Научный руководитель Е.Г. Хоровинникова




старший преподаватель кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»

Самарского государственного технического университета

E-mail: khorovinnikova_eg@mail.ru

В данной статье проводится анализ современного состояния инфраструктуры дошкольных учреждений, а так же выявлены основные направления ее развития в современных условиях. Выявлены проблемы нехватки мест в детских садах и предложены методы их решения.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, инфраструктура дошкольных учреждений, инновационная деятельность, детский сад, реструктуризация, модернизация.

 

Социальная инфраструктура – это совокупность объектов, таких как предприятие, учреждение, организация, сооружения, которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения. Социальную инфраструктуру разделяют на 2 группы: социально-бытовую, которая направлена на удовлетворения потребностей человека как биологического существа, и социально-культурная инфраструктура, которая в свою очередь способствует удовлетворению духовных, интеллектуальных, качеств человека, формирует его личность. Социально-культурная инфраструктура охватывает здравоохранение, спорт, социальное обеспечение, образование и культуру. Рассмотрим более подробно социально-культурную инфраструктуру, в частности детских дошкольных учреждений, этапы её развития, изменения с советского периода до настоящего времени.

Детское дошкольное учреждение – это тип образовательного учреждения в РФ, в котором реализуются программы для детей дошкольного возраста по различным направлениям. Оно позволяет обеспечить обучение, воспитание, оздоровление и уход за детьми от 2 месяцев до 7 лет [2].

В числе дошкольных учреждений наиболее распространенным является детский сад. Основными задачами, такого учреждения является:

· охрана жизни и оздоровления детей;

· обеспечение личностного, интеллектуального, физического развития ребенка;

· приобщение детей к общественным ценностям;

· осуществление необходимой медицинской помощи в развитии ребенка.

Для развития инфраструктуры в детских дошкольных учреждения необходимо обеспечение качественного образования; развития технической базы, а так же повышение качества и развитие образовательных услуг; создание среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование; организация дистанционного образования.

Одним из направлений модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений является их реструктуризация. Реструктуризация – организация мероприятий, направленных на повышение уровня качества дошкольного образования в дошкольных учреждениях, при помощи привлечения финансовых, кадровых, материально-технических, информационных ресурсов, за счет присоединения детских садов к общеобразовательным учреждениям как структурных подразделений, в которых реализуются программы дошкольного образования, а также развитие негосударственных сетей детских дошкольных учреждений [2].

В РФ насчитывается около 45 тысяч детских садов, в которых воспитывается приблизительно 4,8 млн. детей. Но проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях является актуальной с самого начала XXI в и не перестает тревожить российских граждан. Стоит отметить, что система учреждений дошкольного образования на советском этапе своего развития в результате постоянного преодоления организационных, хозяйственных и кадровых недостатков была отлично налажена. К началу 1990-х гг. во всех сферах советского образования сложилось три самостоятельных системы. Первая система представляет собой, общественное воспитание детей дошкольного возраста. Вторая система, общее среднее образование. И наконец, третья, система профессионального образования. Такие системы полностью отвечали требованиям системности, так как в них присутствовала совокупность основных учебных образовательных программ, нормативные требования для каждого типа и уровня образования. Дошкольные образовательные учреждения постепенно стали незаменимым социальным институтом советской системы.

Здания дошкольных учреждений в советском периоде строились в основном по типовым проектам. Детские сады, в течение нескольких десятков лет совершенствовались по многочисленным проектным решениям, которые полностью соответствовали запросу общества. При формировании и проектировании зданий учитывалась вся совокупность факторов, влияющих на определение требований к их проектированию, то есть природно-климатические условия, социальные особенности регионов, и экономические возможности.

Примером могут послужить здания детских садов, построенных в 70‑х гг., где отсутствовали комнаты отдыха, присутствовало небольшое количество пространства для служебно-бытовых и хозяйственных помещений, не было музыкальных и спортивных залов. В зданиях постройки 1980‑х гг. так же не хватало зала для музыкальных и спортивных занятий, площадок для специализированных занятий с детьми в соответствии с новыми педагогическими программами. Для решения данной проблемы проводилась реконструкция, которая была связана с изменениями функциональной планировочной организации путем трудоемких, долговременных работ.

Современное проектирование детских дошкольных учреждений, значительно отличается от советской инфраструктуры. Модернизация детского дошкольного образования – одна из главных задач Правительства РФ. Целевая программа, принятая в 2011 году, предусматривает повышение качества образовательных программ, услуг, и улучшение зданий детских садов.

На протяжении последних десятков лет дошкольному образованию уделялось мало внимания. Детские сады находились на содержании местных городских, районных бюджетов и получали минимальную государственную поддержку, и в результате не могли обеспечить воспитанников качественными образовательными услугами. Модернизация инфраструктуры детского сада представляет собой обновление материально-технической базы в соответствии с требованиями нормативных документов.

Капитальный современный ремонт помещений и прогулочных площадок, является необходимым условием улучшения технической базы детского дошкольного учреждения. Ремонт электросетей, проводки, замена старых деревянных окон и другие мероприятия позволят обеспечить комфорт и уют для детей в детском саду. Увеличение площади зданий и территорий детских садов осуществляется с помощью: строительства новых зданий, возведения дополнительных этажей, перепланировки внутренних помещений.

Соблюдение и выполнение перечисленных выше мероприятий позволит создать дополнительные места в детских садах, тем самым решит проблему дефицита мест. В целях улучшения материально-технической базы учреждения детских садов оснащаются современным оборудованием.

Современное оборудование включает в себя: компьютеры, интерактивные доски, электронные книги; спортивные и игровые комплексы; современная мебель; оздоровительные комплексы, солевые комнаты, фитобары.

Материально-техническая база, так же предусматривает, современное кухонное, прачечное и медицинское оборудование, которое отвечает требованиям Министерства здравоохранения РФ; транспорт для перевозки детей и педагогов на различные мероприятия; охранно-пожарное оборудование, системы видеонаблюдения и оповещения в экстренных ситуациях, обеспечивает надежную безопасность для воспитанников; энергосберегающее оборудование.

Внедрение инноваций в деятельность детских дошкольных учреждениях, предусматривает оснащение современными компьютерами и компьютерными программами обеспечивающие доступ в Интернет, применение мультимедийных, электронных образовательных ресурсов, автоматизированный учет продуктов питания, повышение квалификации педагогов. Развитие дошкольного образования охватывает все стороны деятельности учреждения, любые изменения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя и здания в целом.

Введение инновационных процессов в детских дошкольных образовательных учреждениях помогает воспитывать и обучать детей в соответствии с изменениями технологий нового времени. Так же и педагог должен соответствовать современным условиям, обучаться новым воспитательным программам, искать интересные способы обучения, которые будут интересны современным детям. Не смотря на то, что детские дошкольные учреждения с каждым годом усовершенствуются, нехватка мест в детских садах является на сегодняшний день одной из актуальных проблем.

На начало 2015 года в очереди в муниципальные дошкольные учреждения города Самара стояли 16759 детей в возрасте от 2 до 7 лет, из них 9369 – это дети от 1,5 до 3 лет. В 2016 году, количество детей значительно уменьшилось и составляло 18573 и 9650 соответственно. Сейчас наблюдается демографический подъем, каждый год численность детей увеличивается примерно на 1-1,5 тыс. чел.

Таблица 1

Численность населения Самарской области по полу и возрасту на начало 2016 года, человек [1].

Возраст Все население Городское население Сельское население
Муж. и жен. Муж. Жен. Муж. и жен. Муж. Жен. Муж. и жен. Муж. Жен.
                   
                   
                   
                   

 

Например, в 2015 году родилось 23 тыс. малышей, а в 2016 г. показатели увеличились до 40,7 тыс. чел. Поэтому родители ставят в очередь в детские сады, детей с самого рождения. В советское время очередей в садах не было, так как только 70% детей обучались в детских садах, а все остальные воспитывались дома с родителями. На сегодняшний день ситуация крайне изменилась, практически 100% детей, родители записывают в очередь в детские сады.

Государственные детские сады не способны справится с большим количеством детей, и в результате государство приняло решение спонсировать частные детские сады во многих районах России. Многие частные детские сады заключили договор с государственные контракты, по которым они смогут получать денежные выплаты и на эту сумму уменьшать стоимость нахождения ребенка в детском саду. Сейчас стоимость места в дошкольном образовательном учреждении равна 14 тыс. руб., а если сад будет получать дотации из государственного бюджета, то данная сумма значительно сократится.

Так же наиболее важной проблемой уже много лет остается проблема кадрового обеспечения дошкольных учреждений. Детские сады сталкиваются с проблемой нехватки воспитателей, помощников воспитателей – нянь, так как их труд оценивается низкой заработной платой, которая составляет примерно 15 тыс. руб. и 7 тыс. руб. Проблему с низкой заработной платой сотрудников дошкольных образовательных учреждений можно решить, если осуществить переход детских садов на новую форму работы, когда руководители детских садов смогли бы направлять средства, выделенные городской администрацией, на финансирование своих сотрудников. Однако единственным возможным путем получения таких денежных средств остается оказание платных услуг, оплата которых ложится на плечи родителей воспитанников.

Еще одним немало важным фактором является низкое финансирование дошкольных учреждений. А именно, многие детские сады нуждаются в качественных детских площадках с современной техникой и оборудованием в медицинских кабинетах и спортивных залах.

 

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: