Россия - многонациональная страна, в которой проживали и проживают по сегодняшний день множество народов. Каждый из них создал свои традиции и обычаи, многие из которых прижились и в современной России.
Национальные обычаи - исторически сложившиеся способы поведения лиц определенной национальности, зачастую представляющие собой стереотипы, которые приняты в данной национальной среде и являются привычными для всех членов данного общества.
Национальные обычаи, как правило, подразделяются на: старые и новые, на исторические, на религиозные и пр.
Росси всегда был свойственно прославление своих героев и патриотизм.
Издревле на Руси существовало множество обычаев. Особо популярными были:
выкуп невест во время свадьбы,
приходя в гости, не приступать к еде за столом раньше хозяина дома,
встречать гостей хлебом и солью и пр.
В древней Руси особое внимание уделялось церковным обычаям. Православные люди с особым отношением подходили к пище и к тому, как и из чего ее готовят. При этом процесс приготовления пищи всегда сопровождался молитвой. По церковному календарю определяли, какую пищу следует кушать в определенный день, т.е. какой нынче день - постный или скоромный.
В 18-19 вв. считалась особой традиция чаепития. Во многих домах России в те века и зародился национальный обычай сервировки стола перед чаепитием. Стол накрывали скатертью из голландского полотна. Позднее появились и российские льняные скатерти бело-голубоватой расцветки. На столе обязательно занимал свое место самовар из серебра, чайник с ситечком и сахарница. Чай заваривали именно за столом, а пили его преимущественно из блюдец.
При чаепитии обязательно подают к столу варенье, сливки, бублики, баранки, сладкие пироги, кексы, сухари, булочки, крендели, печенье, сладкие пирожки и другие мучные изделия.
|
Приготовление чая, его подача, мучные изделия, которые подаются ко столу и сам процесс чаепития у русского народа связан с рядом множества традиций. Прежде всего, кипяток для чая по традиции должен готовиться в самоваре.
Итак, как мы видим, многие продукты становились предметами обычаев, как, например, "зернопродукты, которые стали даже объектом почитания, атрибутом различных бытовых обрядов и религиозных праздников. На свадьбах невест осыпали зерном. На тризнах в память усопших варили поминальную кутью. В этих обрядах отразилось уважение к труду землепашцев - основе благосостояния семьи, рода, племени.
У восточнославянских племен был обычай - во время войны при заключении мирного договора с противником варить вместе с ним кашу и есть ее. Каша - символ союза, без нее мирный договор не мог войти в силу. Даже брачные пиры называли "кашею".
Ни одно торжественное застолье не проходило без пирогов. При этом каждому празднеству соответствовал свой особый вид пирогов, ввиду чего мы наблюдаем разнообразие русских пирогов по внешнему виду, по вкусу теста, начинки.
Суровы и долги зимы в северных и центральных районах нашей страны. Прихода весны ждут с нетерпением. Зиму провожают шумно и весело. Масленица - так называются проводы зимы, которые длятся обычно целую неделю. Это древний народный праздник, связанный с веселыми и шумными гуляниями, катанием на тройках, на санях и т.п. Проводы зимы невозможны без блинов всех видов. Блин - символ весеннего солнца"[3].
|
В древней Руси особое внимание уделялось церковным обычаям. Православные люди с особым отношением подходили к пище и к тому, как и из чего ее готовят. При этом процесс приготовления пищи всегда сопровождался молитвой. По церковному календарю определяли, какую пищу следует кушать в определенный день, т.е. какой нынче день - постный или скоромный.
Официальным символом русской государственности с 30-х гг. 19 в. было: "Православие, самодержавие и народность". Православная Церковь духовно скрепляла триединство. Самодержавие и народность опирались на Православие, были призваны всячески укреплять его, ограждая от вторжения чуждых ему религиозных начал.
Говоря о вероисповедании, отметим, что первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. зафиксировала различные виды вероисповедания: православные и единоверцы, старообрядцы и уклоняющиеся от православия, армяно-григориане, римо-католики, лютеране, реформаты, магометане, караимы и др.
Понятия "русский" и "православный" в обиходе совпадали. Другие народы считались русскими подданными, например, татарин, поляк и еврей были русскими подданными магометанского, католического и иудейского вероисповедания, т.е. "инородцами" или "иноверцами".