Ермолина Л.В.
к.э.н., доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»
Самарского государственного технического университета, г. Самара
E-mail: Ermolina@mail.ru
В статье исследованы различные аспекты современной реформы местного самоуправления в РФ, проанализированы некоторые подходы к данным изменениям и их практическая реализация.
Ключевые слова: местное самоуправление, реформа, перераспределение полномочий, преобразование территорий.
В настоящее время актуальным является вопрос, связанный с формированием в нашей стране иного подхода к организации публичного управления, и 2014 г. вошел в историю российского местного самоуправления как период значительных преобразований.
Прежде всего, отметить стоит принятый Федеральный закон от 27.05.2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 136-ФЗ). Новая модель местного самоуправления предполагает многовариантность способов организации местной власти.
Рассмотрим некоторые аспекты произошедших изменений и их практической реализации на примере Самарской области.
На протяжении всего периода действия Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в него было внесено более 400 поправок, но при этом сама концепция закона оставалась неизменной.
Коренные изменения были внесены Законом № 136-ФЗ, когда существенно была повышена роль субъектов Федерации, а также их ответственность за организацию на территории региона системы местного самоуправления [2].
|
Важным видится в первую очередь проанализировать вопрос о территориальных основах организации местного самоуправления. Ранее существовала двухуровневая модель местного самоуправления, предусмотренная только для муниципальных районов и поселений. На сегодняшний день аналогичная схема территориальной организации местной власти может быть распространена и на крупные города. В научной литературе особо отмечается, что деление на районы является правом, а не обязанностью, особенно если учесть, что сохранены все существующие модели организации местной власти, а разработка конкретной модели – это исключительное право субъектов Федерации. Кроме того, важно обратить внимание на то, что в ряде регионов в прошлые годы наблюдалась, напротив, обратная картина, когда муниципальные районы «превращались» в городские округа, тем самым концентрируя в себе все рычаги управления при этом.
Как показывает практика, территориальная реорганизация местного самоуправления проходила не только в форме простого объединения поселений в более крупные, но также в форме создания на основе всех поселений муниципального района единого муниципалитета под названием «городской округ» [1].
В настоящее время Законом Самарской области от 30.03.2015 №23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» городскому округу Самара присвоен статус городского округа, имеющего внутригородское деление с образованием в его составе девяти внутригородских районов как внутригородских муниципальных образований: Железнодорожный, Кировский, Красноглинский, Куйбышевский, Ленинский, Октябрьский, Промышленный, Самарский и Советский районы городского округа Самара [2].
|
Законом Самарской области от 30.04.2015 №38-ГД «О преобразовании отдельных сельских поселений муниципальных районов Безенчукский, Исаклинский, Клявлинский, Шенталинский Самарской области путем их объединения и установления границ вновь образованных сельских поселений соответствующих муниципальных районов Самарской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» в 4 муниципальных районах 15 сельских поселений объединены в 7 сельских поселений.
Кроме того, изменения в законодательстве затронули и вопросы перераспределения полномочий между местными органами власти и государственными органами власти субъекта РФ, которое затрагивает все городские округа (10 в 2015 году; 9 и 1 в 2016 году) и все муниципальные районы (27) Самарской области.
Перераспределение полномочий – это достаточно проблемный аспект, связанный с вопросом координации деятельности властных субъектов, которые действуют на разных уровнях, но при этом решают общие задачи. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что взаимодействие органов власти, находящихся на различных территориальных уровнях, представляет собой ключевое условие развития местных коллективов, общества и в целом государства. Важно отметить особое значение, которое имеют вопросы совершенствования деятельности органов власти субъектов Федерации и органов местной власти, условий, правил и порядка осуществления взаимодействия.
|
Отметим, что данное перераспределение предусмотрено Законом Самарской области о перераспределении полномочий между органами, осуществляющими местное самоуправление и государственной власти в сфере рекламы и градостроительной деятельности в Самарской области (Закон Самарской области от 29.12.2014 №134-ГД).
В соответствии с данным законом к полномочиям органов власти государственного уровня в Самарской области таким образом отнесены следующие полномочия местного самоуправления, среди которых, в том числе: вопросы получения технических условий для подключения к сетям инженерного и технического обеспечения в определенных случаях, вопросы подготовки и утверждения местных нормативов в сфере градостроительного проектирования, вопросы утверждения документации, связанной с планировкой территории, выдачей градостроительных планов земельных участков, вопросы предоставления разрешений на использование объекта капитального строительства или земельного участка, вопросы выдачи разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию в случае осуществления объектов капитального строительства или реконструкции в тех случаях, когда данные разрешения в соответствии с градостроительным законодательством должны быть выданы органами, осуществляющими местное самоуправление, вопросы принятия решений по развитию застроенных территорий, вопросы проведения аукционов о праве заключения договоров на развитие застроенной территории, распоряжения земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена, вопросы представления сведений, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности муниципалитетов, вопросы проведения торгов о праве на заключения договоров по установке и эксплуатации рекламных конструкций, вопросы выдачи разрешений на установку и последующую эксплуатацию установленных рекламных конструкций, вопросы аннулирования данных разрешений и др.
Таким образом, на протяжении периода действия Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ внесено более 400 поправок, при этом коренные изменения внесены Законом № 136-ФЗ, существенно повысившим роль субъектов Федерации, их ответственность за организацию на территории региона системы местного самоуправления. Так, в результате реформы, городской округ Самара присвоен статус городского округа, имеющего внутригородское деление, в Самарской области произошло объединение и установление границ вновь образованных сельских поселений, изменения коснулись и вопросов перераспределения полномочий между органами, осуществляющими местное самоуправление, и государственными органами власти субъекта Федерации.
Список использованной литературы
1. Мамычев А.Ю. Государственная власть как правокультурный феномен // Юристъ – Правоведъ. 2014. № 1 (62). С. 26–29.
2. Тренгулов И.С. О реформировании реформы местного самоуправления // Государство и право. 2015. № 2 (32). С. 267-283.
ANALYSIS OF CHANGES IN LOCAL GOVERNMENT REFORM IN THE LIGHT OF MODERNErmolina L.V.
cand.econ.sci., associate professor at the Department of
«Industrial Economy and production management»
Samara State Technical University, Samara
E-mail: Ermolina@mail.ru
The article deals with the problematic aspects of state regulation of the national economy of Russia, requiring improvement. We characterize the possible directions of the development of these aspects.
Keywords: local self-government reform, redistribution of authority, the transformation of territories.
УДК 330