Зачем нужна корпоративная культура




Корпоративная культура включает в себя целый ряд компонентов:

■ представление о миссии (предназначении) организации, ее роли в обществе, основных целях и задачах деятельности;

■ ценностные установки (понятия о допустимом и недопустимом), сквозь призму которых оцениваются все действия сотрудников;

■ модели поведения (варианты реагирования) в различных ситуациях (как обыденных, так и нестандартных);

■ стиль руководства организацией (делегирование полномочий, принятие важных решений, обратная связь и пр.);

■ действующая система коммуникации (обмен информацией и взаимодействие между структурными подразделениями организации и с внешним миром, принятые формы обращения “начальник-подчиненный” и “подчиненный-начальник”);

■ нормы делового общения между членами коллектива и с клиентами (другими учреждениями, представителями власти, СМИ, широкой общественностью и т. д.);

■ пути разрешения конфликтов (внутренних и внешних);

■ принятые в организации традиции и обычаи (например, поздравление сотрудников с днем рождения, совместные выезды на природу и т. д.);

■ символика организации (слоган, логотип, стиль одежды сотрудников и пр.).

При этом данные компоненты должны приниматься и поддерживаться всеми членами коллектива (или подавляющим их большинством).

 

 

16) Формальные и неформальные организации.

Формальная организация - это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять це­ленаправленную деятельность.

Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где степень формализации высока. Чем выше уровень стандартизации трудовых функций, тем меньше должен быть личный вклад каждого ра­ботника в конечный результат. Стандартизация не только не способствует альтернативному поведению работников, но и устраняет всякую необходимость каких-либо альтернатив. В разных организациях степень формализации различна.

Многие виды взаимодействий между работниками не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных организаций, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и др.

 

 

17. Характеристики неформальных организаций.

Неформальная организация - это стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели). Отличия формальной и неформальной организации:

-в формальной организации отношения регламентированы, в неформальной‚- нет. Процесс управления относится только к созданию и функционированию формальной организации;

-формальная организация планируется руководством, неформальная имеет спонтанный характер создания. Основами отношений являются личные симпатии, общность взглядов, целей, интересов, дружеские отношения

Причины существования неформальных организаций:

-чувство принадлежности - наиболее сильное из эмоциональных потребностей. Формальные организации лишают людей возможностей социальных контактов, следовательно‚ необходимы неформальные организации;

-взаимопомощь;

-защита (сила - в единстве);

бщение - доступ к неформальному получению информации;

-симпатия.

Характеристики неформальных организаций

Социальный контроль - установление и укрепление норм: групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения. Нарушителей ждет отчуждение. Это может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации.
Сопротивление переменам - перемены могут нести угрозу существованию неформальной организации.
Неформальные лидеры - у них нет поддержки в форме делегированных полномочий, но есть власть‚ основанная на признании его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Неформальный лидер выполняет две основных функции: 1) помогает группе в достижении целей; 2)поддерживает и укрепляет ее существование.

18. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления — низового, среднего и высшего.
На предприятии к низовому уровню управления относятся технический директор, начальник транспортного цеха, Мастер-контролер, т.к. они имеют в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда.
К среднему уровню на фирме относится начальник производственного цеха, т.к. он ответственен за ход производственного процесса в подразделении и является руководством вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.
К высшему уровню на предприятии относятся: заместитель директора по экономике и финансам, главный бухгалтер и, конечно же, директор, они являются администрацией предприятия, осуществляющей общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.
На предприятии горизонтальное разделение труда, т.е. расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений, что является разделением труда менеджеров по функциям показано на выделение такого персонала, как технический директор, заместитель директора по экономике и финансам, начальник транспортного цеха, начальник производственного цеха и главный бухгалтер. Это показывает что, на нашем предприятии управленческая работа скоординирована, для того чтобы наша организация могла добиваться успеха в своей деятельности.

 

23. Цели и миссия организации.

Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:

§ выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;

§ определить основные принципы конкурентной борьбы;

§ выработать общую базу для разработки целей организации;

§ выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.

Цели миссии — это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).

 

При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:

1. История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.

2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.

3. Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.

4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.

5. Отличительные достоинства, которыми обладает организация.

Можно выделить шесть типов целей:

1. Достижение определенных значений показателя рыночной доли.

2. Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.

3. Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач.

4. Цели повышения эффективности деятельности. Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.

5. Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.

6. Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль — это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса.

 

24. Ресурсы организации.

Для того чтобы организация могла достичь поставленных целей, необходимы затраты ресурсов, получаемых из внешней среды. Ресурсы являются важнейшей частью комплекса внутренних ситуационных переменных организации, они оказывают самое непосредственное влияние на эффективность ее функционирования.

Ресурсы организации – это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие стабильную работу организации для достижения ее основных целей.Важнейшей характеристикой любого вида ресурса является его ограниченность, означающая, что в принципе ресурсная база любой конкретной организации ограничена сверху определенной константой, измеряемой, как правило, в денежном выражении. В зависимости же от поставленных целей структура ресурсов может изменяться в достаточно широких диапазонах (существуют также ограничения, определяемые ресурсным рынком, однако в отношении конкретной организации ими в большинстве случаев можно пренебречь).Существуют различные подходы к классификации организационных ресурсов. Так, В.С. Ефремов выделяет материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы, технологии производства и управления, а также материальный, нематериальный и интеллектуальный капитал. В Большом экономическом словаре в качестве основных групп ресурсов выделяются люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Авторы 17-модульной программы для менеджеров различают человеческие (людей), материальные, энергетические, финансовые, информационные, технологические и временные ресурсы.

 

28. Типы организационных структур управления. Линейно-функциональные ОСУ.

Линейно-функциональная структура управления – отличается большим

многообразием связей. Характерна для предприятий большого размера, это

самый распространенный вид структуры. Не соблюдается принцип единоначалия…В

условиях крупных многопрофильных и многофункциональных организаций такие

структуры затрудняют координацию деятельности всех линейных и

функциональных подразделений и могут создавать перегрузки руководителей

организаций, замыкающих на себе все основные управленческие функции.

Достоинства линейно-функциональной структуры – сочетание четкости

руководства с наличием широко развернутой системы функционального

управления. Примером являются многие средние и крупные промышленные

предприятия.

 

 

32. Индивидуальные предприниматели (трейдеры). Партнёрства.

Индивидуа́льные предпринима́тели — физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требованийгражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Если у индивидуального предпринимателя произошло изменение любых сведений, содержащихся в Государственном реестре ИП, он обязан сообщить об этом в регистрирующий орган (ФНС).

Для внесения таких изменений необходимо представить:

1. Заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) по соответствующей форме[2]. Если заявитель подает её в налоговый орган лично, у нотариуса заверять не нужно.

2. Копию документа, подтверждающего изменения. (например, копию паспорта при его замене.)

Всё это можно послать по почте ценным письмом с описью вложения, но тогда копия должна быть заверена нотариально. При личной явке в Налоговую инспекцию, сотрудник ФНС сам заверяет копию документа, сверяя с оригиналом. Нотариус не нужен. Изменения в ЕГРИП должны быть внесены в течение 5-ти дней.

Партнерство:

Слово заимствовано в середине 19 века в значении участника по отношению к другому участнику выступления, танца, игр. Во второй половине 20 века приобретает экономическое значение – деловой партнер, торговый партнер, участник совместной деятельности.

Этимология слова – французское partnaire, английское partner, однокоренное слово parcener – сонаследник от portion – доля, часть, порция, partition – разделение, распределение. Партнер – тот, с кем разделяю, сонаследую дело.

Партнер – базовое понятие для определения партнерства.

Партнерство понимается и существует на двух уровнях. На первом уровне: партнерство – это зарегистрированная форма организации бизнеса нескольких физических или юридических лиц. На втором уровне: партнерство – это форма сотрудничества преимущественно юридических лиц, не закрепленная в учредительных документах, но поддерживаемая фактически.

Партнерство на первом уровне.
Содержание: организации совместной экономической деятельности
Основа: договор, которым регулируются права и обязанности партнеров, участие в общих расходах, распределение прибыли, раздел имущества.
Обязательный признак партнера – вклад.

Вклад - деловые связи, деловая репутация, деньги, имущество, профессиональные знания, навыки и умения, которые вносятся в общее дело. Денежная оценка вклада, если таковая необходима, производится по соглашению между партнерами.

Другие названия партнера – товарищ, пайщик (главным образом как физического лица). Виды партнеров – генеральный, лимитированный, старший, младший.

Генеральный партнер - партнер, несущий неограниченную ответственность по всем обязательствам. Неограниченная ответственность - отсутствие предела убытков, которые отдельное лицо может понести и которые оно по закону должно взять на себя. Другие названия генерального партнера - общий партнер. Лимитированный партнер – несет лимитированную (ограниченную) ответственность по обязательствам партнерства (в пределах вклада).

Формы партнерств – коммерческое, некоммерческое, полное, ограниченное, стратегическое. Коммерческое партнерство - основанная на членстве коммерческая организация, цель которой – получение прибыли. Некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, цель которой - содействие ее членам в достижении социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей. Полное партнерство - партнерство, члены которого несут как солидарную, так и общую ответственность. Ограниченное - партнерство, члены которого несут ограниченную ответственность.

Партнерство на втором уровне. Выступает как стратегическое партнерство - сотрудничество партнера с экономически значимым партнером, как правило, на уровне юридических лиц, то есть сотрудничество одной компании с более крупной и мощной в финансовом отношении компанией, которая может обеспечить ресурсы для достижения ее стратегических целей

 

 

33. Полное товарищество. Создание и прекращение.

 

Полное товарищество — вид хозяйственных товариществ, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в складочный капитал, а всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.

 

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками и должен содержать следующие сведения:

· наименование полного товарищества;

· место его нахождения;

· порядок управления деятельностью товарищества;

· условия о размере и составе складочного капитала товарищества;

· условия о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале;

· условия о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов участниками;

· условия об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

 

Участники полного товарищества называются полными товарищами и могут быть только индивидуальными предпринимателями и (или) коммерческими организациями (при этом они не могут больше принимать участия в других полных товариществах). Количество участников не должно быть меньше двух. Следует отметить, что права и обязанности участников распределяются пропорционально их вкладам в складочный капитал, при этом размер доли не влияет на реализацию своих прав участниками. Решение принимаются в полном товариществе единогласно, а в случае, если это предусмотрено учредительным договором ПТ, большинством голосов. Каждый участник имеет один голос (если иное не предусмотрено учредительным договором), а также каждый участник вправе представлять интересы полного товарищества, если не предусмотрено учредительным документом ведение дел совместно с другими участниками ПТ. Особенностью ПТ является полная ответственность участников, которую они несут вне зависимости от размеров вклада, иначе говоря участники ПТ отвечают своим собственным имуществом. Выход одного из участников предполагает ликвидацию всего ПТ, если иное не предусмотрено учредительным документом. Отношения между участниками ПТ носят доверительный характер. ПТ может быть преобразовано участниками в хозяйственное общество в течение 6 месяцев, если в нем остался единственный участник. Кредитор вправе взыскать с доли участника ПТ недостающую ему сумму, при недостатке иного его имущества для покрытия долгов.

Участник полного товарищества вправе:

· получать доход пропорционально вкладу в складочный капитал

· участвовать в управлении делами товарищества;

· получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке;

· принимать участие в распределении прибыли;

· получать в случае ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;

· выйти из товарищества в любое время.

· передать свою долю другому участнику ПТ, либо третьему лицу

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках.

Если вследствие понесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера его складочного капитала, полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала.

Достоинства: Возможность привлечения дополнительных средств; Доверие со стороны кредиторов. Недостатки:-Компенсация долгов за счет личного имущества.

34. Правовое положение участников полного товарищества.

Полным товариществом (ст.69-81) признается такое хозяйственное товарищество, участники которого, во-первых, осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и, во-вторых, субсидиарно несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Т.е. предпринимательская деятельность участника ПТ признается деятельностью ЮЛ, а кредиторы вправе требовать погашения долгов из личного имущества участников ПТ. Поэтому взаимоотношения участников ПТ носят лично-доверительный характер, и как правило существуют как форма семейного предпринимательства.
Наличие индивидуальной ответственности участников и в тоже время признание ПТ ЮЛ, отличает его от простого товарищества (договора о СД). Индивидуальная ответственность участников возникает только при отсутствии имущества у ПТ (субсидиарный порядок). Такую личную ответственность несут все участники, в т.ч. вступившие в него после создания и выбывшие из него, причем это ответственность не может быть устранена соглашением участников. Такая ответственность участников своим личным имуществом приводит к 2 важным последствиям: а) отсутствие требований к складочному капиталу, то есть отсутствие установленного законом минимума имущества; б) обязательное указание в фирменном наименовании ПТ имен его участников (или наиболее обеспеченных и фразы «и компания, полное товарищество»).
ПТ создается на основании учредительного договора, который должен быть подписан всеми участниками. С момента ГР этого договора ПТ возникает как ЮЛ. В УД наряду с общими сведениями, должно содержаться положение о формировании и использовании складочного капитала. В ПТ каждый участник имеет 1 голос, если УД прямо не предусмотрен иной порядок. Управление товарищества строится по принципу единогласия (на основе общего согласия всех участников), но в УД может быть предусмотрено принятие решения тем или иным большинством голосов. Ведение дел может осуществляться: а) традиционным способом – каждым участником; б) по их воле выраженной в УД – всеми участниками совместно; в) по их воле выраженной в УД – 1 или несколькими отдельными участниками. В последнем случае остальные участники для того, чтобы совершать сделки от имени ПТ должны получить доверенности от лиц, которым УД поручено вести дела ПТ. Вместе с тем контрагенты ПТ не обязаны знать о возможных ограничениях правомочий отдельных участников ПТ, так при заключении сделки им достаточно убедится, что они имеют дело с 2 из полных товарищей, полагая, что он вправе действовать от имени ПТ.
Участник ПТ вправе: а) знакомиться со всей документацией по ведению дел ПТ; б) возмездно или безвозмездно передать свою долю в складочном капитале другому товарищу или 3 лицу (с согласия остальных товарищей); в) выйти из ПТ в любой момент, отказавшись от участия в нем (предупредить за 6 месяцев и требовать выдачи ему части имущества пропорциональной его доле в СК, но продолжает отвечать по долгам ПТ в течение 2 лет). Полный товарищ обязан: внести вклад в общее имущество; б) воздерживаться от конкуренции с товарищами (совершение сделок в собственных интересах или в интересах 3 лиц, не участвующих в ПТ). Нарушение обязанностей служит основанием для: а) требования остальными товарищами возмещения причиненных убытков; б) исключения лица из состава ПТ в судебном порядке (по единогласному решению остающихся товарищей). При исключении стоимость имущества пропорциональная доле бывшего товарища ему выплачивается, но за ним сохраняется ответственность по долгам ПТ. Участие в ПТ также прекращается при обращении кредиторами участника взыскания на его долю в СК, из-за отсутствия у него иного имущества. В случае смерти ФЛ – участника ПТ, либо реорганизации участвовавшего в нем ЮЛ, вступление в ПТ его наследников или правопреемников допускается только с согласия других участников. Не принятые или не пожелавшие вступать в ПТ преемники получает стоимость доли выбывшего участника, и риск возможной ответственности. Изменение состава участников может не прекращать его деятельности, если это прямо предусмотрено УД или соглашением остающихся участников. Наряду с общими основаниями прекращения ЮЛ, ПТ прекращается в случае, когда в нем остается единственный участник, т.к. оно не может быть «компанией 1 лица», такой товарищ вправе преобразовать ПТ в общество, с сохранением личной имущественной ответственности по перешедшим к обществу долгам ПТ в течении 2 лет.

 

35. Товарищество на вере. Основные положения. 36. Товарищество на вере. Правовое положение участников товарищества на вере.

 

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами) имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Таким образом, деятельность товарищества на вере определяют полные товарищи.

Единственным учредительным документов товарищества на вере является учредительный договор, который подписывается только полными товарищами. Вкладчики не могут участвовать в ведении дел товарищества. Не могут они также оспаривать действия полных товарищей. В то же время они имеют право на получение части прибыли, причитающейся на их долю в складочном капитале, на информацию о деятельности товарищества, на выход по окончании финансового года и получение своего вклада, на передачу своей доли в складочном капитале или ее части другому вкладчику или третьему лицу. Учредительным договором товарищества на вере могут быть предусмотрены и другие права вкладчика.

Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвующих в нем вкладчиков, Однако полные товарищи имеют право вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. Товарищество на вере сохраняется, если в нем остается по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик. При ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов на имущество товарищества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов. При этом оставшееся после этого имущество товарищества распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.

40. Акционерное общество. Понятие. Сущность и разновидность АО.

В соответствии с законом РФ №208-ФЗ от 26 декабря 1995г. акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательcтва и права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.
Общесво создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Общества могут осуществлять любые виды деятельности, за исключением запрещенных законодательством РФ, также деятельность общества в таких отраслях как: добыча драгоценных металлов, деятельность в военно- промышленном комплексе, добыча минералов, сырья, леса, пушнины, осуществляется только с разрешения Правительства РФ.
Общество имеет свое фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму и тип
(закрытое или открытое). Общество вправе иметь полное и сокращенное наименование на русском языке, иностранных языках и языках народов Российской Федерации
Общество, фирменное наименование которого зарегестрированно в установленном правовыми актами Российской Федерации порядке, имеет исключительное право его использования.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указанно фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов РФ.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, оно не отвечает по обязательствам своих акционеров. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.
Акции открытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого общества могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе.
Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Главным управляющим органом в АО является общее собрание акционеров которое обычно собирается раз в год.

 

 

41. Виды акций.

Акция — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществ и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Акция — ценная бумага, из суммы номиналов которой складывается уставный капитал коммерческой организации, которую в силу данного ее свойства принято называть акционерным обществом.

1.обыкновенная – это акция, в составе прав которой имеется право голоса ее владельца на общем собрании акционерного общества;

2.привилегированная – это акция, владелец которой не имеет права голоса на общем собрании акционеров (кроме особых случаев, установленных законом). Владелец привилегированной акции имеет право на получение фиксированного дивиденда и/или ликвидационной стоимости. Ликвидационная стоимость есть стоимость, выплачиваемая при ликвидации акционерного общества.

Особенности привилегированной акции. Отсутствие права голоса сближает данную акцию с долговой ценной бумагой. Акционерное общество осуществляет выпуск такого рода акций в тех случаях, когда желает увеличить свой капитал в условиях каких-то затруднений с привлечением его в заемных формах, но без расширения круга акционеров, влияющих на процесс принятия управленческих решений, либо для решения иных специфических задач.

Важное ограничение: номинальная стоимость всех размещенных привилегированных акций по российскому законодательству не может превышать 25 % от уставного капитала акционерного общества.

Обычно привилегии включают:

-фиксированный размер дивиденда;

-фиксированный размер ликвидационной стоимости;

-первоочередное право на получение дивиденда и ликвидационной стоимости по сравнению с владельцем обыкновенной акции.

Если акционерное общество выпускает привилегированные акции с разным набором прав, то оно должно определить очередность выплаты дивидендов и ликвидационной стоимости и между этими типами привилегированных акций.

«Остаточное» право голоса на соответствующем общем собрании акционеров возникает у привилегированных акций в случаях:

1.когда решается судьба акционерного общества – при решении вопросов о реорганизации и ликвидации акционерного общества;

2.когда общество не выполняет своих обязательств по привилегированным акциям:

-желает ограничить или изменить права их владельцев путем изменения устава общества;

-не выполняет обязательств по выплате дивидендов или выплачивает их в неполном размере.

Виды привилегированных акций:

-простые (обычные) привилегированные – это привилегированные акции, не относящиеся к кумулятивным или конвертируемым;

-кумулятивные привилегированные – это привилегированные акции, по которым фиксированный дивиденд может накапливаться за ряд промежутков времени и выплачиваться в сроки, определенные уставом. По таким акциям дивиденд выплачивается раз в два или три года;

-конвертируемые привилегированные – это привилегированные акции, которые на установленных акционерным обществом условиях могут обмениваться (конвертироваться) в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов этого же общества. Необходимость и потребность в выпуске подобного вида акций может возникнуть, если общество, например, желая сделать свои акции более привлекательными на рынке, хочет дать акционерам возможность выбора между акциями с фиксированным и нефиксированным (плавающим) дивидендом.

 

 

43. Совет директоров в АО.

Двойное название «совет директоров — наблюдательный совет» акционерного общества, используемое в российском законодательстве, призвано конкретизировать сущность среднего звена управления, основополагающей функцией которого является осуществление лишь общего, а не непосредственного руководства деятельностью акционерного общества. В настоящем пособии используется только название «совет директоров» как наиболее распространенное на практике и в экономической литературе.

Совет директоров — это избираемый на определенный срок собранием акционеров коллегиальный орган управления, осуществляющий руководство деятельностью акционерного общества в период времени между ежегодными собраниями акционеров в соответствии с компетенцией, предоставляемой ему по закону и по уставу.

Обязательный характер избрания совета директоров. Совет директоров создается в обязательном порядке во всех акционерных обществах за исключением тех, в которых число акционеров — владельцев голосующих акций менее 50.

Если совет директоров не избирается, то его функции выполняет общее собрание акционеров. В последнем случае уставом общества должны быть определены лицо или орган, к компетенции которого будет отнесено решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и утверждении его повестки дня.

Цель и основные направления деятельности совета директоров. Конечной целью деятельности совета директоров является повышение стоимости акционерного общества, увеличение рыночных цен его акций, т. е. рост акционерного капитала.

Основными функциями совета директоров являются:

§ определение стратегии развития акционерного общества;

§ организация эффективной деятельности исполнительных органов общества;

§ контроль за деятельностью нижестоящих органов управления ак



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: