Беседа «Права и обязанности детей»
Цель: содействие в осознании ребенком себя как гражданина.
Права человека - это то, что может делать любой человек на Земле. Например, он имеет право свободно высказывать свое мнение. Между прочим, право говорить то, что думаешь, называется «свобода слова». А есть и другие права у человека. Причем все эти права записываются в Конституции - главном (или, как говорят еще, основном) законе той или иной страны.
Но не на все, конечно, имеет право человек. Например, он не имеет право обидеть другого человека. Или украсть у него что-то. И это очень правильно, потому что ведь, представьте себе, что было бы, если бы нехорошим людям разрешили воровать!
Как говорят англичане, «свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».
А права ребенка - это то, что могут делать все дети на свете. То есть то, на что дети имеют право. Например, вы все имеете право пользоваться компьютером и выходить в Интернет, просматривать свои любимые журналы и играть в свои любимые игры. А еще читать свои любимые книжки и смотреть любимые кинофильмы. А еще отдыхать. Вот это и есть право, которым и должен обладать каждый ребенок. В какой бы стране мира он ни жил.
А чтобы эти права ребенка не нарушались, за этим следит специальная организация, которая называется Детский фонд ООН.
По-английски его название пишется так - United Nations Children's Fund. Или сокращенно - UNICEF. А по-русски это название читается как ЮНИСЕФ.
Эта организация разработала специальную программу, которая защищает права детей.
Но, если бы люди имели только права и не обязаны были что-то выполнять, даже если этого очень и очень не хочется, это было бы неправильно. Вы ведь знаете, что обязанности - это то, что мы с вами должны делать.
Вот, например, дети должны ходить в школу. И не потому, что так хотят взрослые, а потому, что там, в школе, учатся и узнают очень много интересного и полезного. Так что эту обязанность нужно выполнять, чтобы все-все на свете узнать и стать умными людьми.
А есть еще и другие обязанности. Например, помогать папе и маме по дому - хотя бы убирать за собой. Ведь и у папы с мамой тоже есть много своих обязанностей - они и на работу ходят, и в квартире убирают, и еду готовят.
Да мало ли у них обязанностей! А вы им в этом можете помочь. И даже должны! Ведь тогда у них освободится время, и они смогут с вами во что-нибудь поиграть или сходить куда-нибудь - в кино, в зоопарк.
А есть еще у нас и такие обязанности - помыть руки перед едой, зубы почистить утром. Эти обязанности мы тем более должны выполнять, потому что от этого нам самим станет лучше! Вы согласны?
На 27-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (заседание высшего органа управления) впервые вместе с самыми разными взрослыми участниками были и дети. Знаете о чем говорили взрослые на этом заседании?
«Дети и подростки - это творческие граждане, которые могут помочь построить лучшее общество». Т. е. от детей зависит будущая интересная и хорошая жизнь. Вот как! А потом еще вот так говорили взрослые:
«Мы должны уважать их право высказывать свои мысли и принимать участие в решении тех задач, которые их касаются...»
И взрослые не просто так себе говорили, а потом обо всем этом забыли. Совсем нет! Потому что как раз после этого ЮНИСЕФ и провел свою акцию «Скажи детям "ДА". И было все так. 1 апреля в разных странах мира дети выступали по радио и телевидению и рассказывали о том, что их волнует и интересует. Ведь взрослые иногда просто не знают о ваших проблемах!
Поэтому взрослым нужно о них обязательно рассказать - чтобы и они о них знали и помогли нам их решить! И это ваше право, записанное в Основном законе страны.
Игра «Дружба крепкая очень нам нужна...»
В игре соревнуются 2 команды.
1-й конкурс. Для чего мне нужен друг (мини-сочинение). В конкурсе участвуют по 1 представителю от команды. Каждый из них получает лист бумаги и ручку. И должен за 10-15 мин написать мини-сочинение «Для чего мне нужен друг».
2-й конкурс. Конкурс художников. Портрет моего друга. В этом конкурсе также участвуют по 1 представителю от команды. Каждый из них получает лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. И должен за 10-15 мин нарисовать портрет своего друга.
3-й конкурс. Психологический портрет. Какие 5 качеств необходимы другу. В конкурсе участвуют по 1 представителю от команды. Каждый из них получает лист бумаги и ручку. И должен за 1 минуту написать не менее 5 качеств, которые присуще настоящему другу. Проверка выполнения задания осуществляется через I минуту после музыкальной паузы.
Проверка выполнения задания 1-го конкурса.
4-й конкурс. Песня о дружбе. Каждая команда должна в течение 1 минуты выбрать для коллективного исполнения песню о дружбе. Например: «Если с другом вышел в путь...»
Проверка выполнения заданий 2-го конкурса.
5-й конкурс. Знатоки литературы. По 1 человеку от команды. Задание: назвать героев литературных произведений, которые оказались самыми верными друзьями. «Кольцовка» из 9 имен (по 3 от каждой команды). Например: Суок из повести - сказки Олеши «Три толстяка». Если представитель команды затрудняется ответить, то на помощь ему может прийти любой член его команды.
6-й конкурс. Пословицы и поговорки о друге и дружбе. Задание: выбрать из двух предложенных вариантов верный:
1. «Один друг - хорошо, а два - лучше». (Эта пословица звучит несколько по-иному: Один ум - хорошо, а два - лучше).
«Старый друг - лучше новых двух».
2. «И один в поле воин». (Поговорка не о дружбе.) «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
3. «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит». (Это строка из песни, а не пословица.)
«Сам пропадай, а друга выручай».
7-й конкурс. Рассказ о друге. По 1 человеку от команды в устной форме должны рассказать о своем друге 25-30 с.
8-й конкурс. Веселая эстафета «С другом вдвоем». Спортивные эстафеты в парах.
1-я пара. Бег в обруче в парах.
2-я пара. Прыжки через скакалку в парах.
3-я пара. «Не урони волан». Игра в бадминтон до первого падения волана.
4-я пара. Метание мяча в цель по очереди по 3 броска.
Подведение итогов.