M.N. Kritenko
student at the Department of National and World Economy
Samara State Technical University, Samara
E-mail: kritaria1993@yandex.ru
G.H. Ustinova
lecturer at the Department of National and World Economy
Samara State Technical University, Samara
M.I Ivaev
lecturer at the Department of National and World Economy
Samara State Technical University, Samara
Gives a theoretical analysis of the main characteristics of the models and possible strategies for hostile takeovers.
Keywords: unfriendly absorption (sorption), organization goal, organization of aggressor, methods of protection.
УДК 338.242.2
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Н.А. Крутова
к.э.н., доцент кафедры «Национальная и мировая экономика»
Самарского государственного технического университета, г. Самара,
E-mail: ndolgih@mail.ru
А.Н. Крутов
к.ф-м.н., доцент кафедры «Безопасность информационных систем»
Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (Самарский университет), г. Самара,
E-mail: krutov2332@gmail.com
В статье обосновывается значимость и выявляются особенности в обеспечении информационной безопасности на современном этапе развития российской экономики. Комплексному решению обозначенной проблемы исследования в настоящее время должно уделяться значительное внимание, поскольку достижение указанной цели позволит создать условия для поддержания устойчивых темпов развития бизнес-процессов и укрепить позиции России на мировой арене.
Ключевые слова: развитие экономики, информационные риски, информационная безопасность, информационные ресурсы, защита информации.
Внедрение современных технологий обеспечивает ощутимое ускорение информатизации общества. На настоящем этапе развития мирового сообщества информация является основным ресурсом. Она присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности человеческого социума в различных видах, а также имеет многообразие способов получения и передачи данных, в числе которых есть также и незаконные. Информация как первичная сущность в настоящее время является важнейшей составляющей практически любой экономической системы [1, стр. 77].
|
Большая часть всей массы имеющихся в обществе сведений приходится на информацию, принадлежащую конкретной группе лиц, либо одному лицу, не подлежащую разглашению. Подобная конфиденциальная информация может быть: государственной тайной, содержащей сведения, не доступные посторонним лицам в интересах всего государства; коммерческой тайной, ноу-хау компании относительно производства, либо какого-то другого вида деятельности, позволяющего развивать бизнес, не опасаясь влияния со стороны конкурирующих субъектов и, наконец, тайной отдельного физического лица и содержать сведения конкретного человека, которые он желает содержать в секрете.
Вне зависимости от того, к какой категории и кому именно принадлежит подобного рода информация, она в большинстве случаев является очень важной, а иногда даже жизненно важной для ее собственников. Поэтому проблема защиты информации в сложившихся условиях развития общества и экономики видится достаточно актуальной. Однако ее решение невозможно без разработки и внедрения комплекса специальных мер, обеспечивающих безопасность подобного рода информации.
Чем выше уровень информатизации в обществе и во всех инфраструктурах, тем значительнее уровень информационных рисков.
|
Обеспечение комплексной информационной безопасности для всего общества подразумевает проведение всяческих управленческих, организационных, правовых, технических и иных мер, а также определение безопасного режима деятельности информационных источников. Полноценная информатизация всей Российской Федерации создаст необходимые условия для информационной самореализации каждой личности, которые необходимы для раскрытия творческих возможностей, а также способностей в обстановке свободного доступа к любой информации, которая включена в социальные коммуникации и информационные банки на базе новейших информационных технологий.
Информационная сфера, выступая системообразующим фактором жизнедеятельности общества, в настоящее время активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной, а также других важных составляющих безопасности России. Национальная безопасность любого государства весьма серьезным образом зависит от надежности обеспечения его информационной безопасности. Данная зависимость будет только возрастать в ходе технического прогресса.
Аналогично ускорению появления новых технологий увеличиваются и показатели их использования в нашей стране.
Рис.1. Динамика пользователей персональными компьютерами и Интернетом в РФ
в 2011-2015 гг. [2]
Очевидно, что ежегодно интерес к проблемам информатизации, ее защите различными методами, как персональных данных, так и в глобальных базах данных будет только возрастать и первоочередное место будут занимать методы и приемов защиты информации в обществе.
|
С учетом существующих национальных интересов России Федерации в сфере информации необходимо формулировать стратегические и тактические задачи внутренней и внешней политики государства по надежному обеспечению его информационной безопасности.
При современном уровне развития общества обеспечение его информационной безопасности должно базироваться на двух основных принципах:
- целостность данных (сущностей и отношение), защита от возможных сбоев, которые могут привести к потере информации, а также неавторизованного создания или уничтожения данных;
- конфиденциальность информации, ее защита от несанкционированного доступа и одновременно с этим обеспечение доступности к ней для всех легальных авторизованных пользователей.
Цель обеспечения надежной информационной безопасности будет достигнута, если:
1. Исходная информация доступна всегда, когда это необходимо, а информационные системы для работы с ней имеют достаточный уровень противодействия к большинству возможным атакам, данные могут избегать их или быстро восстанавливаться в случае поражения.
2. Исходная информация доступна только тем пользователям, которые имеют соответствующие полномочия или права.
3. Информация корректна, имеет целостный вид. Она полна и защищена от неавторизованных изменений. В случае попыток ее искажения фиксируются соответствующие действия.
4. Обмен исходной информацией с различными партнерами и другими организациями имеет достаточную защищенность. Стоимость несанкционированного доступа к информации должен превышать ее фактическую ценность.
Верный с точки зрения методологии подход к решению проблемы информационной безопасности общества начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных систем (ИС). Угрозы информационной безопасности - это неизбежная “плата” за использование информационных технологий.
Все многообразие источников угроз для безопасности информации можно подразделить на внешние и внутренние.
К источникам внешних угроз можно отнести:
- деятельность иностранных политических, военных, экономических, разведывательных и иных структур против интересов страны;
- стремление ряда стран к тому, чтобы доминировать на мировом информационном пространстве. Их основная цель – вытеснение России рынков информации;
- угрожающе растущая из года в год деятельность террористических организаций по всему миру;
- увеличение отрыва в области технологий ведущих мировых стран, их повсеместное препятствии для создания конкурентоспособных российских информационных технологий;
- деятельность космических, морских, воздушных, наземных технических и иных средств, а также видов разведки иностранных государств;
- разработка целым рядом государств множества концепций информационных войн, которые предусматривают создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран, а также нарушение функционирования информационных и транс-телекоммуникационных систем, а также получение к ним несанкционированного доступа.
Внутренние источники угроз включают:
- критическое состояние ряда отечественных отраслей промышленности;
- неблагоприятную криминогенную обстановку, которая объясняется трендом по сращиванию криминальных и государственных структур в том числе и в информационной сфере, а также в получении криминальными структурами возможности доступа к секретной информации, а также усилению влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;
- недостаточную координацию деятельности органов государственной власти всех уровней по реализации единой политики государства в области защиты информации и информационной безопасности;
- несовершенство нормативно-правовой базы по регулированию отношения в сфере информации и правоприменительной практики;
- недостаточное развитие институтов гражданского общества, а также недостаточный уровень государственного контроля по развитию информационного рынка в России;
- ограниченное финансирование мероприятий по комплексному обеспечению информационной безопасности;
- недостаточный уровень квалифицированных кадров в области обеспечения безопасности информации;
- недостаточную активность органов государственной власти по информированию всего общества о своей проводимой работе, а также в разъяснении принимаемых решений, формировании открытых государственных ресурсов, также развитии системы online-доступа к ним граждан;
- отставание России от уровня ведущих стран мира по уровню информатизации органов федеральной власти, а также местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения, сферы услуг, образования и быта граждан.
Нейтрализовать и устранить все возможные угрозы не представляется возможным. Так было, есть и будет. Однако можно и нужно уметь предвидеть таковые и снизить их негативное влияние. Именно поэтому исключительно важным представляется правильное и своевременное определение и прогнозирование начальных угроз. Это позволит распределить приоритеты и ресурсы оптимальным образом для обеспечения возможности по реализации жизненно важных интересов как личности, так и общества и государства, а также безопасности социально-экономического развития Российской Федерации [3, стр. 247].
Реальный путь по противодействию угрозам в области безопасности информации в области науки и техники – это совершенствование законодательства РФ, регулирующего отношения в данной области. Государство должно стремиться помогать создавать системы по оценке возможного ущерба для наиболее приоритетных объектов и направлений науки и техники, в том числе с помощью множества общественных научных советов и независимых экспертиз. Такой анализ должен заканчиваться выработкой рекомендаций для органов власти по предотвращению противоправного или неэффективного использования интеллектуального потенциала России.
Значение защиты информации в современном информационном обществе трудно переоценить. Новая информационная инфраструктура создает новые опасности для информации.
Список использованной литературы
1. Шуркина Е.Ю. Роль информационных ресурсов в экономике // Теория и практика общественного развития. – 2014. - №18. – С.77-79.
2. Бранковский А.Е., Костянова Н.В., Павлов Н.О. Развитие информационного общества – фактор совершенствования информационной безопасности // https://novainfo.ru/article/6192. – 26.05.2016. - №46-3.
3. Яковлев И.И. Информационная безопасность как элемент системы безопасности социума // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. - №10. – С. 243-248.