В современной социологии семья понимается в двух значениях — как социальный институт и как малая социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. В своем докладе я постараюсь раскрыть сущность семьи как социального института. Рассмотрение же семьи как малой социальной группы является темой для отдельного доклада.
Прежде чем давать определение семьи как социального института, я хочу кратко остановиться на определении самого понятия «социальный институт». Отечественный социолог Альберт Иванович Кравченко считает, что это понятие широко используется для описания социальной практики, которая регулярно и продолжительное время повторяется, санкционирована и поддерживается специальными нормами. Подобно социальной роли, это понятие имеет отношение к установлению образцов поведения. Но институт рассматривается как единица более высокого порядка, куда входит множество ролей. Американский социолог Нейл Смелзер, в свою очередь, под социальным институтом понимает совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. В целом же понятие института используется в социологии часто без точного определения. Различные социологические школы трактуют его по разному. Функционалисты, например, могут рассматривать институт как удовлетворение «потребностей» индивидов или общества, в то время как феноменологи могут концентрировать внимание на способе, каким люди создают или адаптируют институты. Я же в своем докладе буду придерживаться точки зрения Альберта Ивановича Кравченко и характеризовать семью исходя из смыслового содержания понятия «социальный институт» данного именно этим ученым-социологом.
|
При анализе социального института обычно используются такие понятия, как цели института, функции института по отношению к личности, обществу и другим институтам, социальные нормы, поддерживаемые данным институтом, социальные санкции, которые применяются в случае невыполнения подобных норм, социальные нормы, которые выполняют индивиды в соответствии с их статусами и предписываемыми институтом образцами поведения. Социологов интересуют прежде всего образцы семейного поведения, распределение ролей и власти в семье, специфика формальных и неформальных норм, а также санкций, применяемых в сфере семейно-брачных отношений. Процесс формирования семьи, с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.
Что же такое семья? Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Таким образом, институциональный аспект семьи не ограничивается только семьей как институтом. В него включены такие явления, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и некоторые другие.
Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками — близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально — обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы — заключение и расторжение брака.
|
Поскольку юридические и культурные нормы брака изменяются во времени, социологи придают важное значение эволюции форм брака и семьи в различных обществах — начиная с первобытного времени и кончая современным индустриальным и постиндустриальным обществом. Исторический аспект лучше разработан этнографами и антропологами, у которых социологи позаимствовали типологии брака, семьи и родства. Так, например, понятия экзогамии и эндогамии, моногамии, полигинии, патриархальности, матрилинейности и некоторые другие пришли в социологию из родственных ей дисциплин. Другие понятия, к примеру, нуклеарная и расширенная семья, брак по расчету, семья происхождения и прокреационная семья, одно- и многодетная семья и ряд других придуманы социологами.
Различие между браком и семьей социологи проводят следующим образом. Брак — это институт, регулирующий отношения между полами, а семья — институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.
Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других видов животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15—18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа). Но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т. е. генеалогию. Никто и ничто помимо семьи не способны обеспечить молодому человеку признанную законом адресность — социальную "прописку" в данном обществе.
|
Семья, брак и родство — тесно связанные друг с другом понятия. Родством называется совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Антропологи, этнографы и социологи разработали несколько типологий, включающих описание всех трех понятий либо каждого из них отдельно. В типологии семей выделяют консангвинальные семьи (основаны на родстве) и конъюгальные семьи (основаны на браке), семью происхождения (родительская семья) и прокреационную семью (созданную взрослыми детьми), расширенную (многопоколенную) и нуклеарную (двупоколенную) семью. Ученые выделяют два типа родства — классификационную систему (первобытное общество) и описательную систему (современное родство).
Различают следующие типы брака. Моногамия — брак одного мужчины и одной женщины. Полигамия — означает много жен или много мужей. Если один мужчина женат на нескольких женщинах, такой брак называется полигинеей. Напротив, когда одна женщина имеет несколько мужей, подобный брак называется полиандрией. Групповой брак подразумевает брачный союз нескольких мужчин и женщин. Моногамия — самый распространенный и предпочтительный тип брака. Антропологам известны общества, где разрешены абсолютно все типы брака, но большинство людей почему-то выбрали моногамию. Ученые полагают, что поступить так их вынуждают экономические соображения.
Соотношение или взаимосвязь культурных ролей членов семьи по отношению друг к другу называются семейной системой. Важнейшую часть семейной системы составляют отношения субординации между супругами. В патернальной семье доминирует мужчина, в матернальной — женщина. Отсутствие доминирования того или другого, равновесие ролей формирует эквилитарную (эголитарную) семью.
Таковы основы классификации семьи и брака, принятой в современной науке
Функции семьи
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.
Универсальность семьи как института раскрывается в понятии "функции семьи". Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие.
1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должны вступать в половые отношения.
2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.
3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.
4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе.
5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.
В настоящее время семья как социальный институт теряет свои позиции. Это происходит, вследствие, эволюционного развития социума и появления очень большого количества новых социальных институтов. Если в первобытном человеческом стаде такими институтами были семья, род и религия, то в современном информационном обществе их насчитывается десятки и даже сотни. Многие из этих социальных институтов стали выполнять традиционные функции семьи. В связи с этим ученые забеспокоились, что в будущем семья как социальный институт может вообще исчезнуть. На мой взгляд, семье как одному из древнейших социальных институтов в современном обществе приходится «делиться» частью своего функционального назначения, что присуще и другим таким институтам, например, религии. Это же вовсе не значит, что семья потеряла свою значимость для человека. Происходит нормальный процесс её адаптации к современным условиям путём изменения и трансформации некоторых, ранее только ей присущих, функций. Следует заметить, что семья по-прежнему остаётся тем «местом», где человек начинает и заканчивает свою жизнь, где он делится своим счастьем и находит поддержку в случае неудачи, здесь он воспитывает детей и отдыхает, вместе с другими членами семьи зарабатывает деньги и вмести с ними он их тратит. Несмотря ни на что семья продолжает оставаться основной ячейкой общества.