Введение. Откуда вообще взялась эта идея.




Границы жанра

Зачем нам понимание понятия жанра в ролевых играх

Скажи мне, как ты развлекаешься, и я скажу тебе, кто ты.

Хосе Ортега и Гассет

 

Введение. Откуда вообще взялась эта идея.

 

Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас

 

Несмотря на то, что определённые попытки классификации ролевых игр живого действия или создания некоторой типологии предпринимались давно, большого успеха они не имели. Связано это, как мне кажется, в первую очередь с тем, что делались они в интересах структуризации ролевых премий или в рамках настойчивых попыток создать школу «ролевой критики»; здесь у нас с вами задачи принципиально иные, и именно поэтому, забегая вперёд, вы не увидите здесь чёткой и недвусмысленной классификации по ясным и объективным критериям, но зато предложенный здесь подход, в отличии от «чётких классификаций» имеет тенденцию работать, не давая «критических провалов». Однако же, прежде чем изложить суть родившегося в моей голове и заметно облагороженного обсуждением в «Локусе» подхода, следует пояснить, почему мне вообще пришла в голову эта идея. Прошу вас помнить, что в этой части я буду говорить исключительно про себя и за себя, с тем чтобы вы могли яснее понять, как сложилась в моей голове та картина, которая будет изложена ниже.

Уже в рамках обсуждения, осенённого памятью Мартовского Семинара, я осознал, что на самом деле событий и идей, подталкивавших меня к этой теме, было существенно больше, чем мне казалось исходно. Тем не менее, я хочу ограничиться перечислением лишь нескольких, принципиально несводимых друг к другу наблюдений, сделанных мной в разное время, как общего, так и частного характера.

Вероятно не самым важным, но безусловно первым осознанным шагом к написанию этой статьи было для меня осознание того, что существуют некоторые категории игр, которые мне принципиально не интересны уже в силу своей принадлежности к данной категории. Рискуя навлечь на себя обвинения в снобизме, я приведу тот пример, который наиболее хорошо выражает суть проблемы (заключавшуюся в тот момент в отсутствии внятного определения, объяснявшего, что именно мне не нравится в «таких» играх и каких собственно «таких»). Итак, я осознал, что не люблю кросспольные игры. Казалось бы – ну вот такой я ханжа и моралист, не люблю, когда девочки играют мальчиков, или не могу вынести характерного вроде бы для таких игр муссирования темы мужского гомосексуализма… Но нет, ничего подобного! Я прекрасно, простите за интимные подробности, играл в мужской гомосексуализм с кросспольными девочками на «Трое» («Троя: последний пир героев», 2011 год, МГ «R-Games»и «Обыкновенное Чудо»), и вообще огромное количество игр, на которых присутствовал кросспол, совершенно не относились в моей голове к категории «кросспольных игр». Ergo – я использую неверный термин и существует некоторое иное объединяющее свойство, которое формирует эту категорию и делает её непривлекательной для меня. Пока просто запомним это.

Теперь (и в завершение этого раздела) нужно упомянуть обстоятельство, которое позволило мне перейти от абстрактных размышлений к изложению конкретной концепции. Я обратил внимание на некоторые параллели между типологией ролевых игр, которую пытались применять при распределении ролевых премий (например «Золотой Куб» на конвенте «Комкон») с жанровой классификацией используемой при распределении литературных премий (например «Золотой Роскон» на конвенте «Роскон»). Игры делятся на категории по количеству игроков. Книги делятся на жанры по объёму текста. Достаточно широко известно, что практика подобной классификации для литературных произведений глубоко порочна: существуют определённые критерии отличающие например рассказ от эссе, или эпопею от романа, и объём текста (даже если нам нужно отличить рассказ от романа) здесь никакой самостоятельной роли не играет, и литературные произведения очень часто относятся многими читателями отнюдь не к тому жанру, к которому на самом деле принадлежат. Характерный пример: многие упорно называют «Трудно быть богом» романом, хотя это несомненно повесть. Всё это приводит к проблемам при определении победителя, так как даже очень хорошее произведение по идее не может выиграть приз в категории «роман», если само оно романом не является. С ролевыми играми (отнюдь не только в области вручения премий – просто меня на мысль натолкнуло именно обсуждение, идущее вокруг «Куба») существует сходная проблема: начали употреблять термин «тысячник», но тут начали уходить в небытие игры на 1000+ участников. Заговорили про «классические игры» - поняли что в каждом регионе своё представление о классике. Подняли тему «московского» и «питерского» (а на самом деле ещё «уральского», «нордического» и бог знает какого ещё) формата, устроили целую МГ «Питерский Формат», и она мгновенно начала делать совершенно «московские» игры, только масштабом поменьше. Возможно (подумал я) имеет смысл обратить внимание на действительные критерии классификации литературных жанров и подумать, нет ли здесь чего-нибудь полезного для этих наших ролевых игр?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: