Тема «Сложноподчиненное предложении»
Вопросы для изучения:
1. Общее понятие сложноподчиненного предложения;
2. Смысловые отношения и структура СПП:
3. Виды придаточных предложений;
4. Виды подчинения
5. Использование СПП в речи
Сложноподчинённые предложения — это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. [ ] — главная, () — придаточная.
Части СПП связаны интонацией и подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.
Независимая часть СПП — главная. Она называется главной частью.
Союзные средства в СПП (подчинительные союзы и союзные слова) располагаются в придаточной части.
Подчинительные союзы и союзные слова, находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, при этом союзы (служебная часть речи) не являются членами предложения придаточной части, а союзные слова (знаменательные части речи) являются членами предложения.
Подчинительный союз | Союзное слово |
Можно опустить или заменить союзом-синонимом. Пример: «Мы не могли выйти из дома, так как (потому что) шёл проливной дождь». = «Мы не могли выйти из дома: шёл проливной дождь» | Нельзя опустить, можно заменить другим союзным словом или полнозначным словом, в том числе — из главной части. Пример: «Комната, в которой он находился, была очень маленькой» (в которой = в комнате) |
Запомни союзы: чтобы, пока, как только, если, пока, так как, потому что, ибо, ежели, так что, хотя, будто, словно, несмотря на то что... | Запомни союзные слова: который, какой, кто, что, чей, |
В главной части СПП могут быть указательные слова тот, такой, так, там, потому и др., которые, как и союзы, союзные слова, служат для связи частей СПП.
|
Указательное слово:
1. выделяется логическим ударением;
2. является членом предложения главной части;
3. помогает определить вид придаточной части;
4. выражено чаще всего указательным местоимением.
Просмотрите видео ролик по данной ссылке:https://youtu.be/ui7lZRSnUZw
Виды придаточных предложений
Придаточные | Чем прикрепляются к главному (союзы и союзные слова) | На какой вопрос отвечают |
1.Определительные | Который, какой, чей и др. | Какой? |
2.Изъяснительные | Что, как, чтобы, частица «ли» | Вопросы падежей |
3.Обстоятельственные: | ||
Образа действия и степени | Как, что, чтобы, будто и др. | Как? Каким образом? |
Места | Где, куда, откуда | Где? Куда? Откуда? |
Времени | Когда, пока, едва, как только… | Когда? Как долго? |
Причины | Потому что, оттого что, так как, поскольку | Почему? Отчего? |
Условия | Если, если …то, коли, раз, когда | При каком условии? |
Следствия | Так что | Что из этого следует? |
Цели | Чтобы, для того чтобы и др. | Зачем? С какой целью? |
Сравнения | Как, подобно тому как, чем | Как? Чем что? |
Уступки | Хотя, пусть, пускай, несмотря на то что | Несмотря на что? |
Использование СПП в речи:
● ССП (сложносочиненные предложения) в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность;
● Союз - и - в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство;
● С помощью союзов - а, но, - ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий;
|
● Использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.
Вопросы для контроля:
1. Какова структура сложноподчиненного предложения?
2. При помощи каких средств придаточное предложение присоединяется к главному?
3. Назовите условия постановки запятой на стыке союзов?
4. Назовите виды подчинения с несколькими придаточными?
5. Чем отличается подчинительный союз от союзного слова?