Лекция № 3 по дисциплине «Международные организации».
Тема: История создания ООН как системы.
Задание:
1) изучить, проанализировать и коротко законспектировать лекцию;
2) изучить таблицу, распечатать ее и вложить в конспект: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/un_system_chart_ru.pdf
Система ООН состоит из самой Организации Объединенных Наций и более 30 связанных с ней организаций, известных как программы, фонды и специализированные учреждения. Они имеют свой собственный членский состав, руководство и бюджет. Программы и фонды ООН финансируются за счет добровольных, а не начисленных взносов. Специализированные учреждения являются независимыми международными организациями, финансируемыми за счет как добровольных, так и обязательных взносов.
Специализированные учреждения ООН — это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты:
1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;
2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;
3) осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;
4) связь с ООН.
Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с Организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением. В настоящее время существует 17 специализированных учреждений ООН.
Уставом ООН предусмотрено, что Организация делает рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений (ст. 58). ЭКОСОС уполномочен: согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций им, а также Генеральной Ассамблее и членам Организации; принимать меры для получения от них регулярных докладов; обеспечивать взаимное представительство Совета и учреждений для участия в обсуждении вопросов в Совете, его комиссиях и в специализированных учреждениях.
|
Экономический и Социальный Совет является центральным механизмом координации деятельности системы Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений и надзора за вспомогательными органами в экономической, социальной, экологической и смежных областях. Она является главным органом по координации, обзору политики, диалогу по вопросам политики и рекомендациям по вопросам экономического и социального развития и реализации международных целей в области развития, согласованных на крупных конференциях и встречах на высшем уровне Организации Объединенных Наций, включая цели в области устойчивого развития. ЭКОСОС контролирует сложную систему вспомогательных органов, состоящую из региональных комиссий ООН, функциональных комиссий и экспертных органов ЭКОСОС и связанных с ними органов. Ему поручено направлять и координировать работу этих вспомогательных органов. Таким образом Совет оказывает влияние на широкий спектр деятельности системы ООН в области развития.
В соглашениях, заключенных ООН с учреждениями, предусмотрены обмен необходимой информацией и документами, обязательство учитывать рекомендации ООН и сообщать о мерах по проведению их в жизнь, согласование программ деятельности. Связь специализированных учреждений с ООН направлена на обеспечение деятельности этих организаций в соответствии с целями и принципами ООН, решение общих задач в деле содействия миру и прогрессу, оказание содействия Совету Безопасности ООН в деле поддержания международного мира и безопасности.
|
Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, MAP, МФК, МАГИ), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО). Россия — член всех специализированных учреждений, кроме ФАО и ИФАД.
Специализированные учреждения ООН являются самостоятельными организациями, работающими с Организацией Объединенных Наций. Их взаимоотношения с Организацией Объединенных Наций оговорены в специальных соглашениях, достигнутых путем переговоров. Одни из них существовали до Первой мировой войны. Другие были связаны с Лигой Наций. Одни были созданы почти одновременно с Организацией Объединенных Наций. Другие были учреждены ООН для удовлетворения возникающих потребностей.
В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда (Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация - Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).
В эти же годы образуются новые межправительственные структуры.
|
В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Группу Всемирного банка
Всемирный банк является одним из важнейших источников финансовой и технической помощи развивающимся странам по всему миру, состоит из пяти уникальных организаций развития:
· Группа Всемирного банка
· Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
· Международная ассоциация развития (МАР)
· Международная финансовая корпорация (МФК)
· Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА)
В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации: Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация по делам беженцев ООН (англ. International Refugee Organization IRO). IRO завершила свою работу в 1952 году и была заменена Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR). В 1954 году УВКБ ООН было удостоено Нобелевской премии мира за огромную работу в Европе.
В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, Рим. 1945 г.). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 1977 году - Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД).
Самое «молодое» специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.
В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. МАГАТЭ не имеет статуса специализированного учреждения ООН. Агентство должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее и при необходимости Совету Безопасности. Если в связи с деятельностью Агентства возникают вопросы, входящие в компетенцию Совета Безопасности, то оно должно уведомлять о них Совет. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли. Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций. В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению.
К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.
Программы и фонды
Программа развития ООН (ПРООН)
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) работает почти в 170 странах и территориях, содействуя странам в таких областях, как искоренение нищеты, сокращение неравенства во всех его проявлениях и укрепление сопротивляемости, с тем чтобы обеспечить в этих странах поддержание прогресса. ПРООН играет важную роль в достижении странами целей в области устойчивого развития.