Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ




статья для публикации в сборнике IN CEPTUM (образовательный центр)

II Всероссийская научно – практическая конференция

«Инновационно-педагогическая деятельность в современном ДОУ»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов дошкольных учреждений повышения качества дошкольного образования. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как резерв последующих ступеней образования.

Сегодня ДОУ в соответствии с принципом вариативности вправе выбирать свою модель образования и конструировать воспитательно–образовательный процесс на основе адекватных идей и технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике ориентированные на личность ребёнка, всестороннее развитие его способностей.

Педагоги МБДОУ «Центра развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок» считают, что одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению, этот метод развивает познавательный интерес к различным образовательным областям, формирует навыки сотрудничества.

Мы рассматриваем проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошколят, как способ организации воспитательно-образовательного процесса. Этот процесс основан на взаимодействии педагогов, детей и их родителей, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов – стимулирует интерес ребёнка к определённым проблемам, предполагающим овладение определёнными знаниями, и через проектную деятельность мы предусматриваем решение целого ряда проблем, а также показать практическое применение полученных знаний.

Проектная деятельность это особый вид интеллектуально-художественно-творческой деятельности; совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

В воспитательно–образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, участниками которого являются дети, педагоги МБДОУ, родители и другие члены семьи. Хочется отметить, что наши родители (законные представители) являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и специалистам Центра в процессе работы над проектом, они активные и непосредственные участники образовательного процесса. Данная деятельность обогащает родительский опыт, даёт им возможность испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

На протяжении 2 лет Центр развития ребёнка работает в Инновационном режиме. Инновационная педагогическая деятельность ведётся на основе новейших методик и технологий, позволяющих обеспечить личностно – ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе.

С 27.12.2012 МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» официально являлся «Областной экспериментальной площадкой».

С 10.02.2014 постановлением Администрации Кемеровской области № 9 были внесены изменения МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» официально является «Экспериментальной региональной инновационной площадкой».

В своей практической деятельности мы используем: метод проектов; технологии: информационно-коммуникативные, «Портфолио дошколят» (электронный банк достижений). На базе учреждения с 01.09.2012 по 01.09.2014 успешно реализуется долгосрочный исследовательский проект «Росток одарённости».

Концепция проекта - выявление детей с признаками одарённости должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения, изучения психологических особенностей детей, речи, памяти, творческого воображения. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.

Актуальность проекта заключается в том, что проблема выявления и развития одаренности у дошкольников, а также создать условия для воспитания и обучения на уровне МБДОУ и семьи, стоит очень серьезно и насущно. Выявление детей с признаками одаренности это достаточно длительный временной процесс, связанный с динамикой развития дошкольников. Эффективность диагностики возможна посредством применения разнообразных процедур тестирования. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определенной периодичностью, охватывая всех детей, и служить основой для корректировки программ ДОУ.

Гипотеза нашего исследования заключается в раннем выявление одаренности ребенка, построение целенаправленной работы с ним педагогов, оказание психолого-педагогической поддержки, педагогически оправданная позиция родителей способствуют более глубокому развитию качеств личности ребенка с признаками одаренности.

Новизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы по проекту, использовании интерактивных методов обучения и воспитания в художественно – эстетическом и музыкально – театральном направлениях. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно-образовательного процесса, является личная включённость детей и родителей в творческий процесс.

Отличительные положительныеособенностиинновационногопродукта:доподлинно известно значение дошкольного возраста, для всестороннего развития человека, так как около 60 % способностей формируется именно у детей к 5 – 6 годам.

Основной целью является создание условий для максимального раскрытия индивидуального, возрастного, творческого потенциала ребёнка.

Цель проекта: создание условий для проявления каждым воспитанником (одинаковые стартовые возможности) своих творческих способностей и интересов и формирование познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Социальные партнёры: МАОУ «Гимназия»; Мбоу дод «Детская музыкальная школа №18»; МБУК «Краеведческий музей»; МБУК «Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего востока»; МОУДО «Детская художественная школа №7».

Целевая группа проекта: в реализации проекта участвуют родители, воспитанники от 4 до 6 лет, педагоги и социальный институт города.

Ресурсное обеспечение этоинициативнаятворческаягруппапроекта: руководитель Викторова И.В., координатор педагог-психолог Решетняк Е.Н., учитель-логопед Кудрявцева О.В., руководитель театральной студии «Звёздочка» Трохалева Н.И., музыкальный руководитель Чаюнова О.А., педагог ДО Ягодкина Е.П., социальные партнеры проекта.

Материально - техническое обеспечение учреждения соответствует успешной реализации проекта. На базе учреждения имеются: музыкальный зал, оборудованные согласно современным требованиям (мультимедийный комплекс, DVD, два ноутбука, видео камера, фотокамера, музыкальные центры), ИЗО и театральная студии, комната психологической разгрузки, кабинет учителя - логопеда.

Критерии эффективности: увеличение числа воспитанников, желающих и способных заниматься творческой деятельностью; вовлеченние в работу с детьми ведущих специалистов.

Перспектива проекта: предусмотрено программным обеспечением до 2015 г. Участием воспитанников и педагогов в конкурсном движении на грантовой основе.

Наши достижения: Диплом I ст. «Кузбасского образовательного форума-2014», конкурс «Инновации в образовании»; Диплом победителя (III место) Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Лучший педагогический проект»; Лауреат муниципального этапа областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса– 2014».

Список литература

1. Балагина Е.В., Горячкова С.А., Меженный В.С., Уварова Л.И. Конструктор проектов. Электронное пособие. – М: Творческий центр, 2010.

2. Кочкина Н.А., Чернышева А.Н. Портфолио в ДОУ: практическое пособие. – М: Линка – Пресс, 2009 – 201 с.

3. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М: Учитель,2012 - 174 с.

4. Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Кем. Обл. на 2010 – 2015г.г. (№ 844-р от 21.10.2010г.)

5. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй. – OZON.RU, 2010 – 233 с.

6. Федеральная целевая программа «Одарённые дети».

7. ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (01.09.2013 г. № 273 - ФЗ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: