Подготовительные упражнения




Прием подачи

Прием подачи— технический прием, от которого за­висит дальнейший ход игрового эпизода. Ошибки, допу­щенные здесь, немедленно приводят к потере очка. Пло­хой прием затрудняет развитие атаки. Из-за сложности выполнения прием подачи требует особого подхода при обучении и должен занять одно из главных мест в трени­ровочной работе. Техника выполнения приема подачи за­ключается в следующем.

Определив способ подачи соперника, волейболист принимает положение готовности—ноги на ширине плеч, одна на 20—30 см впереди другой, незначительно согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки согнуты в локтях, взгляд направлен на подающего игрока (рис., кадр 1). После подачи, определив направление, траекторию и скорость полета мяча, волейболист, при­нимающий подачу, быстро перемещается к месту падения мяча и принимает исходное положение— руки, туловище и ноги расположены в зависимости от избранного способа приема мяча. Игрокам, перед приемом подачи стоящим в зонах 4 и 5, рекомендуется занимать положение— левая нога выдвинута несколько вперед, а игроки, стоящие в зонах 2 и 1, выдвигают несколько вперед правую ногу.

При приеме подачи двумя руками сверху, когда мяч движется со средней скоростью, сгибание ног в голено­стопных и коленных суставах, а туловища — в тазобед­ренном суставе увеличивается. Угол между туловищем и плечом уменьшается, предплечья опускают несколько ни­же. Такое расположение рук обусловлено более пологой траекторией полета мяча после подачи (кадр 2). При большой скорости полета мяча или при планирующей подаче волейболист еще больше сгибает ноги, туловище несколько отклоняет назад (о. ц. т. тела находится за опорой— кадр 3) и, выполнив передачу, приседая, пере­катывается на спину.

При приеме подачи двумя руками снизу в исходном положении ноги согнуты в коленных и голеностопных су­ставах, туловище незначительно наклонено вперед, руки выпрямлены и направлены вперед-вниз, предплечья супинированы (кадр 4). Мяч принимают на предплечья, бли­же к кистям, ноги и туловище выпрямляют. С увеличением скорости полета мяча встречное движение рук за­медляется.

Поскольку прием подачи — сложный элемент техники, способ выполнения которого может меняться в зависимос­ти от способа подачи и ее тактической направленности, то занимающийся должен усвоить следующее:

чем быстрее принимающий подачу игрок определит способ ее выполнения, тем скорее он сможет принять пра­вильное положение готовности;

чем раньше будут определены направление, траекто­рия и скорость полета мяча после подачи, тем больше бу­дет времени на перемещение навстречу мячу, принятие исходного положения и выбор способа приема подачи;

игрок, принимающий подачу, заранее предполагает направление передачи мяча;

качество передачи мяча после подачи зависит от свое­временного и правильного принятия исходного поло­жения;

когда мяч летит с малой скоростью по высокой траек­тории, целесообразнее принимать и передавать его двумя руками сверху—тогда передача точнее;

когда мяч летит с большой скоростью на уровне пояса, то лучше принимать его двумя руками снизу; этот прием позволяет игроку оставаться в опорном положении, что дает возможность быстро включаться в игровые дей­ствия, однако точность передачи, как правило, несколько снижается;

при приеме подачи двумя руками сверху следует сог­нуть ноги в коленных и голеностопных суставах больше, чем при выполнении второй передачи, пальцы рук не­сколько напряжены. Если мяч летит быстро, то можно принять подачу с падением-перекатом на спину. Для это­го волейболист выходит под мяч, тазобедренный сустав находится на уровне коленного, о. ц. т. тяжести тела опу­щен вниз и смещен за опору. Мяч принимают в безопор­ном положении, туловище несколько отклоняют назад, активным движением руками направляя мяч вперед-вверх, после чего следует группировка и падение-перекат на таз — спину. Во избежание травм при перекате на спи­ну руки в стороны-назад для упора выставлять не реко­мендуется, голову следует наклонять вперед;

при приеме подачи двумя руками снизу следует при­нимать более низкую стойку. Руки при приеме подачи опущены несколько ниже, чем обычно. Сгибание рук в локтевых суставах не допускается.

Движение рук на­встречу мячу минимально и уменьшается по мере увели­чения скорости полета мяча. К стремительно летящему мячу выставляют предплечья и в момент касания его ру­ки чуть отводят назад, амортизируя удар.

Для того чтобы успешно принять подачу, учащийся должен уметь:

выполнять передачу мяча двумя руками сверху как на месте, так и после перемещений, а также с падением-перекатом на спину;

выполнять передачу мяча двумя руками снизу как на месте, так и после перемещения.

Поскольку большинство мячей с подачи попадает в центральную часть площадки (зоны 5, 6 и 1), то при обу­чении приему подачи следует располагать занимающих­ся таким образом, чтобы они могли обеспечить полноцен­ный прием. Вначале учат принимать подачи, располагая игроков в две линии (рис. 1). Затем, по мере овладения приемом, перестраивают их по ломаной линии (рис. 2). Этот способ расположения надежнее, так как перемеще­ния вперед или назад игроки осуществляют быстрее, не­жели в стороны; однако они не должны стоять близко друг к другу.

Принимая планирующую подачу, игроки несколько рассредоточиваются: каждый действует в определенной зоне и, перемещаясь, в момент подачи занимает удобную позицию для приема мяча.

Обучая занимающихся технике приема подачи, сле­дует заострить внимание на следующих деталях: стре­миться обязательно научить их приему подачи как двумя руками снизу, так и двумя руками сверху; правильно вы­бирать место на площадке и своевременно перемещаться к летящему мячу; подстраховывать игрока, принимающе­го подачу; выходя на прием мяча первым, принимать его;

приняв подачу, стараться передать мяч в заранее обус­ловленную зону.

Ошибки, встречающиеся при приеме подачи:

1. Игрок, принимающий подачу, располагается слиш­ком близко к сетке или к лицевой (боковой) линии.

2. Игрок не принял положения готовности.

3. Запоздалая реакция на поданный мяч.

4. Несвоевременный выход к летящему мячу.

5. Попытка принять мяч и отказ от намеченных дей­ствий, вводящие в заблуждение партнера.

6. Запоздалый выбор способа приема подачи.

7. Игрок выполняет встречное движение руками к мя­чу, не учитывая скорость и траекторию полета мяча; руки сгибает в локтевых суставах.

8. Мяч, принятый после подачи, не доведен до пере­дающего игрока.

Подготовительные упражнения

Подготовительные упражнения для обучения приема подачи направлены на развитие у занимающихся ответ­ной реакции на действие преподавателя или партнера, на укрепление мышц пальцев рук и кистей, развитие быст­роты движений без мяча и с мячом, а также ловкости (умения выполнять кувырки, падения-перекаты на спину влево, вправо и т. д.).

Подводящие упражнения

1. В парах. Занимающиеся располагаются на расстоя­нии 5—6 м друг от друга. Один игрок подбрасывает мяч вверх и несильным ударом по средней траектории направ­ляет его на партнера. Мяч нужно принять двумя руками сверху.

2. То же, что упр. 1, но занимающийся, производящий удар по мячу, направляет его по низкой траектории, ниже пояса принимающего. Мяч принимают двумя руками снизу.

3. Занимающиеся располагаются на одной стороне площадки, преподаватель с мячом—на противополож­ной, у места подачи. Подбрасывая мяч, преподаватель имитирует различные способы подачи. Игроки по зада­нию при нижней прямой подаче делают шаг вперед, при верхней прямой—шаг назад, при нижней боковой— шаг влево, при верхней боковой—шаг вправо.

4. В парах. Занимающиеся располагаются на проти­воположных боковых линиях площадки. Один игрок на­правляет мяч партнеру по различным траекториям и с различной скоростью, другой должен выйти навстречу мячу, занять исходное положение и принять сверху или снизу двумя руками. Способ приема выбирают произволь­но, в зависимости от ситуации. Не рекомендуется зло­употреблять приемом мяча снизу.

5. То же, что упр. 4, но один занимающийся принимает мячи от двух партнеров, поочередно посылающих ему различными способами.

6. Два-три занимающихся стоят на боковой линии в 2 м друг от друга и принимают поочередно посылаемые им двумя игроками мячи с расстояния 9 м. Принимаю­щие, взаимодействуя, выходят навстречу мячу— один принимает, а другой подстраховывает.

7. В парах. Занимающиеся располагаются на обеих сторонах площадки в 5 м от сетки. Один игрок ударом направляет мяч через сетку по средней траектории на партнера, а тот, выйдя навстречу мячу, принимает его двумя руками сверху и передает игроку, стоящему в зо­не 3.

8. То же, что упр. 7, но занимающийся, перебивающий мяч через сетку, направляет его по низкой траектории. Партнер принимает мяч двумя руками снизу.

Специальные упражнения

1. Шесть занимающихся располагаются в две линии на одной стороне площадки. Подачу выполняют по вы­сокой или средней траектории. Игроки принимают мяч двумя руками сверху и направляют его в зону 3. Следует обратить внимание учащихся на необходимость присталь­но наблюдать за подающим игроком и своевременно перемещаться навстречу мячу (в пределах своей зоны), а также принимать устойчивое исходное положение перед приемом мяча.

2. То же, что упр. 1, но подачу выполняют по средней траектории. Занимающиеся перестраиваются и распола­гаются на площадке по ломаной линии. Принимают мяч двумя руками снизу и передают в зону 3. Необходимо об­ратить внимание занимающихся на то, что преждевремен­ная изготовка перед приемом мяча двумя руками снизу закрепощает игрока.

3. Шесть занимающихся располагаются на одной сто­роне площадки. Игроки, подающие мяч, попеременно ме­няют способы подачи, подают ближе к сетке или дальше от нее. Принимающие подачу следят за подающим игро­ком и в зависимости от способа подачи, направления, траектории и скорости полета мяча избирают способ при­ема, направляя мяч в зону 3.

4. Трое занимающихся располагаются в зонах 4, 5 и 6. Мяч верхней прямой подачей направляют в указанные зоны. Передачу игроки выполняют в зону 3.

5. То же, что упр. 4, но занимающиеся располагаются в зонах 1, 2 и 6. Подачу направляют в указанные зоны.

6. То же, что упр. 5, но занимающиеся располагаются в зонах 5, 6 и 1. Мяч принимают по всей площадке. Сле­дует обратить внимание занимающихся на необходимость незамедлительно выходить к месту падения мяча и свое­временно принимать исходное положение.

7. Шесть занимающихся располагаются на площадке. Подачу выполняют любым способом. Подачу принимают рациональным способом, мяч передают в зону 3. После приема 10 подач игроки переходят в другую зону.

 

8. То же, что упр. 7, но мяч при приеме подачи направ­ляют в зону 2.

9. То же, что упр. 8, но мяч при приеме подачи направ­ляют в зону 4.

10. Шесть занимающихся располагаются на площадке и, приготовившись к приему верхней прямой подачи, на­правляемой по средней траектории, стремятся своевре­менно распознать направление полета мяча, а затем дей­ствуют по заданию:

если мяч принимает игрок зоны 6, то игроки зон б и 1 подстраховывают его, а игрок зоны 2 выбегает к сетке;

если мяч принимает игрок зоны 5, то игрок зоны 6 под­страховывает его, а игрок зоны 1 выбегает к сетке; если мяч принимает игрок зоны I, то игрок зоны 6 под­страховывает его, а игрок зоны 5 выбегает к сетке;

если мяч принимает игрок зоны 4, то игрок зоны 5 подстраховывает его, а игрок зоны 1 выбегает к сетке;

если мяч принимает игрок зоны 2, то игрок зоны 1 под­страховывает его, а игрок зоны 5 выбегает к сетке.

Игрок зоны 1, выбегая к сетке, принимает исходное положение для передачи мяча на стыке зон 2 и 3, а иг­рок зоны 5—на стыке зон 4 и 3. После приема 10 подач игроки переходят в другую зону.

11. То же, что упр. 10, но мяч после приема подачи адресуют игрокам, выбегающим к сетке,— они должны выполнить передачу для нападающего удара.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: