Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | ||
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Объясните высказывание А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык – яркий, меткий, певучий и богатый» | Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) | ||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания и слова. – Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Определите время глагола. | Выполняют чистописание.
![]() | ||
Работа над словами с непро-веряемым написанием | Организует работу над словом с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку. Проживает во дворе, В личном доме – конуре, И на всех, кого не знает, То рычит она, то лает. (Собака.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
![]() | ||
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова | – Сегодня на уроке будем упражняться в правописании глаголов в форме 2-го лица единственного числа и правописании «не» с глаголами | |||
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражнение 173) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределенной формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа. Запишите глаголы парами. Выделите личные окончания глаголов | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Записывают глаголы парами. Выделяют личные окончания глаголов.
Звонить – звон ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражнение 174). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. – Прочитайте диалог выразительно. Кто с кем разговаривает? Что вы можете сказать о речи | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают диалог. | ||
собеседников? – Объясните написание выделенных орфограмм и употребление знаков препинания в предложе-ниях. Спишите диалог. – Определите роль мягкого знака в словах диалога. | – Сизов, почему ты молчишь (гл., 2-е л., ед. ч.)? – Я слушаю тишь (сущ., ж. р.). – Разве можно услышать тишь (сущ., ж. р.)? – Можно, если ты помолчишь (гл., 2-е л., ед. ч.). Выполняют морфологический разбор слова. Тишь – сущ., что?, нач. ф. – тишь, неодушевленное, нарицательное, ж. р., 3-е скл., ед. ч., В. п., дополнение. | |||
Работа по учебнику (упражнение 175). | – Прочитайте. Спишите, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Объясните правописание данных слов. | Списывают, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Помощь, товарищ, изучаешь, ландыш, помнишь, смерч, багаж, грустишь, мелочь, беречь, мышь, вещь, полночь, брошь. | ||
Работа по учебнику (упражнение 177) | – Прочитайте текст Г. Скребицкого, озаглавьте его. – Спишите, вставляя пропущенные буквы. – Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Над другими глаголами укажите время. Выделите окончания глаголов, стоящих в форме 2-го лица единственного числа | Списывают, вставляя пропущенные буквы. Подчеркивают глаголы в неопределенной форме. Выделяют окончания глаголов, стоящих в форме 2-го лица единственного числа.
Весело пускать по весенним ручьям белые кораблики. Пуст ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Проводит творческое задание. – Откорректируйте школьные правила. • Не слушай учителя. • Рисуй на партах. • Опаздывай в школу. • Разговаривай на уроке. • Мешай своему соседу по парте. • Не убирай за собой посуду в столовой. • Не выключай мобильный телефон на уроке. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Корректируют школьные правила. • Слушай учителя. • Не рисуй на партах. • Не опаздывай в школу. • Не разговаривай на уроке. • Не мешай своему соседу по парте. • Убирай за собой посуду в столовой. • Выключай мобильный телефон на уроке. | ||
– Восстановите правила.
– Подчеркните глаголы, которые пишутся с не слитно. (не)жил, (не)здоровится, (не)лежал. (не)видит, | Восстанавливают правило.
Подчеркивают глаголы, которые пишутся с не слитно. (не)жил, (не)здоровится, (не)лежал, (не)видит, (не)доумевал, (не)хочу, (не)ем, (не)навидит, | |||
– Впишите в пословицы глаголы. Определите, слитно или раздельно нужно писать не с этими глаголами. За двумя зайцами погонишься, ни одного __________________________________________. Кашу маслом ______________________________. Под лежачий камень вода ___________________. Выше головы ______________________________. Повинную голову меч _______________________. После драки кулаками _______________________. Слова для справок:(не)удержишь, (не)машут, (не)испортишь, (не)течет, (не)вылечишь, (не)теряй, (не)поймаешь, (не)прыгнешь, (не)сечет. – Оцените работу своей группы. | Восстанавливают пословицы. За двумя зайцами погонишься, ни одного не пой- маешь. Кашу маслом не испортишь. Под лежачий камень вода не течет. Выше головы не прыгнешь. Повинную голову меч не сечет. После драки кулаками не машут. Оценивают работу групп. | |||
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча- щимися. | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению | ||
– Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Расскажите о правописании личных окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа. – Как надо писать частицу не с глаголами? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | |||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. упражнение 176 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |