Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней бюджетной системы




 

Формирование межбюджетных отношений в 2009 - 2011 годах будет осуществляться в условиях завершения разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, в условиях закрепления на долгосрочной основе доходных источников бюджетов всех уровней и сложившихся механизмов предоставления и распределения межбюджетных трансфертов.

Законодательно установленные разграничения расходных обязательств и доходных источников направлены на улучшение сбалансированности региональных бюджетов и повышение прозрачности и объективности системы финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Бюджетным посланием предусматривается обеспечить решение задач, связанных с повышением качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в субъектах Российской Федерации, с консолидацией отдельных узконаправленных видов субсидий в рамках формируемых долгосрочных целевых программ или приоритетных направлений государственной политики, а также с совершенствованием действующего механизма распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.

При формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов учитывались принятые законодательные акты Российской Федерации, направленные на дальнейшее совершенствование принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также на совершенствование разграничений полномочий между ними и связанное с этим распределение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

На формирование расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2009 году и на плановый период 2010 и 2011 годов будет оказывать влияние увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, а также рост минимальной оплаты труда (с 1 января 2009 года до 4330 рублей по сравнению с действующим уровнем - 2300 рубля) и доведение ее размера в 2010 году до прожиточного минимума трудоспособного населения.

На формирование объема доходных источников консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2009 году окажут влияние принятые следующие изменения налогового законодательства:

по налогу на прибыль организаций - увеличение расходов в связи с повышением размера взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, с 3% до 6% суммы расходов на оплату труда, с возмещением организациями своим работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения и применение повышающего коэффициента в размере 1,5 к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, что уменьшит поступления налога на сумму 13,03 млрд. рублей;

по налогу на добычу полезных ископаемых - повышение необлагаемой минимальной цены на нефть, применяемой при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, с 9 до 15 долларов США, что уменьшит поступления налога на сумму 4,7 млрд. рублей;

по акцизам на спирт из всех видов сырья - повышение ставки акциза с 25,15 рубля до 27,7 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, что увеличит поступления акцизов на сумму 0,16 млрд. рублей;

по налогу на доходы физических лиц - увеличение предельного размера дохода, при котором налогоплательщики имеют право на получение стандартного налогового вычета (400 рублей в месяц), с 20000 рублей до 40000 рублей и увеличение стандартного налогового вычета налогоплательщикам, на содержании которых находятся дети, с 600 рублей до 1000 рублей за каждый месяц при одновременном существенном увеличении предельного размера дохода при котором действует указанный вычет (с 40000 рублей до 280 000 рублей, или в 7 раз). В результате принятых изменений законодательства потери консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по указанному налогу могут составить в 2009 году более 53,3 млрд. рублей.

Общее снижение налоговых поступлений по указанным федеральным налогам, по оценке Счетной палаты, составит в 2009 году более 71,0 млрд. рублей.

Потери в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут частично компенсированы за счет изменения с 2009 года нормативов распределения доходов от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов на общую сумму 1,22 млрд. рублей.

Кроме того, частью 2 статьи 2 законопроекта устанавливается с 1 января 2010 года иной порядок распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, - 60% акцизов (вместо 80%) зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации по утвержденным федеральным законом нормативам, а в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется производство алкогольной продукции, - соответственно 40% (вместо 60%). По оценке Правительства Российской Федерации, указанное изменение бюджетного законодательства (проект федерального закона, предусматривающий соответствующие изменения в пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлен с материалами к законопроекту) приведет к незначительному перераспределению доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию между субъектами Российской Федерации.

Анализ прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации на 2009 - 2011 годы показал следующее.

Данные о доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов и их удельном весе в ВВП (2005 - 2011 годы) приведены в таблице №13

 

  отчет отчет отчет оценка прогноз прогноз прогноз
Доходы (млрд. руб) 2 999,9 3 797,3 4 828,5 5 882,5 6 726,2 7 473,4 8 311,0
Изменение к предыдущему году:              
сумма (млрд. руб)   797,4 1031,2 1054,0 843,7 747,2 837,6
в%   26,6 27,2 21,8 14,3 11,1 11,2
В% к ВВП 13,87 14,13 14,64 13,35 13,07 12,64 12,29

 

Анализ динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в прогнозируемом периоде показывает, что, несмотря на достаточно высокий темп роста поступлений указанных доходов, их удельный вес в ВВП будет постоянно снижаться и составит в 2011 году 12,29% по сравнению с 13,35% в 2008 году.

По сравнению с 2008 годом прогнозируемый темп роста объема доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составит в 2011 году 141,3%.

Без учета межбюджетных трансфертов доходы консолидированных бюджет субъектов Российской Федерации в 2009 году составят 5 502,5 млрд. рублей, или 10,69% ВВП, что ниже прогнозного показателя в 2008 году на 0,31 процентного пункта. В 2010 - 2011 годах указанный объем доходов прогнозируется в объеме 6 249,3 млрд. рублей (10,57% ВВП) и 7 093,4 млрд. рублей (10,49% ВВП) соответственно.

Показатели удельного веса (доли) доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в общих доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 - 2011 годах приведены на следующей диаграмме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: