ОАО «Томское пиво» сегодня




 

Возрождение завода с перерывом в 100 лет вновь связанно с немецкой династией. Всё, что произошло на предприятии за последние десятилетия, связанно с именем Ивана Григорьевича Кляйна, талантливого и далеко смотрящего вперёд руководителя.

В период с 1993 по 2003 годы завод был полностью реконструирован: установлено новое, более совершенное оборудование производства Германии, Швеции, Италии, установлен строгий контроль над сырьем, запущены новые линии розлива (ПЭТ и алюминиевая банка). Оснащение подобного класса сегодня имеют крупнейшие российские предприятия и ведущие пивоварни Германии, Великобритании, США и Японии. Символическим завершением цикла модернизации стал выпуск пива под маркой «Большое пиво». Всего за год, это пиво заняло 80% сегмента рынка ПЭТ в Томске. А за два года стало лидером продаж в Новосибирской и Кемеровской областях. В 2000 году ОАО "Томское пиво" стало первым пищевым предприятием в Западной Сибири, кто успешно прошел сертификацию по системе качества ISO 9002.

В традициях завода «Томское пиво», ещё со времён Крюгеров, было и остаётся воспитание культуры пития пенного напитка. С этой целью в 2001 году ОАО «Томское пиво» открыли ресторанно - гостиничный комплекс Дом Пива «У Крюгера».

С 2006 года ОАО «Томское пиво» вышло за рамки мелкого и среднего бизнеса и превратилось в крупное предприятие с мощностями 20 млн. декалитров пива в год и численностью постоянно занятых работников около 700 человек.

Продукция "Томского пива" занимает около 1% рынка пива России, 7% рынка Сибирского федерального округа. Основная география продаж - это Западносибирский регион, а также Урал и Дальний восток.

В фонде ОАО «Томское пиво» более 150 наград с Сибирских, Всероссийских и Международных выставок. «Томское пиво» получает награды за качество продукции, эффективность управления, вклад в экономику страны, возрождение традиций пивоварения и другие.

Одним из ключевых принципов ОАО «Томское пиво» является постоянное развитие. Для этого постоянно ведётся сотрудничество с ведущими зарубежными экспертами в области производства пива.

И по сей день «Томское пиво» развивает традиции немецких пивоваров, делая акцент на качество продукта и профессионализм людей, которые этот продукт создают. Современная эффективная система управления заводом освобождает руководству время на развитие новых проектов и направлений деятельности компании.

Внутренняя и внешняя среда

К внутренней среде относят саму фирму, ее подразделения и службы, стратегию развития, товарный ассортимент; научный потенциал, людские ресурсы, квалификацию кадров; финансовое положение фирмы; технологические и технические возможности. Анализ внутренней среды служит основой для принятия маркетинговых решений.

Проведем анализ внутренней среды ОАО «Томское пиво».

Сейчас россияне все чаще жалуются на отсутствие экономической и социальной стабильности, на неуверенность в завтрашнем дне, на ощущение некого «безвременья». И с грустью вспоминают те далекие времена, когда коллективы предприятий были, что называется, единой семьей: вместе работали, вместе отдыхали, искренне радовались достижениям своих коллег, а в случае необходимости подставляли плечо тем, кому приходилось трудно. Действительно, подобное сегодня редко где встретишь. Но в нашем городе есть предприятие, которое, несмотря ни на какие экономические кризисы, стабильно развивается, наращивает обороты, а главное - делает все, чтобы люди, работающие на нем, чувствовали себя уверенно, ощущали поддержку руководства и коллектива и с радостью начинали каждый рабочий день.

Особое внимание следует уделять условиям труда персонала, убеждено руководство «Томского пива». Здесь в ход идет все хорошее, что было придумано управленцами, в том числе и из советских времен. На предприятии существует коллективный договор, предусматривающий 13-е зарплаты, выплаты за выслугу лет, ежемесячные и ежеквартальные премирования, чествования к дню рождения сотрудников, предоставление санаторно-курортных путевок работникам и их детям. Набор более чем солидный, и один только трудовой договор приносит работникам до 25% дополнительной заработной платы. Есть на территории и доска почета, а на выходе с территории завода - огромная надпись «Спасибо за труд!».

Организационная структура фирмы линейная, основное руководство осуществляет генеральный директор. В структуру предприятия входят главные сотрудники:

- по работе с персоналом;

- по качеству и снабжению;

- по маркетингу и сбыту;

- по связям с общественностью;

- по капитальному строительству;

- главный инженер;

- главный бухгалтер.

Одним из проектов, направленных на укрепление конкурентной позиции компании является:

1) переоборудование и ремонт завода;

2) внедрение современных технологий;

3) управление ассортиментом компании соответственно спросу потребителей.

Управление ассортиментной политикой компании позволит сформировать ассортимент, полностью отвечающий потребностям покупателей, что повысит объем продаж продукции не менее чем на 10%.

Внедрение современной технологии, переоборудование и ремонт повысит привлекательность среди потребителей, а значит, увеличит объем продаж. По оценкам специалистов компании увеличение объема продаж должно составить не менее 15%.

Кадровая политика ОАО «Томское пиво» направлена на развитие, совершенствование персонала и комплектование предприятия квалифицированными кадрами.

По состоянию на 31.12.2008 г. на ОАО «Томское пиво» числилось 682 чел., в том числе 604 чел. заняты в основной деятельности, 78 чел. - в непромышленной сфере.

 

Таблица.

Структура персонала ОАО «Томское пиво» по категориям (чел)

Категория/год На 1.01.2007 На 1.01.2008 На 1.01.2009
Руководители и специалисты      
Рабочие      
Служащие      
Всего      
Текучесть кадров 11,8% 15% 19,2%

 

Прирост численности персонала связан с необходимостью расширения штатов отдела сбыта, торговли, приобретением транспортных средств.

 

Таблица.

Возрастной состав персонала ОАО «Томское пиво»

Возраст/год На 1.01.2007 На 1.01.2008 На 1.01.2009
До 30 лет      
30-50 лет      
Старше 50 лет      
Всего      

Основную долю – 45 % составляет персонал в возрасте от 30 до 50 лет; 31% до 30 лет. Средний возраст составляет 39 лет.

 

Таблица.

Квалификационный состав персонала ОАО «Томское пиво»

Образование/год На 1.01.2007 На 1.01.2008 На 1.01.2009
Высшее профессиональное      
Среднее профессиональное      
Начальное профессиональное      
Среднее      
Неполное среднее      
Всего      

 

50 % имеют высшее профессиональное и среднее профессиональное образование.

Прием на работу, как правило, осуществляется на конкурсной основе с испытательным сроком от одного месяца до трех. Вновь принятые работники проходят стажировку под руководством опытного наставника, после чего квалификационная комиссия присваивает работнику разряд.

 

Таблица

Характеристика внешней среды ОАО «Томское пиво»

Фактор внешней среды Содержание фактора Влияние на систему
1. Потребители Мужчины, женщины. С низким уровнем дохода, со средним уровнем дохода, с высоким уровнем дохода. Постоянное увеличение ширины и глубины ассортимента.
2. Конкуренты Сеть магазинов от производителей, крупные торговые комплексы. Снижение уровня цен; постоянное повышение качества товара; постоянное расширение спектра товаров; внедрение прогрессивных форм оплаты.
3. Общественность Финансовые учреждения, СМИ, государственные учреждения, гражданские общества, местные жители, широкая публика, внутренние контактные аудитории. Помощь детским домам, малоимущим семьям, потерпевшим в стихийных бедствиях или жертвам чрезвычайных ситуаций.

Проследим влияние на элементы системы «организация» одного из факторов внешней среды, например, роста числа конкурентов.

Увеличение числа конкурентов вызывает усиление конкуренции, как следствие этого может быть:

- снижение цен на реализуемую магазинами продукцию;

- повышение качества продукции;

- расширение спектра сопровождающих продажу продукции;

- внедрение прогрессивных технологий;

- внедрение прогрессивных форм оплаты товара (кредит, рассрочка).

Таким образом, изменение одного элемента вызывает изменения во всей цепочке взаимосвязей системы.

В нашем случае изменение такого фактора внешней среды, как усиление конкуренции вызовет изменение всех элементов гетерогенной системы, а именно: ресурсов, запасов, источников, возможностей организации.

Рассмотрим пример изменения другого фактора – поставщиков. Снижение объемов производства главными отечественными поставщиками вызовет необходимость закупки товара у зарубежных производителей. Это приведет к удорожанию товара → снижению спроса на товар → снижению объемов продаж ОАО «Томское пиво» → снижению источников средств → росту залежалых товарных запасов и расходов по их хранению, распродаже → снижению прибыли предприятия.

 

Анализ рынка

В период с 1993 по 2003 годы завод был полностью реконструирован: установлено новое, более совершенное оборудование производства Германии, Швеции, Италии, установлен строгий контроль над сырьем, запущены новые линии розлива (ПЭТ и алюминиевая банка). Оснащение подобного класса сегодня имеют крупнейшие российские предприятия и ведущие пивоварни Германии, Великобритании, США и Японии. Символическим завершением цикла модернизации стал выпуск пива под маркой «Большое пиво». Всего за год, это пиво заняло 80% сегмента рынка ПЭТ в Томске. А за два года стало лидером продаж в Новосибирской и Кемеровской областях. В 2000 году ОАО "Томское пиво" стало первым пищевым предприятием в Западной Сибири, кто успешно прошел сертификацию по системе качества ISO 9002.

В традициях завода «Томское пиво», ещё со времён Крюгеров, было и остаётся воспитание культуры пития пенного напитка. С этой целью в 2001 году ОАО «Томское пиво» открыли ресторанно - гостиничный комплекс Дом Пива «У Крюгера».

С 2006 года ОАО «Томское пиво» вышло за рамки мелкого и среднего бизнеса и превратилось в крупное предприятие с мощностями 20 млн. декалитров пива в год и численностью постоянно занятых работников около 700 человек.

Продукция "Томского пива" занимает около 1% рынка пива России, 7% рынка Сибирского федерального округа. Основная география продаж - это Западносибирский регион, а также Урал и Дальний восток.

Анализ потребителей позволяет получить подробные сведения о существующих группах покупателей, мотивах совершения покупок. Цель такого изучения - определить для компании сегмент наиболее интересных из потенциальных потребителей и использовать эту информацию при разработке стратегии маркетинга.

Опрос показал, что потребители пива в целом не имеют особых отличий от "среднего" жителя Томска, что естественно, т.к. пиво - общедоступный товар. В отношении рода занятий представители рынка пива специфики не имеют, за исключением пониженной доли пенсионеров. Различия проявляются при анализе особых категорий потребителей пива. Как показал опрос, Томский рынок пива - это 40% взрослых (16 лет и старше) горожан. Это означает, что двое из каждых пяти томичей пьют этот напиток хотя бы несколько раз за теплый сезон.

 

Таблица

Частота употребления пива в теплое время года

Частота употребления пива в теплое время года: Доля, %
Почти каждый день, каждый день 6%
Несколько раз в неделю 11%
Несколько (4-5) раз в месяц 13%
Несколько раз за сезон 10%
Вообще не пью пиво 60%

 

Как ни удивительно, но в холодное время года частота употребления пива снижается слабо - всего лишь с 40% до 36%. Другими словами, пьющие пиво летом обычно не отказывают себе в этом напитке и зимой. Меняется объем потребления этого напитка.

 

Таблица

Частота употребления пива в холодное время года

Частота употребления пива в холодное время года: Доля, %
Почти каждый день, каждый день 2%
Несколько раз в неделю 8%
Несколько (4-5) раз в месяц 13%
Несколько раз за сезон 13%
Вообще не пью пиво 64%

 

Анализ приведенных выше ответов показал, что 41% потребителей пьют пиво летом чаще, чем зимой. Однако резкого падения частоты все же не происходит: зимой люди чаще всего склонны либо вообще не изменять своим


летним привычкам, либо отступать совсем немного.

Проведенный опрос на улицах г. Томска на предмет выявления потребностей на пивном рынке. Вопрос, задаваемый на улицах: «Какой тип пива вы предпочитаете?». В среднем было опрошено около 200 человек разного пола и возрастной категории. В результате получилась следующая картина.

 

Рисунок – Диаграмма предпочтения типа пива (процент от числа респондентов, употребляющих пиво)

 

Из диаграммы можно сделать вывод, что наиболее популярным типом пива среди томичей является обычное светлое пиво. Его пьют чаще всего 70% потребителей. На долю темного пива приходится около 10% предпочтений, с пониженным содержанием алкоголя — 11%, с высоким содержанием алкоголя — 7%. При этом обычное светлое пиво одинаково активно употребляют и мужчины, и женщины. Пиво с пониженным содержанием алкоголя следует считать преимущественно женским продуктом, в то время как пиво с высоким содержанием алкоголя — мужским продуктом.

Результаты опроса еще раз подтвердили тот факт, что большинство любителей пива (76%) предпочитают его распивать в свободное время дома, в кругу семьи или друзей, или в гостях. Значительно реже пиво употребляется в барах или ресторанах — только 10% респондентов чаще всего пьют пиво в таких местах. На улице предпочитают пить пиво 4,1% респондентов,а во время отдыха на природе — 3%. В остальных местах пьют пиво менее 3% любителей этого напитка.

 

Рисунок 2.4 - Диаграмма предпочтительных мест употребления пива

 

Активные потребители чаще, чем представители других групп пьют пиво вне дома: в барах, ресторанах и на работе. Умеренные потребители чаще, чем другие, пьют пиво на природе или на улице. Пассивные потребители пьют пиво в основном дома или в гостях, в других местах — намного реже, чем активные и случайные потребители.

Проведя опрос, в пивных барах и на улицах Томска можно вывести следующий сегмент потребителей.


Таблица

Анализ потребителей

Потребители по полезным свойствам Потребители по демографическому признаку Потребители по поведенческому признаку Потребители по психографическому признаку Популярные фирмы
Экономия (низкая цена)   Большие семьи, домохозяйки, пенсионеры, временно безработные Активные пользователи Люди с консервативными вкусами Те, производители у которых цена наиболее приемлемая (низкая)
Качество Деловые люди, имеющие постоянное место работы Активные пользователи Активные, уверенные в себе люди По приемлемости цены, имеющиеся в продаже
Соответствие модным тенденциям Молодежь, до 30 лет, студенты и служащие Любители авангарда, новаторы, экспериментатор. Общительные, независимые, стремящиеся к достижению целей «Томское пиво», импортные производители

 

Сегментация рынка продукции ОАО «Томское пиво» г. Томска представлена в следующем виде:

40% - люди со средним достатком, рабочие и служащие, интенсивность покупок – высокая, акцентируют внимание на качестве продукта, многие следуют такой политике как «поддержание Российского товаропроизводителя», предпочитают посещать магазины в вечернее время.

20% - «малоимущие» (рабочие и служащие), интенсивность покупок – средняя, для этой категории людей характерно внимание к соотношению цена-качество.

35% - студенты, интенсивность – высокая, также не маловажно соотношение цены-качества, соответствие модным тенденциям.

5% - «наиболее обеспеченные», в основном руководители, интенсивность – ниже средней, внимание уделяется престижности торговой марки, ее известности.

Исходя из вышеприведенных сегментов, можно определить,что продукция ОАО «Томское пиво» пользуется спросом у достаточно широкого и разнообразного круга потребителей.

 

Результаты изучения потребителей:

 

Покупатели с высоким доходом приобретают более качественные и дорогие сорта пива. Однако уровень доходов потребителей практически не влияет на структуру потребления алкогольных напитков, а корреляция между размером дохода и количеством потребляемого пива незначительна. Были сделаны выводы, что основные слагаемые успеха в пивном бизнесе зависят от правильной сегментации потребителей. К влияющим факторам относятся: страна - производитель пива, предпочитаемые сорта, цвет пива, его крепость, цена, социально-демографические характеристики потребителей.

Основной объем покупок пива (около 85%) приходится на 40% его потребителей. Это группа представлена, как правило, молодыми мужчинами (20 - 35 - лет).

Доля "новаторов" составляет около 8% среди всех групп потребителей пива. Около половины всех потребителей пива могут выбрать другие подходящие сорта пива при отсутствии предпочитаемого вида.

Для ОАО «Тоимское пиво» имеет первостепенное значение работа со сбытовой сетью. Для рынка пива более преимущественна стратегия "проталкивания" товара через торговую сеть перед стратегией "вытягивания" товара, основанной на требованиях потребителей.

В настоящее время Томский рынок пива является подготовленным к смене предпочтений потребителей. На нем появляется много ранее неизвестных дешевых сортов пива, которые в результате успешно находят свой сбыт. Продукция компании ОАО «Тоское пиво» направлена в основном на активного потребителя, предпочитающего пить пиво в барах, ресторанах, кафе.

Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя.

Конкурентоспособность и качество, концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары. Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего маркетинга.

Главными конкурентами ОАО «Томское пиво» по выпуску слабоалкогольной продукции являются такие крупные компании как:

- Компания «Балтика»;

- Компания «Сан Инбев»;

- Компания «Хайнекен»;

- Компания «Саб Миллер»

- Компания «Эфес» и т.д.

За небольшой срок своего существования новые производители смогли охватить солидную часть рынка. Сегодня, по оценкам «Business Analytica», на каждого жителя в России приходится примерно 30 литров. России есть куда стремиться. Потребление пива в России запросто можно довести до среднеевропейского. Конечно, до уровня Чехии, где пьет очень много, России дойти трудно, но Англию, где на каждого жителя приходится примерно 80 литров пива в год, достигнуть можно. Эксперты компании, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет продолжаться бесконечно, и поэтому стараются не переоценивать свои возможности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что основными конкурентами пива, производимого ОАО «Томское пиво» в России и в частности продаваемого в г. Томске являются марки: «Балтика», «Сан Инбев», «Хайнекен», «Саб Миллер», «Эфес» и т.д.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: