Средства психологического воздействия в политической журналистике




Идеи и образы, предлагаемые читателю произведениями политической журналистики, воспринимаются им сквозь призму своего мировоззрения и через психологический настрой.

Психологическое воздействие – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса, и опосредованным (дистантным), когда информация и закодированный в ней импульс передаются в форме сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов. По степени изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на котрого было направлено воздействие, можно судить о степени влияния на него воздействующего субъекта или объекта[14].

 

Очевидно, что в массовой коммуникации могут применяться оба вида воздействия, СМИ же используют только дистантное воздействие. Психологическое воздействие такого вида ставит своей целью формирование определенных идей, взглядов, убеждений, представлений, ценностных ориентации. При этом, в зависимости от вида воздействия, оно может вызывать у людей конкретные положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции: материал в газете, репортаж на телеканале - может вызывать психологические переживания (чувства тоски по близким, ненависти к определенным людям и т. д.). Важно понимать, что психологическое воздействие в СМИ осуществляется вместе с информационным воздействием, под которым следует понимать способность того или иного субъекта (лица, группы лиц) или объекта воздействовать на иные субъекты, используя в качестве средства воздействия информацию и формы работы с ней. Информирование как метод психологического воздействия — основа психологического воздействия, донесение его содержания в виде определенной информации.

Существуют основные виды психологического воздействия – к ним относятся убеждение и внушение – а также формы и методы такого воздействия, которые могут быть производными.

Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющие своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. Основу этого вида психологического воздействия составляют тщательный отбор фактор и логическое их упорядочение автором убеждающего текста (речи, материала в газете, аналитического обозрения и т.д.). В СМИ убеждение бывает эффективным при многократном использовании в текстах цифр, фактов, интерпретации событий, мнения экспертов в политической сфере. Как правило, убеждение является осознанной потребностью личности, которая побуждает действовать в соответствии со своими ценностями и ориентациями. В политических коммуникациях убеждение часто выступает как мировоззрение человека.

Внушение - неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. Если убеждение строится на логике и прошлом опыте убеждающего и убеждаемого, то внушение призвано снизить уровень сознательности и критичности по отношению к действительности в момент этого процесса. Тогда восприятие внушаемого содержания будет меньше поддаваться пониманию, следовательно, приниматься на веру. В арсенале современной политической журналситики множество способов и приемов понизить уровень критичности – законы построение медиатекста, цвет и форма подачи, музыкальные и шумовые возможности СМИ, тональность и очерёдность подборки материалов и др. Внушение может выступать видом обычного человеческого общения, на этом строятся сценарии политических ток-шу, теледебатов, фрагменты политической рекламы. Однако с точки зрения массовой психологии более значимо внушение как вид коммуникации. Такой способ общения с массами предполагает некритическое восприятие сообщаемой информации, отсутствие готовности реципиента проверить услышанное или прочитанное – в этом основное отличие внушения от убеждения. По нашему мнению, будущий политический журналист должен познакомиться с работой Н.П. Бехтерева о роли внушения, написанной им в 1925 году, поскольку этот научный очерк знакомит с методами реализации внушения в обществе.

«… нелишне вспомнить и о contagiumpsychicum, приводящем к психической заразе, микробы которой хотя и невидимы под микроскопом, но тем не менее, подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр., словом — где бы мы ни находились в окружающем нас обществе, мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными» [15]. Роль такого «микроба» играет внушение. Диапазон действия внушения в жизни общества очень широк: это и воспитание в самом широком смысле, и коммуникативная деятельность, и лечебная практика. <…> В. М. Бехтерев рассматривал его как непосредственное прививание тех или иных психических состояний от одного лица к другому, происходящее «без участия воли воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания».

 

Убеждение и внушение являются основными способом воздействия на массовую аудиторию, тем приемом, с помощью которого потребитель СМИ готов принять предлагаемую ему информацию. Существуют и другие, производные методы психологического воздействия, наиболее часто используемые в политической журналистике, представлены в таблице 1[16].

Таблица 1.

 

  Метод   Краткое описание  
Деструктивная критика   Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Психологическое воздействие такой критики, как правило, негативное — она не позволяет человеку сохранить свое «Я», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя. По сути, более деструктивный прием внушения. В политической журналистике чаще всего используется в комментариях и портретировании.  
Заражение   Передача своего состояния или отношения другому человеку, группе людей, которые каким-то образом, не сразу находя объяснения, автоматически перенимают это состояние. Передаваться и усваиваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно. Этот прием отчетливо прослеживается в политической рекламе, агитационных текстах, репортажах о сенсациях и др.  
Манипуляция   Представляет собой разновидность духовного психологического воздействия на человека, группу, общество; косвенное воздействие или влияние осуществляется в интересах манипулятора. В качестве особого признака манипуляции выделяется действие манипулятора вразрез с волей другого человека, представление об адресате как вещи, объекте использования, средстве и орудии. В массовой коммуникации может прослеживаться как система средств идеологического и социально-психического воздействия с целью изменения позиций и поведения людей вопреки их интересам.  
Принуждение   Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств». Один из показательных примеров в массовой коммуникации – реклама с директивными интонациями («Заплати налоги!»).  
Подражание   Способность вызывать стремление быть подобным себе, подражать и копировать чужое повеление, образ мыслей.  
Просьба как прием воздействия   Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия. Часто используется как разновидность жанрообразования в желтой прессе.  
Самопродвижение   Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.  
Формирование благосклонности   Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги. Демонстрация состояния превосходства (портреты лидеров, комментарии экспертов-политологов).  

 

Анализ произведений политической журналистики и новостных материалов в СМИ показывает, что журналисты редко используют какой-либо один прием при создании текста. Чаще всего, присутствует несколько освоенных технологий, автор выбирает их подсознательно в силу своих профессиональных способностей или автоматически, когда хорошо владеет приемами политической коммуникации. В произведении, созданном коллективом авторов (документальный фильм, радио-шоу, политическое обозрение, теледебаты), как правило, прослеживается один из видов воздействия, так как он отражает не только черты личности автора (авторов), но и формат передачи, издания и специфику аудитории.

В качестве примера - освещение кризисной политической ситуации на Украине в 2013-2014 гг. Прием внушения спокойствия можно заметить в освещении событий на «Первом канале» ТВ: «На Украине разворачивается глубокий политический кризис <…>. Первопричиной этого кризиса является несистемная работа правительства по подготовке к подписанию соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. На самом Майдане сегодня установили рекорд - в огромном котле сварили более трёхсот килограммов пшённой каши с салом. В стан сторонников Виктора Януковича сегодня неожиданно приехал и один из лидеров протеста. Виталий Кличко сначала раздавал автографы и фотографировался, а потом вступил в полемику с одной из пенсионерок» (Ситуация на Украине по-прежнему в центре внимания мировых СМИ / https://www.1tv.ru/news/world/247627). Двумя днями позже: «На площади Независимости обстановка спокойная, людей стало значительно меньше, сейчас там находится три тысячи протестующих, ещё столько же - в прилегающих зданиях. Идёт запись активистов в отряды самообороны. Они разделяются на сотни и проходят подготовку на случай штурма майдана силовыми подразделениями» (Напряженность в украинской столице впервые за последние дни пошла на спад: https://www.1tv.ru/news/world/247560). На телеканале «Euronews» в этот же день транслируется видеосюжет в формате «No Comment», в котором безо всякого комментария отчетливо видно, что ситуация совершенно не спокойная, оператор телеканала Роман Куприянов был избит полицией в ходе столкновений в Киеве. (Оператор euronews избит полицией в ходе столкновений в Киеве [Режим доступа]: https://ru.euronews.com/nocomment/2013/12/02/euronews-cameraman-beaten-by-police-in-kiev-clashes/).

В политической журналистике, несмотря на явную массовость аудитории, психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом. Эта особенность проявляется в формате работы СМИ. Это означает, что воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания. В нашей иллюстрации Украина – близкая по территориальному расположению и ментальным связям страна, поэтому ситуация в соседнем государстве показана с точки зрения осмысления и надежды на спокойствие, мирное решение проблем.

Психологическое воздействие в политической коммуникации имеет свои закономерности[17]:

1. если оно направлено на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются на силе побуждений, влечений и желаний;

2. когда акцент в воздействии делается оказывается эмоциональную сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на формировании отношения к происходящему;

3. сочетание приемов убеждения и внушения позволяет влиять на волевую активность людей и управлять их политическим поведением;

4. влияние на коммуникативно-поведенческую сферу, взаимоотношения и общение (производные приемы воздействия) позволяет создавать социально-психологический комфорт или дискомфорт, побуждает аудиторию принимать информацию или вступать в противоречие с прочитанным;

5. в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную человека сферу изменяются его представления, черты характера, особенности восприятия поступающей информации и, в итоге, его «картина мира».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: