ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ИЗМЕРЕНИЯ АНТРОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА




ВВЕДЕНИЕ

Под физическим развитием (ФР) следует понимать динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства. Физическое развитие также определяют как совокупность морфологических и функциональных показателей, характеризующих процессы роста и созревания, определяющих запас физических сил, выносливость и дееспособность ребенка/подростка.

Динамическое наблюдение за ФР дает возможность констатировать как позитивные, так и негативные сдвиги в развитии ребенка, поэтому антропометрические обследования обязательны при проведении периодических медицинских осмотров индивидуальных и детских коллективов.

Показателями физического развития, на основе которых выносится заключение, выбраны параметры роста, массы тела, пропорции отдельных частей тела и степень развития функциональных способностей организма (физическая подготовлен­ность). Многочисленность параметров для оценки физического развития обеспечивает объективную их интерпретацию и верное заключение по физическому развитию каждого ребенка и детского коллектива в целом.

Целью, которую ставит перед собой врач при оценке физического развития ребенка, является вынесение заключения о соответствии его ФР стандартам (эталонным показателям), а также выявление уже имеющихся отклонений, тенденций к ускоренному, либо замедленному росту. Изучение физического развития индивидов и детских коллективов в динамике позволяет:

проследить закономерности роста и развития различных возрастно-половых и этнических групп детского населения, проживающих на территориях, отличающихся своими климатическими, экологическими и экономическими характеристиками;

оценить эффективность оздоровительных мероприятий;

разработать местные (региональные) возрастно-половые стандарты ФР и стандарты для этнических групп.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ИЗМЕРЕНИЯ АНТРОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Процесс базовой оценки физического развития каждого индивида заключается в первоначальном измерении массы тела, длины (роста) тела ребенка и дальнейшем сопоставлении этих и других измеренных показателей с нор­мами для детей определенного пола и возраста. Правильная интерпретация антропометрических данных зависит не только от качественно выполненных измерений, но умения пользоваться современными таблицами и графиками.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала нормы физиче­ского развития: масса тела, индекс массы тела (ИМТ), длина тела (рост), основан­ные на выборке детей из шести стран: Бразилии, Ганы, Индии, Норвегии, Омана и Соединенных Штатов Америки. Были применены новые методические подходы, позволяющие распространить нормативные показатели на детей, проживающих в разных странах (разных климатических, экономических, экологических и этнических условиях). Новые стандарты описывают нормальный рост детей в оптимальных условиях, придерживающихся форм поведения, которые считаются нормой в отношении здоровья (например, грудное вскармливание, правильное питание).

Эталонные антропометрические показатели ВОЗ, полученные в ходе обширных исследований говорят о том, какое физическое развитие может быть достигнуто при обеспечении рекомендуемого врачами кормления и медико-санитарного ухода (например, профилактические привив­ки, уход во время болезни). Современные нормы физического развития детей, кроме вышеприведенных аргументов, предполагают также следующее:

• в качестве образца здорового роста и развития принимаются доношенные дети грудного возраста, находящиеся на грудном вскармливании;

• современные нормативные показатели, в частности ИМТ (индекс массы тела), могут служить критериями для диагностики избыточной массы тела и для оценки эффективности профилактики ожирения;

• графики, показывающие стандартные модели ожидаемых темпов роста по оси времени, позволят медицинским работникам выявлять детей, имеющих тенденцию аномального роста, и своевременно начинать профилактические мероприятия.

Проведенное ВОЗ исследование по созданию эталонных антропометрических показателей свидетельствует: когда удовлетворяются потребности детей в питании, медико-санитарной помощи и уходе, модели физического разви­тия детей везде одинаковы, то есть эти нормы могут быть применены в любом регионе мира, в том числе, в нашей стране.

 

Унифицированная антропометрическая методика позволяет изучить три группы показателей ФР:

1. соматометрические показатели – длина тела (ДТ), масса тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК), окружность головы (ОГ), окружность талии, окружность плеча, окружность шеи, окружность запястья, окружность бедер;

2. физиометрические показатели – жизненная емкость легких, мышечная сила рук, уровень артериального давления, число сердечных сокращений;

3. соматоскопические показатели - компоненты костный, мышечный, жировой; форма позвоночника, грудной клетки, живота, ног, стопы; тип телосложения; зубная формула; половая формула.

 

РОСТ (ДЛИНА ТЕЛА) РЕБЕНКА

Основные положения правильного измерения длины (роста) тела.

 

Длина тела ребенка измеряется в положении лежа или стоя в зависимости от возраста. Следует иметь в виду, что рост в положении стоя примерно на 0,7 см меньше, чем длина тела в положении лежа. Поэтому необходимо вносить поправку в измерения, если вместо роста использует­ся длина тела и наоборот. Обычно у ребенка в возрасте до 2 лет измеряют длину тела в положении лежа, используя мерную доску (ростомер). Мать, удерживая голову ребенка у неподвижного вертикального ограничителя, помогает медработнику, который, осторожно выпрямляет ноги малыша и передвигает планку. Правильное положение головы и спины также имеет значение. Измерения будут успешными, если ребенок спокоен.

Ребенку старше 2 лет измеряют рост в положении стоя вертикальным ростомером, убедившись, что обувь снята. Затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки должны касаться вертикальной по­верхности ростомера, ноги выпрямлены. Ребенок стоит на всей ступне, касаясь пятками и икрами вертикальной поверхности ростомера. Голова должна располагаться так, чтобы горизонтальная линия от ушного канала до нижнего края глазницы располагалась строго горизонтально. Подвижную планку ростомера опускают на голову ребенка, плотно прижав волосы.

Показания записываются в сантиметрах с точностью до 0,1 см.

 

 

Соблюдение техники измерения роста и других показателей физического развития обеспечивает получение достоверных данных.

 

МАССА ТЕЛА РЕБЕНКА

Основные положения правильного измерения массы тела.

 

Масса тела является одним из основных антропометрических показателей, позволяющих не только оценить физическое развитие, но также дать заключение в отношении адекватности питания.

Измерение массы тела ребенка следует проводить путем взвешивания, придерживаясь следующих рекомендаций:

* весы должны находиться на ровной твердой поверхности.

* грудных детей взвешивать без одежды, завернув в пеленку.

* на старших детях должно оставаться минимальное допустимое количество одежды (трусы и легкая футболка).

* взвешивание проводить с точностью измерения до 100 грамм.

* весы периодически проверяются на точность показаний.

Для детей первых двух лет жизни применяется метод взвешивания с тарированием на чашечных весах по нижеприводимой методике:

постелить на лоток сложенную в несколько раз пеленку (следить, чтобы она не закрывала дисплей) и тарировать весы (весы считаются тарированными, когда на дисплее показаны цифры 0.0).Затем уложить или усадить ребенка на весы головой к широкой части и записать показатели массы.

На напольных весах можно взвесить ребенка грудного возраста на руках у матери или любого взрослого человека, предварительно измерив его вес.

Ребенок старше двух лет уже может самостоятельно спокойно стоять, не двигаясь, его взвешиваю одного, предварительно сняв обувь и одежду (максимально).Весы включают, ребенок встает на середину весов и не шевелится до тех пор, пока на дисплее не появится результат взвешивания.

 

ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫРЕБЕНКА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: