Новый материал.
Ваш класс сидит передо мной. Какие процессы происходят в ваших межличностных отношениях? Представим графически.
Межличностная совместимость.
Обсуждение вопросов с классом:
- как вы понимаете выражение «межличностная совместимость»?
- какую роль по вашему мнению играет в жизни?
-что лежит в основе совместимости?
Г.М. Андреева пишет, что совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой её функций, что её члены могут взаимодействовать.
Основы совместимости:
-бесконфликтное общение;
-согласованность действий.
Также межличностная совместимость может быть на основе:
-эмоциональной составляющей;
-деловой составляющей;
-срабатываемости.
Как вы считаете, что может повлиять на уровень совместимости группы?(по мере выслушивания версий на доске появляются записи)
Факторы, влияющие на уровень совместимости: тип личности, ценностные и социальные установки, интересы, мотивы, потребности, характер, темперамент.
А теперь наоборот предположите какие факторы могут привести к несовместимости? (Аналогично появляются записи на доске).
Факторы, приводящие к несовместимости в группе: различие ценностных ориентаций, неприятие друг друга, значительные различия во внимании, мышлении и других свойствах личности.
Существуют следующие уровни совместимости:
Низкий (совместимость лишь темпераментов и характеров членов группы)
Высокий (согласованность функционально-ролевых ожиданий)
Высший (взаимная референтность членов группы)
Абсолютной совместимости не существует!!!
Групповая сплоченность.
Критерием межличностной совместимости является сплоченность группы. Групповая сплоченность – степень притягательности группы для ее членов.
Существуют различные подходы к изучению сплоченности. Рассмотрим некоторые из них.
Первый подход: эмоциональное явление и определяется эмоциональной оценкой. Они рассматривают: 1) уровень взаимной симпатии; 2) степень привлекательности членов группы; 3) степень удовлетворенности потребностей, т.е. мотивационная сплоченность.
Второй подход: сплоченность рассматривается как результат согласия, сходства ценностных ориентаций и взглядов.
- Как вы думаете, какую роль играет групповая сплоченность? (По мере обсуждений появляются записи на доске).
Положительные результаты групповой сплочённости:
· Повышается самооценка;
· Снижается тревожность;
· Появляется чувство личной защищенности.
Факторы, способствующие развитию сплоченности группы:
· Осуществляемая деятельность;
· История успеха в совместной деятельности;
· Личностные характеристики членов группы;
· Система стимулов, существующая в группе;
· Социальные нормы, ценности, ориентации, традиции и ритуалы.
Предположим, что создана сплоченная группа. Какими чертами она обладает? Изобразим в виде схемы.
Конформность
Боязнь людей быть не такими как все, «белой вороной», получить наказание за несогласие с общим мнением достаточно часто встречается в нашей жизни. Это явление в науке получило название конформность.
Конформность – изменение в поведении и установках людей, направленное на содействие действиям и поведению других.
Суть конформности: если существует конфликт между мнением индивида и мнением группы и он решается в пользу группы. Конформность =приспособленчество.
Бывает внешняя и внутренняя конформность.
Внешняя связана с подчинением индивида влиянию группы из-за желания остаться её членом. Она предполагает лишь внешнее согласие с группой, при котором не затрагивается внутренняя позиция человека, т.е. уступчивость.
Внутренняя связана с реальным одобрением, согласием человека с мнением группы, ее требованиями.
Роль конформности:
Позитивная: способствует исправлению ошибочного мнения человека или его поведения.
Негативная: мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Отсюда вытекает такое понятие «нонконформизм».
Нонконформизм (от лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный) — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Нонконформизм — синоним понятия "негативизм", антоним конформности.
Мы познакомились и проанализировали явление конформизма и нонконформизма. Как вы думаете, следует или не следует подчиняться мнению и давлению группы? (В ходе обсуждения должны прийти к понятию «разумный конформизм»).
Итак, мы поняли, что степень конформности бывает разной. Она связана с новизной группы, социальным статусом и привязанностью к группе, личностными характеристиками (интеллект, внушаемость и т.д.), культурой, представителем которой является человек и степенью сплоченности группы.
Итог урока.
- Какое совместное дело может увеличивать сплоченность вашего класса?
- Известно, что каждый коллектив складывается постепенно. Обсудите, на какой ступени развития находится ваш класс.
Домашнее задание.
Выучите параграф 35, создайте мини-проект «Наше полезное дело».
4. Разработка семинарского занятия.
Тема занятия: Малые группы
ФИО преподавателя: Лапшина Мария Сергеевна
Место занятия: школьный кабинет.
Форма занятия: урок лабораторного типа (семинар)
Целевая аудитория: 10 класс.
Цели занятия:
1. Объяснить понятия и термины «малая группа», «условная группа», «референтная группа», «групповая интеграция», «дружеские отношения», «групповые нормы», «социометрия», «деиндивидуализация»;
2. Ознакомить с особенностями малой группы;
3. Описать виды малых групп;
4. Выявить особенности межличностных отношений в малых группах;
5. Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
6. Способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.
Методы:
1. Практический.
2. Работа с учебником.
3. Формирование умений и навыков.
4. Творческая деятельность.
5. Закрепления.
6. Проверка ЗУН.
Литература:
1. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2004
Организационный момент. Человек-существо социальное. Вся его жизнь протекает среди людей. Самочувствие человека, его удовлетворённость жизнью во многом определяется его положением в тех группах, в которых он существует – в малых группах. Именно они оставляют огромный след в жизни человека. Что же они собой представляют и как следует строить отношения в этих коллективах?
Тема нашего урока: «Малые группы». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Что такое «малая группа»?
2. Классификация малых групп.
3. Референтные группы.
4. Интеграция в группах разного уровня развития.
С малыми группами человек тесно связан с самого рождения. Именно в них человек получает информацию о мире, строит свои отношения с другими людьми, организует свою деятельность и усваивает ценности и нормы данного общества. Эта тема очень интересная. Рассмотрим её. Для более эффективной работы разобьемся на 5 групп.
Группа 1 работает с п. 1 «Что такое «малая группа» параграф 34
Группа 2 работает с п. 2 «Какими бывают группы» параграф 34
Группа 3 работает с п. 3 «Референтные группы» параграф 34
Группа 4 работает с п. 4 «Межличностные отношения в группах» параграф 34
Группа 5 работает с п. 5 «Интеграция в группах разного уровня» параграф 34
Вопросы и задания для группы №1.
1. Что такое Малая группа?
2. Какими характеристиками она обладает?
3. Назовите основную характеристику малой группы.
4. Каким образом в группе возникают эмоциональные отношения?
5. Дайте характеристику малой группы как системы.
Представить все в виде схемы, с ней выступить с пояснениями.
Схема. Что такое «малая группа»?
Вопросы и задания для группы 2.
1. Выделите и охарактеризуйте различные виды малых групп.
2. Составьте таблицу «Классификация малых групп». Выступите с пояснениями.
Схема «Классификация малых групп»
Вид | Сущность |
Условные | Группы,в которых объединяют людей, не имеющих непосредственных отношений и контактов друг с другом. Признаки отнесения к таким группам: характер деятельности, пол, возраст, национальность и т.д. |
Реальные | Действительно существующие группы людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к ней. Возникают: в связи с потребностями общества либо по желанию людей, включенных в эту группу. Примеры (семья, класс, студенческая группа и т.д.) |
Лабораторные | Создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий. |
Естественные | Возникают в ходе развития общества (большие и малые, первичные и вторичные) |
Первичные | Группы, в которых между людьми существуют непосредственные контакты. Её отождествляют с малой группой. |
Вторичные | Непосредственных контактов между членами нет, а для общения используются различные посредники. |
Формальные | Создаются определенными организациями с определенными задачами по достижению каких-либо целей. В ней четко распределены роли, статусы ее членов, система лидерства и подчинения. |
Неформальные | Добровольные сообщества людей на основе общих интересов, дружеских связей, симпатий. Иногда возникают вопреки желанию формальных структур, а также внутри самих структур. Ни статусы, ни роли четко не прописаны, но существуют свои неписанные правила и нормы. |
Вопросы и задания для группы 3
1. Что является основанием для выделения референтных групп?
2. Что такое группа членства?
3. Определение референтной группы.
4. Функции референтных групп.
5. Выполните небольшое творческое задание. Определите свои индивидуальные цели участия в различных группах. Какие для вас являются группами членства, а какие – референтными группами. Представьте графически.
Вопросы и задания для группы 4
1. Охарактеризуйте психологическую обстановку в группе.
2. Какие виды отношений складываются в группе?
3. Что такое «социометрия»?
4. Составьте схему «Межличностные отношения в малой группе». Выступить с пояснениями.
Схема «Межличностные отношения в малой группе».
|
|
|
Вопросы и задания для группы 5.
1. Что такое «групповая интеграция»?
2. С чем связана степень групповой интеграции?
3. В чём сущность теории Петровского о 3х слоях групповой интеграции?
4. Показатели групповой интеграции.
5. Факторы групповой интеграции.
6. Какие процессы способствуют групповой интеграции?
7. Каковы последствия групповой интеграции?
8. Составьте обобщенную схему «Интеграция в группах и её последствия». Выступить с пояснениями.
Схема «Интеграция в группах и ее последствия»
Групповая интеграция – состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Теория А. В. Петровского