами таможенных органов с использованием информационных ресурсов ФНС России и Банка России на основании алгоритмов расчета сформированных критериев.

В рамках автоматизированного подхода к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства (далее – «низкий уровень риска») по состоянию на 31 декабря 2015 года отнесено более 2 тысяч участников ВЭД, на долю которых приходится порядка 44% от общего количества оформленных импортных ДТ и более 57% от общей суммы уплаченных таможенных платежей при импорте.

В отношении участников ВЭД с «низким уровнем риска» уменьшилось количество применяемых форм таможенного контроля на этапе таможенного декларирования товаров. Так, к концу 2015 года таможенный досмотр проводился лишь в отношении 1,1% товарных партий, таможенная экспертиза – 0,4% товарных партий, запрос дополнительных документов, подтверждающих заявленные сведения, осуществлялся в отношении 8,7% товарных партий
от общего количества товарных партий, оформленных данной категорией лиц.

Результатом применения субъектно-ориентированного подхода стало сокращение к концу 2015 года срока выпуска товаров, декларируемых участниками ВЭД с «низким уровнем риска», до 2 часов 47 минут (при плановом значении срока выпуска товаров, установленном планом мероприятий («дорожной картой») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 июня 2012 г. № 1125-р, – в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации).

В целом в результате применения СУР доля результативных таможенных досмотров увеличилась с 22,3% в 2014 году до 33,4% в 2015 году.

Одним из основных направлений деятельности таможенных органов является выявление и пресечение случаев занижения таможенной стоимости перемещаемых товаров.

В 2015 году осуществлено 167,5 тысячи корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (в 2014 году – 215,2 тысячи корректировок), по результатам которых в федеральный бюджет дополнительно перечислено
19,5 млрд. рублей (в 2014 году – 23,4 млрд. рублей). В результате вынесенных судебными органами решений не в пользу таможенных органов по делам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров, сумма возвращенных в бюджет таможенных пошлин, налогов составила
5,1 млрд. рублей (в 2014 году – 9,7 млрд. рублей).

Несмотря на снижение значений абсолютных показателей, характеризующих деятельность таможенных органов по направлению контроля таможенной стоимости, результативность проведения корректировок таможенной стоимости товаров в расчете на количество импортных ДТ возросла.
Так, в среднем на 1 тысячу ДТ таможенными органами довзыскано в федеральный бюджет 8,5 млн. рублей (в 2014 году – 7,9 млн. рублей), принятие таможенным органом одного решения о корректировке таможенной стоимости позволило дополнительно перечислить в бюджет в среднем порядка
116 тыс. рублей (в 2014 году – 108 тыс. рублей).

Также в 2015 году наблюдалось увеличение значений показателей применения системы управления рисками по направлению контроля таможенной стоимости (далее – СУР КТС). По результатам применения профилей рисков по контролю таможенной стоимости средний платеж по товару составил
55,71 тыс. рублей (в 2014 году – 39,79 тыс. рублей). СУР КТС остается главным инструментом реализации основного принципа таможенного контроля – выборочности и достаточности применяемых мер таможенного контроля при одновременной концентрации внимания уполномоченных должностных лиц таможенных органов на товарах, отнесенных к группе риска, с учетом заявленной величины их таможенной стоимости.

В 2015 году в рамках реализации Методики автоматизированного анализа процессов «перетекания товаров» между таможенными органами в целях выявления недостоверного декларирования таможенной стоимости были доработаны программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее – ЕАИС ТО). Разработан регламент мониторинга процессов «перетекания товаров» между таможенными органами в целях выявления фактов снижения индекса таможенной стоимости по товарам того же класса или вида, используемый при прогнозировании перечислений сумм таможенных платежей в федеральный бюджет и при определении областей рисков по направлению контроля таможенной стоимости.

Задачу выявления фактов «перетекания товаров» с использованием информационных ресурсов ЕАИС ТО предстоит также решать Центру оперативного мониторинга и управления рисками ФТС России (далее – Центр). Основными направлениями деятельности Центра являются информационно-аналитическое обеспечение применения СУР в таможенных органах, оперативный мониторинг и контроль деятельности таможенных органов по применению СУР (приказ ФТС России от 19 января 2016 г. № 50
«Об утверждении Положения о Центре оперативного мониторинга и управления рисками ФТС России»).

В целях пересмотра механизмов контроля таможенной стоимости подготовлен проект решения Коллегии ЕЭК, предусматривающий введение упрощенного механизма контроля таможенной стоимости идентичных товаров, ввозимых более чем одной партией в рамках одного контракта (Решением Коллегии ЕЭК от 3 ноября 2015 г. № 139 внесены изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 3276 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»).

Особое внимание таможенные органы уделяли вопросам контроля за оборотом подакцизных товаров, что обусловлено, прежде всего, высоким уровнем налогообложения данной категории товаров и применением к ним широкого спектра мер государственного регулирования.

В рамках реализации возложенной на ФТС России функции государственного заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции организации – импортеры алкогольной и табачной продукции обеспечены акцизными марками в полном объеме.

Таможенными органами в 2015 году выдано организациям – импортерам алкогольной и табачной продукции 750,1 млн. акцизных марок, что на 17,8% меньше, чем в 2014 году (912,5 млн. акцизных марок).

Для обеспечения применения единообразного подхода при таможенном декларировании и таможенном контроле подакцизных товаров, предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации в области таможенного дела и обеспечения полноты собираемости таможенных платежей в федеральный бюджет ФТС России проведен анализ совершения таможенных операций
в отношении таких товаров с целью сосредоточения их в специализированных таможенных органах. На основании проведенного анализа изданы приказы
ФТС России от 9 февраля 2015 г. № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров» и от 2 ноября 2015 г. № 2202 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 9 февраля 2015 г. № 205».

В целях реализации возложенных на ФТС России полномочий по контролю за правильностью исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси в 2015 году на постоянной основе осуществлялся контроль за деятельностью таможенных органов при исчислении и уплате утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, ввозимых в Российскую Федерацию.

Общая сумма утилизационного сбора, перечисленного в федеральный бюджет в 2015 году, составила 22,6 млрд. рублей (в 2014 году –
43,7 млрд. рублей).

Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу
Евразийского экономического союза

ФТС России в 2015 году проведена работа, направленная на совершенствование таможенного администрирования, которая позволила обеспечить сокращение времени прохождения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки, до 1 часа 44 минут при импорте
(в 2014 году – 5 часов 2 минуты) и до 51 минуты при экспорте (в 2014 году –
1 час 40 минут). Количество документов, представляемых участником ВЭД таможенному органу при таможенном декларировании товаров, сократилось и составило 6 документов при импорте (в 2014 году – 8 документов) и 4 документа при экспорте (в 2014 году – 6 документов).

В соответствии с пунктом 4 статьи 322 Федерального закона
от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с 1 января 2014 года электронное декларирование товаров стало обязательным, письменные (бумажные) ДТ используются в исключительных случаях. В 2015 году в таможенные органы подано более
3,7 млн. ДТ в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЭДТ), что составило 99,93%
от общего количества ДТ (в 2014 году – более 4,3 млн. ЭДТ, 99,87%
от общего количества ДТ). Количество участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, в 2015 году составило более 78 тысяч (99,81%) (в 2014 году – более 80 тысяч (99,5%).

С применением технологии удаленного выпуска было оформлено более
560 тысяч ЭДТ, что составило 15,1 % от общего количества зарегистрированных ЭДТ (в 2014 году – более 448 тысяч ЭДТ (более 10,4%).

В соответствии с распоряжением ФТС России от 30 января 2015 г. № 32-р «Об утверждении алгоритма автоматической регистрации декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей вывоз товаров, и алгоритма автоматического выпуска декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой экспорта» реализованы и введены в действие алгоритм автоматической проверки соблюдения условий регистрации ДТ без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов на всех таможенных постах и алгоритм автоматического выпуска товаров на объектах пилотной зоны – 69 таможенных постах таможен, подчиненных региональным таможенным управлениям, и таможен, непосредственно подчиненных
ФТС России (отделы таможенного оформления и таможенного контроля, имеющие код).

В 2015 году на объектах пилотной зоны зарегистрировано более
110 тысяч ДТ, автоматически выпущено более 1 500 ДТ.

ФТС России проводились работы по реализации элементов механизма «единого окна» в 8 морских пунктах пропуска, расположенных в Дальневосточном, Северо-Западном, Южном и Крымских федеральных округах. Применение портала «Морской порт» позволило практически реализовать возможность взаимодействия в едином информационном пространстве государственных контрольных органов (ФТС России, Пограничная служба
ФСБ России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор) и участников ВЭД.
В результате сроки нахождения контейнеров в портах сократились в среднем
с 10 дней до 5-6 дней.

С февраля 2015 года в таможенных органах, входящих в пилотную зону, началось проведение эксперимента на основании распоряжения ФТС России
от 18 февраля 2015 г. № 62-р «О проведении эксперимента по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в электронной форме», целью которого является обеспечение возможности представления транзитной декларации в форме электронного документа. В ходе эксперимента успешно оформлено 1 297 электронных транзитных деклараций.

В период с 2013 по 2015 год ФТС России совместно с ОАО «РЖД» был реализован пилотный проект по сокращению сроков совершения таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска в соответствии с Временным порядком обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза, утвержденным приказом ФТС России от 24 июля 2012 г.
№ 1490, и Временным порядком обмена электронными документами и сведениями в электронном виде при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденным приказом ФТС России от 11 марта 2013 г. № 444.

В 2015 году на объектах пилотной зоны среднее время совершения таможенных операций в отношении железнодорожного состава составило
до 160 минут при прибытии (до реализации пилотного проекта – 190-230 минут)
и до 90 минут при убытии (до реализации пилотного проекта – 90-120 минут).

Продолжалась реализация в авиационных пунктах пропуска Домодедово, Шереметьево, Толмачево, Емельяново и Пулково пилотного проекта по внедрению в России международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок (e-Freight), в результате которого время совершения таможенных операций при прибытии сократилось и составило 90 минут (в 2014 году – 105 минут).

ФТС России обеспечено дальнейшее сокращение времени осуществления таможенными органами операций с товарами и транспортными средствами в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу. Время осуществления таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля для товаров, подлежащих ветеринарному, карантинному фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю, составило 32,5 минуты (в 2014 году – 41,9 минуты), для товаров, не идентифицированных в качестве рисковых поставок, – 21,4 минуты (в 2014 году – 27,7 минуты).

Объем международных почтовых отправлений (далее – МПО), оформленных таможенными органами, в 2015 году значительно увеличился и превысил 127 млн. штук (в 2014 году – 78 млн. штук).

В сентябре 2015 года ФТС России совместно с ФГУП «Почта России» в месте международного почтового обмена Прижелезнодорожный почтамт при Казанском вокзале началось проведение эксперимента по представлению предварительной информации о МПО в электронном виде, который позволяет значительно сократить время таможенного оформления товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в МПО.

С ноября 2013 года таможенными органами реализуется эксперимент по применению в качестве пассажирской таможенной декларации заявления, составленного в форме реестра, для таможенного декларирования товаров для личного пользования, приобретенных физическими лицами в интернет-магазинах и доставляемых в их адрес экспресс-перевозчиками. С начала проведения эксперимента по декабрь 2015 года в электронном виде подано 45 604 реестра товаров для личного пользования, общий вес товаров составил 276 489 тонн, стоимость – более 23 млрд. рублей, уплачено около 61 млн. рублей таможенных платежей.

В рамках реализации Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в Крымском федеральном округе началось применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

В рамках реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» обеспечена возможность для применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях опережающего социально-экономического развития.

В 2015 году в Российской Федерации проведено большое количество общественно значимых мероприятий: «Армейские международные игры – 2015», заседания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС (г. Уфа), Международная выставка «АРМИЯ – 2015» (г. Уфа), предварительная жеребьевка чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (Санкт-Петербург), российский этап чемпионата мира FIA Формулы 1 (г. Сочи), чемпионат мира «Танковый биатлон» (пос. Алабино, Московская обл.), Международный авиационно-космический салон «МАКС – 2015» (г. Жуковский), XVI чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года (г. Казань), опыт проведения которых подтвердил высокий уровень готовности таможенных органов к осуществлению своих функций в период организации и проведения подобных мероприятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: