Портретирование в политической журналистике: анализ образов политических деятелей и портреты создателей произведений




Политику делают люди, многие из них становятся известными лидерами государства, региона, города. В массовом сознании государство и власть зачастую персонифицируется с конкретным человеком, поэтому одним из объектов политической журналистики является личность политика. В обществе всегда существует интерес к такой личности - биографиям и судьбам политиков, их конкретным поступкам.

Первопричины политических решений и действий, кроме обстоятельств объективного порядка, необходимо искать ещё и в психологических качествах, в закономерностях психики политических руководителей. <…>

Основным инструментом политического руководителя страны и государства в реализации его планов, замыслов, идей и вожделений является его личность. От личности политика, от уровня развития его гражданской, политической и духовной рефлексии в значительной, а иногда в решающей мере зависят результаты его деятельности. Без знания целостной картины психологических свойств и качеств политического руководителя, особенностей и противоречий его личности, невозможно понять закономерности его поведения, и, следовательно, невозможен системный анализ его прошлых действий и ошибок, а также прогноз тенденций его поведения в значимых политических ситуациях[18].

 

Если психологи создают психологические портреты с целью изучения психологических закономерностей действия политиков, то журналисты активно используют эти исследования в своих произведениях. Кроме того, журналисты применяют прием психологического портретирования. Необходимо отметить, что психологический портрет в психологии и жанр психологического портретирования в СМИ – это разные понятия. В настоящее время в СМИ актуализируется потребность использования портретов, психологических наработок в области изучения и построения портрета[19].

Существуют критерии оценки создания портрета известной личности:

1. Верифицируемость - портрет-образ должен содержать определенные, логически взаимосвязанные концепции.

2. Эвристическая ценность - призван стимулировать новые психодиагностические идеи для дальнейшего изучения личности, не должен быть "окончательным" с точки зрения развития и формирования имиджа.

3. Внутренняя согласованность - должен содержать только те концепции и положения, которые реально необходимы для объяснения конкретной личности политика.

4. Широта охвата - портрет-образ обычно содержит (и объясняет) широкий круг разнообразных личностных и поведенческих феноменов конкретного политика

5. Функциональная значимость - психологический портрет должен "предлагать" полезные рекомендации при взаимодействии общественности и политика.

Главным признаком портрета в СМИ является содержание отображаемых качеств человека (группы людей). Каждый тип портрета решает определенные задачи, описывая наиболее значимые для портретиста психологические и объективные аспекты изучаемого индивида. В политической журналистике ключевым аспектом содержания портрета является субъективная, психологическая сторона объекта (политика). Одним из способов создания портрета политика является изучение его внутреннего мира, анализ мотивационной сферы: степень осознания человеком собственных поступков; уровень психологической зрелости личности; динамика мотивационной структуры личности в зависимости от обстоятельств, ситуации и временного состояния психики; реакция на социально обязательные, декларируемые и пропагандируемые цели, ценности, нормы поведения, образа жизни.

Семантическая структурапортретасодержит, как правило, перечисление внешних свойств объекта и окружающих его, выполняя при этом импрессивную функцию (сообщение о характере, отношении автора). Интерес журналиста обращен к устойчивым, стержневым качествам личности: социальной направленности, иерархии ценностей, осознаваемой мотивации, морально-этическим ориентирам. Черты, свойства, состояния личности рассматриваются в разные периоды жизни и на разных уровнях рефлексии.

В политической журналистике популярны психологические портреты политических деятелей. Это объясняется общей тенденцией изображения человека в современных СМИ. Конструируя медийную реальность, СМИ отражают динамику изменения человека, меняют и представление о нем, при этом изображают человека с различных позиций, в связи с разными причинами.

Портрет политика востребован своей эпохой. Для журналиста важен исторический и политический контекст. Меняется время – меняются подходы к изображению лидеров в СМИ. Прообразом современного политического портрета в СМИ можно назвать очерк Татьяны Тэсс о Сталине, написанный к юбилею вождя [20].

«Вот он, простой и скромный кров, маленький домик, где родился величайший человек мира. <…> Дверь в комнату открыта. Виден простой обеденный стол, некрашеные деревянные табуретки, кувшин для воды на столе... Слева кровать с рукодельными покрывалами, за ней небольшой сундучок, где помещалось почти все имущество семьи, потом ящик для хранения хлеба. <…> Комната, где родился вождь трудящихся мира. Тишина, такая тишина, что, кажется, слышно биение человеческих сердец. Как полно в этой комната вспоминается прошлое, как глубоко ощущаешь победную силу настоящего, как далеко улетают мысли в прекрасное грядущее! Здесь началось утро жизни величайшего гения человечества. Семьдесят лет назад здесь родился Сталин, наш учитель, наш друг, наш отец. Отсюда взошло солнце, лучи которого освещают сейчас весь мир, и простые люди на всем земном шаре ощущают и видят его свет».

 

Мифологический образ вождя народов создан как образец для подражания, так как с помощью создания или поддержания существующего мифа в средствах массовой информации легко создавать образ известного человека. Мифология с годами обогащается, появляются новые приемы мифологизации: корректируются ценности, преподносятся новые политические образы и образцы, на кого хочется быть похожим или за кем надо следовать. Характерно, что журналисты создают современные портреты с образов политиков прежних эпох.

В политическом портретировании всегда был востребован образ героя-вождя. Политическая ситуация последних лет предлагает медийному пространству не одного (Сталин, Ленин, царь и др.), а множество претендентов на образ идеального лидера. Степень мифологизации определяется соотношением автобиографических данных и художественно-аналитического изображения в СМИ.

В начале периода перестройки В. Листьев, А. Политковский, А. Невзоров открыли новую эру российской журналистики и последовательно продвигали ее от советской концепции партийных СМИ к реальности альтернативных информационных каналов и «живого» эфира. Журналисты оказались на авансцене отечественного политического театра, представляется закономерным. Работая в только что открывшейся для широкой общественной дискуссии сфере политической информации, журналисты сами становились политиками, подтверждая М. Вебера, утверждавшего, что «только журналист является оплачиваемым профессиональным политиком, и только газетное предприятие – постоянным политическим предприятием вообще»[21].

Начало ХХI века привнесло в жанр портретирования политиков особый колорит. Читателю становятся интересны малоизвестные факты биографии, а также жизненные ситуации, которые могут быть похожи на обстоятельства простого человека (он такой же, как все». Элементы пропаганды уходят вместе с отжившим строем. Портретирование чаще всего ведется в повествовательном стиле. Характерной особенностью публикаций, содержащих портрет, является преимущественно изображение действий героя в изменяющейся реальности, поэтому основным типом речи в таких журналистских произведениях является повествование. С помощью повествования авторы рассказывают и о переживаниях изображаемой личности, которые заложены в ней глубоко внутри, очень личных проблемах.

Для того времени характерен портретный очерк о Наполеоне. Обязательным элементом текста становится глагольная форма – признак стремительности жизни политика, поиск схожих черт в современных героях: «Гвардейцы спасли Наполеона от позорного плена», «Великая армия не выдержала похода в Россию», «Вернуться к власти – и никаких войн», «Вынужденное бездействие было для него пыткой». ( Бронивецкий П. Последний поход Наполеона. // GEO. 2004. № 6. С. 40-46. ) Перед нами – по сути жизненная стратегия нынешнего политика. Исторический политик изображен с позиции собственных действий, планов, замыслов, идей и амбициозных желаний. Политическая деятельность оказывает воздействие на его личность, отсюда психологические составляющие портрета – это активность, сознательность, мотивированность. В тексте такое изображение героя достигается посредством динамичного повествования – характеристикой последовательных действий, направленных на достижение определенной цели.

Современный портрет политика, деятеля политической сферы общества тяготеет к технологичности и контекстуальности изображения. Деловые качества, умение управлять коммуникационными потоками, желание быть лидером обсуждаются в газетах, телепередачах, сетевой среде. Появляется новый тип политика, и политическая журналистика реагирует на этот общественный процесс новыми подходами его к изображению: например, новый мэр г. Петрозаводск Галина Ширшина становится героем очерковых, аналитических и портретных материалов в изданиях — «Известия», «Российская газета», «Коммерсантъ», сетевых СМИ:

«Как рассказала мэр Петрозаводска, она продолжает формировать свою команду. На отбор кадров никак не влияет губернатор Карелии.

—Я слушаю мнение и общественников, и властных структур, но я понимаю, что с меня потом спросят, — отметила мэр. <…> очень часто пишут письма в социальной сети «ВКонтакте». Но у Галины Ширшиной совершенно не хватает времени, чтобы всем ответить. Мэра это расстраивает, и поэтому она даже подумывает удалить личную страницу. Свободного времени у петрозаводского мэра совсем немного. Утром и вечером Ширшина по часу гуляет со своей любимой собакой. Как призналась Галина Ширшина, у нее все хорошо в личной жизни: она не замужем, но у нее есть любимый мужчина.

— Я — счастливая женщина. Хочу сказать спасибо своим близким людям, они сделали все, чтобы я чувствовала себя счастливой, — призналась мэр» (URL: https://gubdaily.ru/blog/article/capitalcity/).

 

Наличие собственной истории — отличительный признак личности и один из основных интересов читателей в его внимании к лидеру. С. Л. Рубинштейн в труде «Основы общей психологии» указывал, что человек лишь постольку является личностью, поскольку имеет свою историю.

Современные тенденции изображения человека в политической журналистике сводятся к следующему:

Человек как публичная персона. Политик, эксперт, интересен тем, делает свою работу у виду у всех: такой человек должен обладать высоким потенциалом гражданственности, уметь вести вперед, заинтересовывать, создавать здоровые мотивации, привлекать внимание читателей или зрителей, ведь гражданственность как основа социальности... выступает одной из первичных структур сознания. Способность человека к самосовершенствованию не обусловлена природой, а относится к сфере свободы. Потребитель современных СМИ среди множества медийных изображений выбирает то, которое отвечает его вкусам, интересам, а часто и идеалам. Публичная персона в СМИ не всегда отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней ситуация публичности, медийности.

Человек как воплощенная сенсация. Это может быть политический преступник, жертва, спасатель, иногда представитель элиты. Такой человек привлекателен для современной публики, прежде всего, потому, что он отличается от других, неординарен, может сделать то, что не может большинство из нас. И поэтому в СМИ он – герой. Чаще всего говорят о его харизматичности – свойству личности, не всегда поддающемуся объяснению или интерпретации.

Достигается эффект портретного изображения с помощьюапробированных методов и массмедийных технологий,учитывающих исторический и современный контекст. Активно применяется биографический метод изучения личности и изображения человека, обращение к биографии человека – важный источник личностных сведений, востребованных читателем в медиасреде. Человеку всегда интересно знать, как жил до этого момента другой человек, тем более, если это публичная персона.

Биография – это не просто справка, где содержится перечень дат событий, в системе жанрообразования – это биография души и жизни. Насколько востребован портрет в СМИ сегодня? Об этом можно судить по востребованности среди политических журналистов знаний о познавательных функциях психологического портретирования. На сегодня актуально не только быть знакомым с биографическим методом, но и уметь его применять в современном медиапространстве – а оно отличается от прежнего, (герой труда, герой науки, творец добра – такие форматы портретов не находят отклик у читателя).

Разделы биографики важны в портретировании политика, так как с помощью них можно построить не только образ известного деятеля, но и предложить модель политика, что часто используется в политических коммуникациях (журналистика, PR-тексты, кинодокументалистика, реклама). Составляющие биографики: отрасли исторического знания и политологии, основные понятия и процедура жизнеописания (психология личности), структура коммуникационных связей и сообщений портретируемого, достоверные факты из жизни, мифы и легенды, границы реконструкции мира личности, титулы (реальные и мнимые), статус. Из психологии в политическое портретирование пришли классические разделы биографики: исследование феноменологической структуры знания об индивидуальности; указание возможностей компетенции этого знания; основные понятия и процедуры биографической реконструкции; пути и средства получения достоверного знания; определение особенностей жизненных ситуаций, составляющих биографический опыт.

Несмотря на то, что жанр биографии популярен, в работе над ним у журналиста возникает немало трудностей, связанных с идентификацией и преобразованием в текст произведения биографических фактов, соотношением достоверности и вымысла, научности и художественности. История реальная и выдуманная, проблема проверки фактов, вопросы социальной и психологической безопасности, границы нравственности – вот те трудности, с которыми сталкивается журналист сегодня.

Создавая портреты других, журналист познает себя, совершенствует свой профессионализм. Творческие способности журналиста могут развиваться в различных условиях, поэтому навыки работы с материалом политической сферы общества развиваются в определенных условиях. Кто сегодня занимается политической журналистикой? Каковы тенденции развития умений и навыков в данной сфере?

«Совокупность многих необходимых внешних и внутренних качеств журналиста влияют на благоприятный ход беседы и налаживание контакта с источником информации»[22]. Вопрос создания психологического портрета политического журналиста хотя прямо и не поставлен, но основные его контуры уже намечены – а именно, те личностные черты, которые необходимы журналисту для успешной профессиональной самореализации (способность оценивать политическую ситуацию, разбираться в политике и политических явлениях, уметь делать политические прогнозы или использовать уже имеющиеся наработки в своих произведениях, преодолевать препятствия).

Современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие профессионализм.

Для политического журналиста необходимо наличие целостности восприятия, интеллектуальных способностей. Как отмечает В.И. Кузин, психологическая культура журналиста формируется под воздействием многих факторов, среди которых[23]:

а) познание самого себя как личности и профессионала; формирование специфического внутреннего мира, имиджа как системы личностных характеристик и соответствующего стиля поведения;

б) изучение психологи людей и их поведения, проникновение в сознание и подсознание других в процессе межличностного общения;

в) овладение психологическими методами воздействия на массовое сознание и поведение аудитории; освоение диалогических и интерактивных форм отношения с аудиторией;

г) формирование профессионального мышления и выбор определенных форм журналистского труда и творчества;

д) изучение социально-психологических законов, дающих системное представление о закономерностях психологических процессов, лежащих в основе жизни социума.

Социально-психологический портрет политического журналиста вызывает интерес и постоянно изучается в психологии, социологии, журналистике. Так, И.М. Дзялошинский выделяет 15 основных профессиональных ролей журналиста[24], в разные годы журналисты выступали в качестве выразителей общественного мнения, помогали гражданам формулировать свои соображения по проблемам развития общества; как комментаторы, объясняющие события; генераторы идей, защитники, критики, организаторы, пропагандисты, развлекатели.

Финский исследователь профессиональных качеств политического журналиста А. Хейнонен предложил идеальные профессиональные роли журналистов на основе ответов финских работников СМИ. Журналист должен быть критиковать несправедливость, выдвигать новые идеи, объяснять мир, быть «сторожевым псом» власти, делиться опытом, доносить мнение народа, отражать общественное мнение[25].

Как показывает российский опыт изучения портрета журналиста, высококлассный специалист, работающий в сфере политической информации, имеет хороший творческий потенциал, проявляющийся в способности находить решение нестандартных задач, создавать оригинальные продукты деятельности, реконструкции ситуации с целью получения нового результата; способности к продуктивному мышлению, формированию новых образов воображения. Развитию этих способностей предшествует совершенствование навыков творческого и логического мышления. Оно отражает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. При этом одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной политической идентичности членов сообщества, о ее свойствах как целого.

Совершенно очевидно, что журналистов-практиков, соответствующих всем этим характеристикам, не существует. Однако тех, кого мы называем профессионалами в политической журналистике, близки к модели профессионала, и постоянно повышают свой профессиональный уровень. Портреты современных российских журналистов, пишущих о политике, могут претендовать на некоторые обобщающие признаки: эмоциональный журналист, журналист-эксперт, журналист-философ и др.

Известный политический обозреватель, колумнист и радиоведущая Юлия Латынина всегда эмоциональна, знает политику и охотно пишет о ней, не избегает острых тем, которые сразу находят отклик среди читателей («Новая газета») и слушателей (радиостанция «Эхо Москвы»). Журналист пишет с иронией, сарказмом, иногда жестко, навязчиво. Основные приемы – внушение, провоцирование, оценочные суждения с элементами убеждения: «Окружающая среда гибнет от нищеты, а не от новых технологий», «И снова о террористе Соколове», «Зато мы вывели в космос негорящий олимпийский факел, а на безопасность полетов денег нет». Портреты политиков вырисовываются в ее материалах легко и свободно, как неотъемлемая часть материала, посредством описания действий героя.

«Три миллиона жителей Киева зарабатывают то, что зарабатывают. В результате у них исчезает чувство благодарной социальной иерархии и порядка правильного клевания. Янукович для них — просто одна из причин бардака, благодаря которой средний киевлянин бьется как рыба об лед и не может нормально заработать. В полном соответствии с законами диалектики количество переходит в качество. <…> заставляет даже ближайших соратников Януковича подавать в отставку, а депутатов Партии регионов — покидать партию. Не потому, что они любят народ, а потому, что не хотят служить проигравшему. А Янукович, думаю, проиграл. Скорее всего, он удержит власть сейчас (в конце концов, он легитимно избранный президент), но он: а) проиграет в 2015 году и б) после попытки удержать власть окажется за решеткой. Я предсказываю, что он проиграет, на том простом основании, что даже до Евромайдана рейтинги давали ему, при выходе во второй тур, 19%, а Кличко — 36% голосов. Я предсказываю, что он попытается удержать власть, на том простом основании, что в рамках неевропейской парадигмы, которую он сам выбрал, президент, проигравший выборы, — садится. То есть, попытавшись в 2015-м отменить результаты выборов, Янукович ничего не потеряет». (Ю. Латынина. ЕвроМайдан и нефть. Новая газета. 4 декабря 2013 г. URL: https://www.novayagazeta.ru/columns/61278.html).

 

Иная тональность материалов политолога и политического обозревателя «Российской газеты» Леонида Радзиховского. Автор еженедельной колонки предпочитает эмоционально воздействовать на читателя, не вынося при этом оценочных суждений, что соответствует и формату издания. В своих публикациях старается вступить в диалог с читателем, демонстрируя знание ситуации, логику, уверенность в словах. При чтении текстов у читателя не возникает агрессивное отношение к миру, как это часто бывает с политическими материалами, а консолидация с автором, старающимся разъяснить, убедить и избежать конфликтов. Думается, в отличии от эмоциональной Ю. Латыниной, автор выступает в роли эксперта, выполняя роль политического просветителя:

«Внешнеполитический диалог с США не имеет большого практического значения для России. Но внутренний диалог-борьба с воображаемым "образом США" дает энергию, азарт, кураж политическому сознанию. Почти все условные политрефлексы в конечном счете восходят к "безусловному раздражителю - США".<…> "враг моего врага - мой друг", "друг моего врага - мой враг". А восприятие США как "врага" - эмоциональная аксиома, которую постоянно подтверждают многочисленными "косвенными уликами" (Сербия, Ирак и т.д.), просто игнорируя прямое алиби - отсутствие любых угроз против самой России». (Л. Родзиховский. Внутренний диалог / Российская газета. 28 августа 2013 г.).

Валерий Панюшкин стремится посмотреть на картину мира с философской точки зрения, задавая в своих материалах много вопросов, которые не требуют сиюминутных ответов. Публикуясь одновременно в нескольких изданиях («Газета. Ру», «Коммерсантъ», «Сноб»). Поскольку большой объем текстов перекочевал в Интернет, в блоги, приобретая сетевого читателя, специфика работы с политической информацией в Сети отлична от традиционных СМИ. Сетевой колумнист или блогер ставит своей задачей активизировать политическое сознание читателя, критически посмотреть на общественную жизнь (что является главной темой выступлений В. Панюшкина). В публицистическом стиле автора – эмоционально окрашенные слова, риторические вопросы, иронично окрашенные историзмы, аллюзии на произведения культуры, высказывания известных людей. Убедительную выразительность его произведениям придают злободневность, конкретность, своевременность. Интерактивный формат материала придает ему статус форума для обсуждения общественно значимых проблем.

«Началась наша полемика с моего (банального, как мне казалось) наблюдения. Я заметил странный парадокс: когда люди говорят «русская литература», то имеют в виду Пушкина, Толстого, Пастернака, Булгакова, Ахматову, Бродского, а не Минаева и Маринину, несмотря на то что последние двое живы, здравствуют и продаются большими тиражами. То же самое и с «русской музыкой». Произнося эти слова, приличные люди имеют в виду Чайковского, Шостаковича, Дунаевского, на худой конец, а вовсе не Ваенгу, несмотря на то что последняя жива, сочиняет ноты и много концертирует. И «русская живопись» — это для общественного сознания то, что висит в Третьяковке, а не то, что висит в галерее Шилова. Тогда почему же, спросил я, «Русская православная церковь» — это часы патриарха, нанопыль и пьяный поп, сбивающий пешеходов дорогой иномаркой? Почему это, а не преподобный Макарий? Почему, употребляя слово «православные», принято иметь в виду Дмитрия Энтео, а не архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого), не митрополита Антония Сурожского, не отца Александра Меня, наконец?» (В. Панюшкин. Вершины и доминанты / Сноб. 22 октября 2013 г.URL: https://www.snob.ru/selected/entry/66808).

 

Таким образом, портреты тех, кто создает журналистские произведения, так же разнообразны, как и их герои. Личность журналиста проявляется сквозь призму его произведений, и это один из вариантов самоопределения личности, проявление ее позиции - устойчивой, внутренне осознанной системы отношений к обществу, к другим людям и к самому себе. Позиция как структурно-личностное образование отражает характер взаимоотношений личности и общества, журналиста и аудитории, журналиста и власти.

Анализ текстов произведений из сферы политических коммуникаций показывает, что у журналиста должна быть и четкая политическая позиция, то проявляются те черты личности, которые выражаются в тенденции к сформированному мнению, действиям и в конечном счете - политическому поведению. К политическим позициям относится: определённые или постоянные эмоциональные состояния, касающиеся политических явлений; убеждения, касающиеся политических явлений; предрасположение к деятельности в области политики.

Как и в любой другой сфере коммуникационной деятельности, авторы публикаций о политике и политиках чутко улавливают нравственную черту позиции собственной и читателя, тогда материалы получаются яркими и востребованными. Важно помнить, что в структуре политической позиции присутствуют обобщённые знания, идейно-политические и нравственные убеждения, цельность личности. Можно сказать, что позиция человека - это он сам, его собственные принципы. Лучших российских журналистов всегда отличало уважительное отношение к читателю, особенно когда речь идет о ценностях, мировоззрении, установках.

 

Контрольные задания

1. Напишите эссе на тему: личность политического журналиста сквозь призму его произведений. Проанализируйте 5-6 текстов автора в сфере политических коммуникаций (журналист, публицист, блогер). Выявите с помощью произведений характерные черты биографии, особенности характера, отношение к жизни, политическую позицию. Сравните свои наблюдения с мнением других людей о нем, материалами биографического характера. Каким образом проявляется позиция журналиста при создании произведений? Можно ли по журналистским произведениям "прочитать" личность журналиста?

2. Составьте план профессиограммы журналиста в сфере политики. По предложенным качествам придумайте вопросы или другие формы исследования (ассоциации) для составления теста. Предложите свой вариант теста-исследования для определения творческого начала журналиста, сделайте пилотный опрос по составленному тесту в группе и опишите результаты, а также реакцию однокурсников, свои впечатления.

3. Проведите исследование журналистского произведения - психологического портрета исторической личности, политика с точки зрения составляющих текста: нарративность, клиповость сознания, фотоиллюстрации, основные и вспомогательные средства в изображении и др. С помощью каких средств историческая личность становится близкой и понятной нашим современникам? Оформите свои наблюдения в виде отчета.

4. Проведите тематический мониторинг 1-2 средств массовой информации, выделите политические темы и определите психолого-социальные особенности подачи материала: соответствие формату издания, мотивация выбора политического события/ситуации для анализа, компетентность авторов в данном вопросе, актуальность для данной аудитории (указать, какой). Ответ представьте в виде схемы или графика с указанием тенденций изучения социально-психологических особенностей читателей данного СМИ.

 

Литература

Бехтерев В. П. Гипноз. Внушение. Телепатия. М., Мысль, 1994. С. 134.

Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. М., СПб., Киев, 2004.

Волковский Н.Л., Гришанина А.Н. Психология журналистики: Учебное пособие. СПб., 2010.

Гозман Л.Я., Эткинд А.М. Люди и власть: от тоталитаризма к демократии / В человеческом измерении. М., 1989.

Гринстайн Ф. Личность и политика // Социал.-полит. науки. 1991. №10.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. М., 2008.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., Питер, 2001.

Козина Е.С. Журналист и время: портрет в интерьере эпохи. Краткий обзор российской политической журналистики постсоветского периода (1987?2010 гг.) / Медиаскоп. Электр. научн. журнал фак-та журналистики МГУ. Вып. 1, 2011. https://www.mediascope.ru/node/716.

Конфисахор А. Г. психология власти. СПб., Питер, 2004.

Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, 1999.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2004.

Лебон Г. Психология народов и масс. Минск; М., 2000.

Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983.

МакКуэл Д. Журналистика и общество. М., 2013.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб.: Питер, 2008.

Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998.

Назаров М. М. Массовая информация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2002.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. Учебное пособие. СПб., 2006.

Парыгин Б.Д. Общественное настроение, его природа и динамика // Проблемы общественной психологии. М. 1965.

Политики о политической журналистике. Десять интервью / Под ред. Л. Л. Реснянской. М., 2003.

Политическая психология. Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. М., 2007.

Политические коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Соловьева. М., 2004.

Пономарев Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции: учебное пособие. М., 2007.

Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001.

Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд, доп. М., 1990.

Ракитянский Н.М. Портретология власти: Теория и методология психологического портретирования личности политика. М., 2004.

Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989.

СМИ в меняющейся России: Кол. монография / Под ред. Е. Л. Вартановой. М., 2010.

Тимофеева Л. Н. Власть и оппозиция: взаимодействие, взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникации: Монография. М., 2004

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

Чичановский А.А. В тенетах свободы: Политологические проблемы взаи­модействия властных структур, средств массовой информации и обще­ства в новых геополитических условиях. М., 1995.

Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с франц. М., 1997.

Шейнов В.П. Психология манипулирования. Минск, 2010.

Шерковнин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для студентов вузов. М., 2007.

Галумов Э.А., Кашле Ю.Б. Информация и PR в международных отношениях. М., 2003.

Юрьев А. И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.

Юрьев А.И. Человек в политике / Психология. Под ред. А.А. Крылова. Изд. 2-е, доп. М., 2008. С. 682-684.


[1] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд, доп. М., 1990. С. 281.

[2] Юрьев А.И. Человек в политике / Психология. Под ред. А.А. Крылова. Изд. 2-е, доп. М., 2008. С. 682-684.

[3] Гозман Л.Я., Эткинд А.М. Люди и власть: от тоталитаризма к демократии / В человеческом измерении.
М., 1989 // URL: https://www.agitclub.ru/gorby/homosovet/gozman.htm.

[4] Парыгин Б.Д. Общественное настроение, его природа и динамика // Проблемы общественной психологии. М. 1965.

[5] URL: https://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5853/fi16581.

[6] Куликов Л.В. Влияние СМИ на общественное настроение в России / URL: https://www.psy.spbu.ru/2kulikov/index.php?n=3&m=1.

 

[7] Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983. – С. 251-261.

[8] Дилигенский Г.Г. Потребности и мотивы в общественных отношениях // Политическая психология. Сост. Е.Б. Шестопал. М., Аспект Пресс, 2007. С. 18.

[9] Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

[10] МакКуэл Д. Журналистика и общество. М., 2013. С. 86.

[11] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. С. 153.

[12] См., например: Мамонтова С.Н. Прикладная юридическая психология. М., 2002; Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2000 и др.

[13] Э.А. Галумов. Ю.Б. Кашлев. Информация и PR в международных отношениях. М., 2003.

[14] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. С. 58.

[15] Бехтерев В.П. Гипноз. Внушение. Телепатия. М., Мысль, 1994. С. 134.

[16] См.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., Питер, 2001.

[17] См.: Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, 1999; Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. М., 2008 / https://psyfactor.org/lib/zelinski-01.htm

 

[18] См.: Ракитянский Н.М Портретология власти: Теория и методология психологического портретирования личности политика. М.: Наука, 2004.

[19] Слово портрет заимствовано из французского языка (portraire – означает рисовать, выставлять изображать). Портрет – нарисованное, выставленное, изображаемое. В толковом словаре В.И. Даля портрет трактуется как изображение человека, лица его чертами, живописью; подобень, облик, образ, поличие, лик.

 

[20] Тэсс Т. Гори / Известия. (№292 [10132]). 11 декабря 1949 г.

[21] Козина Е.С. Журналист и время: портрет в интерьере эпохи. Краткий обзор российской политической журналистики постсоветского периода (1987?2010 гг.) / Медиаскоп. Электр. научн. журнал фак-та журналистики МГУ. Вып. 1, 2011. https://www.mediascope.ru/node/716.

 

 

[22] Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб.: Питер, 2008. С. 71.

[23] Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2004.

[24] Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

[25] Heinonen A. The Finnish Journalist: watchdog with a conscience // Weaver D.H. The Global Journalist: News PeopleAround the World. Cresskill, 1998. P. 176.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: