ГЛАВА III. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ




Методы: 1) Опрос 2) Анкетирование 3) Анализ

Для определения уровня экологической грамотности респондентов был проведен опрос учащихся школы по следующим вопросам:

1. Что такое нерациональное использование природных ресурсов?

2. Можно ли сказать, что ваша семья экономно расходует природные ресурсы?

3. Знакомы ли вы с понятием «экологический след»?

4. Рассчитывали ли вы собственный экологический след?

Применяемая Глобальной сетью методика расчета универсальна, но сложна и применяется для расчета экологического следа населения городов, стран, континентов. А для того, чтобы каждый из нас мог рассчитать свой экологический след, разработана анкета, включающая в себя ряд вопросов о размере жилплощади, виде используемой энергии, питании и пр. (Приложение 1). Именно такая анкета была предложена школьникам. Перечень вопросов, предлагаемых в ней, охватывает все сферы нашей жизни: размер жилья, вид используемой для отопления энергии и бытовые привычки в отношении электроприборов, используемый ежедневно и для прибытия в зону отдыха транспорт, пищевые привычки, использование воды и бумаги и обращение с бытовыми отходами. При ответе на тот или иной вопрос анкеты респондентам начисляются баллы.

ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫИ ОБСУЖДЕНИЯ:

Всего в опросе (4 вопроса) приняли участие 334 человек. Учащиеся 5 -11 классов. В результате было установлено:

1. 100% опрошеных знают, что такое нерациональное использование ресурсов.

2. 25% опрошеных считают, что их семья экономно расходует природные ресурсы.

3. 12% опрошеных знакомо понятие «экологический след».

4. 8% опрошеных производили расчет собственного экологического следа.

С целью расширения экологических знаний школьников были проведены беседы «Экологический след и Концепция устойчивого развития».

Среди обучающихся 5-10 классов (334 человека) ГБОУ СОШ № 276 в октябре-декабре 2019 года было проведено исследование экологического следа путем анкетирования / Приложение 1/.

Классы              
Кол-во опрошенных              
Средний показатель 4,6 4,4 4,5 4,9 5,5 5,1 5,3
Наименьший показатель 2,2 2,8 2,6 2,7 3,0 2,8 3,1
Наибольший показатель 7,6   8,1 7,5 7,7 7,6 8,0

По данным таблицы можно рассчитать средний показатель экологического следа по школе. Он составляет 4,9га, что значительно лучше общероссийского показателя (5,69). Я думаю, что связано это с тем, что в нашей школе регулярно проводится сбор макулатуры (раз в четверть) в котором принимают участие все классы. На территории школы находится контейнер для сбора отработанных батареек и пластиковых крышек. Ежегодно в нашей школе проводятся экологические конкурсы и викторины, дефиле костюмов из вторсырья, а так же информационно-ознакомительные беседы в рамках декады экологии. Все эти мероприятия влияют на формирование экологической культуры учащихся нашей школы.

Для определения сфер жизни, которые наносят наибольший ущерб окружающей среде, была составлена таблица, где приведены максимально возможные и средние значения по каждой из сфер по классам.

Сферы жизни Макс. возможное значение (баллы) 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Среднее значение
Жилье   13.3 12,8 13,4 13,2 13,3 13,1 13,6 13,2
Энергия   107,5 106,1 105,4 108,5 112,1 109,7 111,6 108,7
Транспорт   107,3 104,4 109,1 112,1 109,7 111,6 110,4 109,2
Питание   64,1 67,4 65,4 66,1 67,5 67,3   66,5
Вода и бумага   18,5 19,4 17,6 18,9 17,1 19,3 19,1 18,5
Бытовые отходы   75,5 76,1 74,1 80,4   81,3 79,5 77,7

 

На примере данной таблицы мы видим, что наибольший вклад в экологический след вносит потребление энергии и использование транспорта, а наименьший – жилье и использование воды и бумаги.

Для определения воздействия моей семьи на окружающую среду был произведен расчет экологического следа у 4 ее членов

  Мама Папа Сестра (9 лет) Я
Экологический след 4,1 5,2 4,4 4,1
Средний показатель в семье 4,45

Средний показатель экологического следа моей семьи ниже общероссийского 4,45 <5,69 на 1,24га. Причиной этого является то, что в нашей семье практикуется раздельный сбор мусора (бумажные отходы сдаются в макулатуру, батарейки – в специальные экобоксы, а пищевые отходы идут на компост для дачного участка). Так же большую роль играет то, что мы живем рядом со школой, поэтому не приходится использовать транспорт. Передвижение в школу и магазины производится пешком. Только папа добирается до работы на автомобиле. В отпуск мы ездим на автомобиле, а не на самолете.

Сферы жизни Макс. возможное кол-во баллов Мама Папа Сестра (9 лет) Я Среднее значение
Жилье            
Энергия            
Транспорт           13.5
Питание            
Вода и бумага            
Бытовые отходы            

В моей семье наибольший вклад в размер экологического следа вносит сфера питания. Это связано с тем, что мы часто едим мясо. Меньше всего баллов в сфере вода и бумага, т.к. все члены семьи принимают душ вместо ванны. Так же все бумажные отходы мы складываем в специальную коробку, которую потом сдаем в макулатуру.

ГЛАВА V. ВЫВОДЫ:

1) В ходе написания работы была изучена информация об экологическом следе и методике его определения в литературных источниках и в интернете. Этому посвящена глава «Литературный обзор» нашей работы.

2) На основе опроса 334 учащихся нашей школы было выявлено, что большинство из них не имеют представления о том, что такое экологический след и никогда его не высчитывали. Поэтому мы провели беседы с целью повышения их экологической грамотности по данному вопросу.

3) В ходе вычислений мы получили достаточно невысокий показатель экологического следа в моей семье (он ниже среднего по школе на 0,45; Санкт-Петербургу на 2,85; общероссийского на 1,24), что свидетельствует о высоком уровне экологической культуры в семье.

4) На основе перечня рекомендаций (см. литературный обзор), затрагивающих все сферы жизни, нами был составлен список наиболее простых рекомендаций, которые сможет выполнить любой учащийся и которые помогут ему в уменьшении «экологического следа»:

· всегда выключайте телевизоры, компьютеры и прочие приборы, которые потребляют энергию даже в «спящем» режиме;

· не оставляйте включенными зарядные устройства после их использования;

· обязательно выключайте свет, если в нем не нуждаетесь;

· если вы учите уроки за столом в темное время суток, включайте только настольную лампу;

· следите за чистотой своих окон и максимально используйте дневной свет;

· чаще ходите пешком;

· вместо частых приемов ванн, ограничьтесь быстрым душем;

· закрывайте кран, если не используете воду;

· чтобы ополоснуть рот достаточно стакана с водой. Используйте стаканчик при чистке зубов;

· возьмите за правило сортировать бытовой мусор;

· покупайте столько еды, сколько сможете съесть;

· покупайте вещи, которые вам действительно нужны.

5) Нами была составлена и тиражируется для распространения среди школьников информационная брошюра «Экологический след школьника и возможности его сокращения».

6) Была подготовлена статья «Экологический след современного школьника», которую мы передали в редакцию местной газеты «Новый Красносел»

7) Проанализировав полученные результаты, мы видим, что средний показатель экологического следа по школе (4,9) ниже среднего по России (5,69) и по Санкт-Петербургу (7,3), что не может не радовать. А значит наша гипотеза не подтвердилась.

При анализе анкет становится понятно, что больше всего на размер экологического следа влияют такие сферы, как потребление энергии и использование транспорта. Самое большое количество баллов – 100 - «стоит» бытовой мусор. Но, сдавая бутылки, макулатуру, консервные банки, сортируя пластиковый мусор, вторично используя пластиковую упаковку, можно уменьшить свой экологический след на 0,7 гга.

Отсюда ясно, что чем больше мы потребляем — тем больше наш экологический след. Уменьшить его значит дать шанс себе и другим людям не увидеть глобального экологического бедствия. Экологический след позволяет определять ежегодную ситуацию не только на планете, в стране или городе, но и выяснять экологический след вашей организации и даже вашего домашнего хозяйства.

Список литературы:

1. Ермаков А.С., Ермаков Д.С. Что такое устойчивое развитие// Химия и жизнь. 2012. №11. С. 24-29.

2. Ермаков Д.С., Славинский Д.А., Черникова С.А. Наш экологический след // Экология и жизнь. 2011. № 2. С. 38–41

3. Экологический след человека. Электронный ресурс. Режим доступа [https://ru.wikipedia.org/wiki Экологический_след]

4. Аткиссон, А. Как устойчивое развитие может изменить мир / А. Аткиссон. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.

5. Ермаков Д.С. Статья «Наш экологический след». Программа сотрудничества в области устойчивого развития и экологического менеджмента / Д.С.Ермаков, Д.А.Славинский, С.А.Черникова, Санкт-Петербургский государственный университет.–2010.

6. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б., Экологические основы природопользования. 2014

7. Лорентзен И., Хойстад Д.А., Насырова А.Р., Энергия и окружающая среда. 2014

8..Маврищев В.В. Основы экологии. - Минск: Высшая школа, 2006

9. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание, 2001

10. https://www.belyelebedi.lt/index.php/ru/statji/97-ekologsled

11. https://ecoportal.ru/ Всероссийский экологический портал.

12. Экологический след субъектов Российской Федерации. https://new.wwf.ru

13. https://research-journal.org

14. Славинский Д.А., Черникова С.А. Экологический след России и россиян

15. https://wwf.ru/upload/iblock/61e/footprint2017_pages_web.pdf

Приложения

Приложение1

Анкета «А какой экологический след оставляете вы?

Если вы хотите узнать, какой экологический след лично у вас, ответьте на вопросы теста. Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

  Жилье  
1 1. Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7
1.2 Большая, просторная квартира +12
1.3 Коттедж на две семьи +23
  Полученные очки за первые три вопроса разделите на то количество людей, которое живет в вашей квартире или в вашем доме  
2. Использование энергии  
2.1 Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45
2.2 Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2
2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75
2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды -10
2.5 Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5
2.6 Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10
2.7 Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10
  Транспорт  
3.1 На работу выездите городским транспортом +25
3.2 На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3
3.3 Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45
3.4 Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75
3.5 В последний отпуск вы летели самолетом +85
3.6 В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10
3.7 В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20
  Питание  
4.1 В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2
4.2 Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14
4.3 В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5
4.4 Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50
4.5 Вы едите мясо три раза в день +85
4.6 Предпочитаете вегетарианскую пищу +30
  Использование воды и бумаги  
5.1 Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2 Вы принимаете ванну один-два раза а неделю +2
5.3 Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4 Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5 Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
5.6 Иногда вы берете книги в библиотеке или у знакомых -1
5.7 Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
5 8 Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5
  Бытовые отходы  
6.1 Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе: +100
6.2 За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15
6.3 выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17
6.4 Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.5 Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6 Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15
6.7 Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5

 

Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Подводим итоги:

Разделите полученный результат на сто, и Вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: