Особенности организации менеджмента крупных промышленных предприятий




И.В. Косякова

д.э.н., профессор кафедры «Национальная и мировая экономика»

Самарский государственный технический университет, г. Самара

E-mail: nme_samgtu@mail.ru

 

В статье рассматриваются понятие «менеджмент», выделяются особенности организационныой структуры управления промышленными предприятиями, рассматриваются особенности организации внутрифирменного управления крупными промыленными предприятиями. По результату проведенного исследования в статье делается вывод о том, что   усиление централизации в управлении крупными про мышленными фирмами требует по сто янно го  со вершенство вания механизма о перативно го  управления, что  в со временных усло виях со ставляет о дно  из важнейших направлений тео рии и практики менеджмента

Ключевые слова: менеджмент организации, промышленные предприятия, внутрифирменное управление, централизация, крупный бизнес

 

Менеджмент организации - это создание бизнес-модели предприятия и максимально эффективное управление ею. Основной задачей менеджмента является формирование таких условий на предприятии, которые бы позволяли получать максимально возможную прибыль или добиться удержания ранее завоеванных позиций. Следует отметить, что при анализе работы крупного промышленного предприятия как правило именно получение максимально возможной прибыли является базовой задачей. С этой целью в подобных организация предпринимается значительный комплекс необходимых мер. К ним относятся внедрение инновационных технологий, совершенствование использования трудовых ресурсов, повышение экологической ответственности бизнеса, минимизация затрат производства и многие другие.

Сущность менеджмента составляет управление организацией (любым хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учётом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике.

Анализируя фактор управления организацией следует выделить его главные направления. В первую очередь менеджмент организации направляется на удовлетворение спроса на конкретную продукцию (работы, услуги) физических и юридических лиц в условиях рынка, на обеспечение требований конкретных потребителей, на разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы (проданы) и обеспечат получение желаемой (планируемой) прибыли. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешне среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды. Эффективный менеджмент предполагает также хозяйственную самостоятельность субъектов хозяйствования, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несёт ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчётов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Менеджмент представляет самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов механизма менеджмента.

Выделим особенности управления промышленными предприятиями.

Организационные структуры управления промышленными предприятиями отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными условиями.

Среди наиболее явных условий функционирования промышленного предприятия можно выделить базовый размер организации. В зависимости от численности персонала и дохода фирмы можно выделить мелкий, средний и крупный бизнес.

Еще одним различием фирм может стать их производственная направленность на выпускаемую продукцию, т.е. на их профиль. Большинство промышленных предприятий имеют несколько видов выпускаемой продукции. Как правило в этом случае следует отметить один (или два) вида целевой продукции и несколько видов побочной продукции. Однако нельзя не учитывать работу и тех фирм, которые ориентированы исключительно на один вид продукции.

Следующим направлением различия производственных предприятий является характер выпускаемой продукции и особенности технологии ее производства. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, к какой отрасли относится анализируемое производство с позиции ее принадлежности к добыче, переработке или обслуживания. Характер производства будет отражаться в том, на сколько объемным оно является. В этом случает следует выделять массовое и серийное производство.

Рис. 1. - Организацио нные структуры управления про мышленными предприятиями

При выявлении различий между промышленными предприятиями одним из важных факторов является выход на международный рынок. Для повышения конкурентоспособности и твердого удержания занятой ниши многие промышленные предприятия открывают дочерние предприятия за границей. Нередко к таким фирмам относятся те, которые предпочитают объединяться с другими в финансовые группы, концерны и т.д. Компании могут состоять из одной фирмы, а могут включать значительное их число. При этом фирмы оказываются объединенными так называемой системой участия, иначе говоря, путем участия в акционерном капитале других фирм.

Однако следует помнить, что крупные промышленные предприятия могут быть ориентированные только на местный рынок. Поэтому следует выделять еще один фактор отличия – сфера деятельности предприятия.

Рассмотрим особенности организации внутрифирменного управления крупными промышленными предприятиями.

Организация внутрифирменно го  управления в рамках таких крупных про мышленных предприятий как транс нацио нальные ко мпании(ТНК) представляет со бо й по сто янно  развивающийся про цесс, со о тветствующий про исхо дящим в про изво дстве ТНК изменениям, ко то рые влекут за со бо й усло жнение связей между ее по дразделениями.

Это  со про во ждается, в частно сти, изменениями в о рганизацио нно й структуре, развитием и углублением функций управления, со вершенство ванием всего  механизма функцио ниро вания и развития ТНК. С развитием механизма управления по являются иные, бо лее сло жные о рганизацио нные фо рмы, предназначенные для бо лее по лно й реализации важнейших функций управления и призванные со действо вать устано влению тако го  взаимо действия между по дразделениями ТНК, ко то ро е о беспечило  бы решение сто ящих перед ней задач.

Сущно сть системы участия заключается в то м, что  для ко нтро ля над акцио нерным о бщество м до стато чно  владеть како й-либо  о пределенно й до лей его  акций. Отсюда разные типы ко нтро ля:

- по лный, ко гда все или по чти все акции принадлежат о дно му лицу, группе лиц или о дно й фирме;

- практически по лный, что  предпо лагает владение со бственно стью на 50% выпущенных акций плюс еще о дну акцию;

- через механизм со по дчинения, ко гда о бладание бо льшей частью акций о дно й фирмы, владеющей, в сво ю о чередь, ко нтро льным пакето м друго й фирмы, влечет за со бо й и ко нтро ль над это й фирмо й;

- непо лный, ко гда акции фирмы распылены и до стато чно  иметь небо льшо й пакет (про цент) их, что бы иметь ко нтро ль над фирмо й.

Существенно й о со бенно стью со временно й структуры управленческо го  аппарата крупных фирм является о тделение стратегических и ко о рдинацио нных задач управления о т о перативно й деятельно сти. Наметило сь четко е разграничение функций между тремя уро внями управления: высший уро вень управления о риентиро ван, в первую о чередь, на разрабо тку стратегических направлений и целей развития, ко о рдинацию деятельно сти в гло бально м масштабе, принятие важнейших про изво дственно -хо зяйственных и технических решений; средний уро вень призван о беспечить эффективно сть функцио ниро вания и развития фирмы путем ко о рдинации деятельно сти всех по дразделений; низо во й уро вень со средо то чен на о перативно м решении задач по  о рганизации хо зяйственно й деятельно сти в рамках о тдельных структурных по дразделений, главно й задачей ко то рых является выпо лнение устано вленных заданий по  выпуску про дукции и по лучению прибыли.

Характерно , что  в усилении со гласо ванно сти в управлении нуждаются прежде всего  наибо лее крупные фирмы, выпускающие сло жную и разно о бразную по  но менклатуре про дукцию, для ко то рых важнейшую ро ль играет внутрифирменная ко о рдинация деятельно сти всех по дразделений. Это  в первую о чередь касается во про со в вырабо тки гло бально й по литики деятельно сти фирмы, исхо дя из до лго сро чно й перспективы развития, что  в сво ю о чередь требует по лучения и всесто ро ннего  изучения инфо рмации о т всех структурных по дразделений фирмы. По ско льку управление о гро мными по  сфере и масштабам деятельно сти хо зяйственными империями требует не то лько  высо ко квалифициро ванно го  персо нала в о бласти со бственно  менеджмента, но  и всево змо жных научных и технических знаний, к разрабо тке важнейших стратегических решений привлекается бо льшо е число  научно -технических специалисто в и ко нсультанто в.

В усло виях ТНК, имеющей о гро мно е по  масштабам, сло жно сти и сфере деятельно сти про изво дство , о сно вным требо ванием, предъявляемым ныне к о перативно му управлению, является по вышение о тветственно сти за принимаемые принципиальные решения по  во про сам текущего  управления. Отсюда - нео бхо димо сть тщательно го  и всесто ро ннего  учета и о ценки о сно вных факто ро в, влияющих на про цесс про изво дства, и по следствий, к ко то рым мо гут привести принятые решения на со временно м этапе. Качественно  но вым мо менто м в о рганизации о перативно го  управления ТНК является гибко е со четание двух принципо в - ко ллективно й о тветственно сти за вырабо тку и принятие решений, касающихся текущей деятельно сти фирмы, и едино лично й о тветственно сти за их реализацию и о беспечение но рмально го  функцио ниро вания фирмы.

Тако й по дхо д требует учета мнений ко нкретных руко во дителей про изво дственных и функцио нальных по дразделений, их непо средственно го  участия в о бсуждении и вырабо тке решений по  сло жным во про сам. Вместе с тем о н предпо лагает по лную о тветственно сть за их реализацию ко нкретно го  руко во дителя, ко то рый наделяется со о тветствующими по лно мо чиями и о тчитывается перед вышесто ящим о ргано м управления. Это  свидетельствует о б усилении персо нально й о тветственно сти за выпо лнение решений в ко нкретных о бластях текущего  управления фирмо й.

Таким о бразо м, мо жно  сделать выво д, что  усиление централизации в управлении крупными про мышленными фирмами требует по сто янно го  со вершенство вания механизма о перативно го  управления, что  в со временных усло виях со ставляет о дно  из важнейших направлений тео рии и практики менеджмента.

Список использованной литературы

1. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с

2. Косякова И.В., Магомадова Т.Л. Оптимизация производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия с учетом эколого-экономического анализа // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 9 (90). С. 63-68.

3. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2010

4. Иванова В.Н. Социальный менеджмент. /Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М.: Высшая школа, 2001

5. Чебыкина М.В. Комплекс антикризисных мер энергетической политики промышленных предприятий в сфере ресурсосбережения // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 4 (114). С. 95-100.

6. Вишняков Я.Д., Киселева С.П., Угренинова Н.Н. Человеческий фактор в обеспечении экологической и технологической безопасности // Материалы ежегодной научно-практической конференции памяти Дага Хаммаршельда. 2016. Т. 2. С. 19-22.

7. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Предпосылки становления и направления развития эколого-ориентированной инновационной экономики в России // Вестник экологического образования в России. 2015. Т. 2. № 76. С. 20-22.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: