Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Самарский государственный технический университет»
(ФГБОУ ВО «СамГТУ»)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫИ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
материалы международной
научно-практической конференции
13-14 ДЕКАБРЯ 2016 г.
Самара
Издательство ФГБОУ ВО «СамГТУ»
УДК
ББК
А
А Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики. Материалы международной научно-практической конференции 13-14 декабря 2016 г. [Электронное издание] / Ответственный редактор И.В. Косякова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2016. – 14,1 Мб.
ISBN
Представлены статьи и тезисы студентов, аспирантов, магистрантов, молодых ученых и преподавателей, принявших участие в Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики». Отражены результаты исследований молодых ученых Самарского государственного технического университета, а также их коллег из вузов г. Самары, г. Пензы, г. Тольятти, г. Минска и др. В сборнике представлен широкий круг исследований молодых учёных, преподавателей, аспирантов и студентов России, Республики Казахстан, Республики Абхазия и ряда других государств.
Материалы посвящены теоретическим и практическим проблемам национальной экономики, глобализации и экономическим интересам России, моделированию, кластерам и комплексам национальной экономики и регионов, национальным проблемам экономики природопользования и возможным способам их решения.
УДК
ББК
А
Редакционная коллегия:
д-р экон. наук, проф. Косякова И.В. (отв. редактор)
|
Коробейникова Е.В. (верстка)
Минимальные системные требования:
Windows XP, Vista, Adobe Acrobat Reader
ISBN © Авторы, 2016
© СамГТУ, 2016
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 338.1
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ:
ОБЩИЕ БАЗИСЫ
Д.С. Ахметов
магистрант кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»
Самарского государственного технического университета, г. Самара
E-mail: daulet.akhmetoff@yandex.ru
Научный руководитель Л.В. Ермолина
к.э.н., доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»
Самарского государственного технического университета, г. Самара
E-mail: Ermolina@mail.ru
В статье определен понятийный аппарат по предложенной теме. Обоснован тезис о том, что разработка стратегии и тактики антикризисного управления в агрессивной среде всегда должна быть основана на всестороннем анализе и комплексном учете актуальных одновременно воздействующих на субъект хозяйствования факторов.
Ключевые слова: стратегия, тактика, менеджмент, развитие, антикризисное управление.
Говоря о категориально-понятийном аппарате очерченного исследовательского поля, отметим: современный менеджмент как таковой и теория антикризисного управления не выработали некоторого единственно возможного и верного определения категорий «стратегия» и «тактика».
Обратившись к соответствующей литературе, сформулируем некоторые выбранные определения.
Стратегия - некоторый комплекс генеральных направлений развития субъекта хозяйствования в достижении некоторой цели [1].
|
Также, стратегию можно определить как совокупность решений менеджмента по эффективному распределению (размещению) всего многообразия имеющихся ресурсов в целях устойчивого развития и эффективного, пролонгированного во времени, функционирования субъекта хозяйствования в условиях неопределенности и агрессивности внешней среды [2].
Что же есть тактика, рассматривая ее в контексте антикризисного управления? Проанализировав достаточное количество научной литературы, дадим следующее определение: тактика - это совокупность наиболее эффективных методов и приемов, использование которых в данных конкретных условиях детерминирует (способствует) последовательной реализации стратегии, достижению выработанных целевых установок функционирования субъекта хозяйствования [4].
Тактика повсеместно рассматривается как некоторый, выражаясь фигурально, «способ движения», правильность выбора, своевременность реализации которого способствует постепенному, «шаг за шагом», движению в направлении полноценной реализации стратегии предприятия.
Стратегическим антикризисным управлением принято называть управление, ориентированное на достижение некоторых глобального характера целей, на то, чтобы организация в конкретный период времени характеризовалась определенными качественными и количественными параметрами [4].
Разработка стратегии и тактики антикризисного управления в агрессивной среде всегда должна быть основана на всестороннем анализе и комплексном учете всего комплекса одновременно воздействующих на субъект хозяйствования факторов.
|
Фактически непременным - для выработки и реализации эффективных, «адекватных» внешней среде стратегии и тактики – процессом (этапом менеджмента как такового) является анализ (комплексный и всесторонний) всего многообразия факторов воздействующей на субъект среды.
Отметим, что комплексный подход к разработке стратегии управления в условиях неопределенности среды, является, в целом, тем самым способом, который единственно адекватен быстро меняющейся рыночной конъюнктуре, коррелируясь с ее динамикой.
Выделим следующий круг задач, которые являются актуальными для отечественной практики разработки и реализации стратегии:
1. Обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, когда они привлекаются в те области и процессы, где имеет место определенный уровень прибыльности, эффективности вложений.
2. Оптимизация денежного оборота: деньги должны делать деньги, этот процесс должен быть организован последовательно и безостановочно. Недопустимым в современных реалиях является какой-либо временной лаг, когда финансовые ресурсы не используются, и, следовательно, не приносят прибыли.
3. Оптимизация расходов. Грамотное, дифференцированное во времени управление расходными статьями является основой поддержания финансовой стабильности современных отечественных субъектов хозяйствования.
4. Обеспечение минимизации финансового риска на предприятии. Хозяйственный риск и ответственность: с точки зрения экономической теории известно, что прибыль, извлекаемая предприниматель в результате его деятельности трактуется как плата за его предпринимательский талант.
Современное предприятие представляет собой субъект хозяйствования, который осуществляет производство и реализацию продукции (либо оказание услуг) на основе использования имеющегося имущественного, материально-технического, трудового и финансового базиса.
Поэтому для того чтобы выработать и реализовать стратегию и тактику на предприятии должным образом должна быть организована деятельность по всестороннему планированию.
Справедливо, что объектами планирования на предприятии обнаруживаются все компоненты финансово-экономической и материально-технической инфраструктуры предприятия: финансовые показатели и параметры, производственный процесс, маркетинговая политика, трудовой ресурс, показатели эффективности коммерческой деятельности,
Объектом планирования на предприятии являются все функциональные процессы, включая развитие производства и совершенствование управления. Грамотное, комплексное и последовательно реализуемое планирование (и прогнозирование) является основой де-факто всех значимых - производственных, экономических, финансовых и пр. – процессов функционирования предприятия.
Подводя некоторый итог, отметим: стратегия и тактика обладают различной степенью «подвижности». Речь идет о том, что стратегия как комплексный перспективный, детерминированный долгосрочным временным горизонтом план - менее подвержена изменениям. В то же время тактика - как область, концентрирующая в себе совокупность конкретных шагов по достижению цели – непременным образом должна своевременно и эффективно реагировать на изменения внешней среды. Стратегические планы допускают внесение корректировок, которые нивелируют современные, актуальные для данного этапа развития предприятия, риски. Деятельность современного предприятия без практического использования стратегического планирования в реалиях нашего времени не представляется возможным, поскольку стратегическое управление является главным фактором конкурентоспособности предприятий и вектором развития национальной экономики [4].
Список использованной литературы
1. Виханский О. Менеджмент. Учебник. - М.: Издательство "Изумруд", 2012, 544 с.
2. Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А. Менеджмент: учебник для вузов. СПб. Питер, 2014, 228 с.
3. Ермолина Л.В. Стратегическая эффективность организации// Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 10 (91). С. 37-40.
4. Ермолина Л.В. Стратегическая эффективность организации// Вестник Самарского государственного университета. 2011, №10 (91) С. 37-40.
5. Мескон Майкл. Основы менеджмента. - Издательство: Вильямс, 2013, 324 с.