автор ученица 8А класса Стерлядева Анна




Не зная прошлого, нельзя идти в будущее.

 

 

«Дар исторического прозрения —

одно из редчайших явлений на свете,

хотя почти все чувствуют нашу таинственную

мистическую связь с мертвым, с исчезнувшим.

Углубляться в давно прошедшее, жить некоторое

время интересами этих мертвецов составляет

для всех огромное наслаждение…

Однако воскресить прошлое, изобразить его

со всей резкостью и определенностью действительности —

удел весьма немногих. Для этого требуется не одно знание».


Александр Бенуа, художник, критик

 



Жанровая живопись – один из пяти основных видов живописи: историческая живопись, портретная живопись, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт.
В настоящем понимании историческая живопись — это изображение важных событий в развитии общества как в прошлом, так и в современной художнику действительности. Произведения этого жанра показывают зрителю крупные исторические события и более мелкие, частные эпизоды, деяния выдающихся личностей, а также нравы, обычаи и быт людей, живших в далеком прошлом.
Произведения на сказочные и былинные сюжеты, с помощью которых автор создает героико-эпические образы, также относятся к историческому жанру. Особым видом исторической живописи является батальная. Батальная живопись показывает военно-исторические события не только прошлого, но и настоящего.
Исторический жанр существовал в искусстве с незапамятных времен, но в слово «история» люди вкладывали несколько иной смысл, чем теперь.
Когда-то очень давно легенды и мифы воспринимались человеком как что-то реальное, когда-то происходившее на земле. Поэтому мифологические сцены на старинных вазах и фресках считались изображением далекого прошлого.
В период Средневековья с его религиозными запретами исторический жанр практически ушел из живописи. По христианским представлениям единственной историей человечества являлась Священная история, представленная в Библии.
В эпоху Возрождения общество начало освобождаться от жесткого влияния христианской церкви. Множество научных открытий способствовало тому, что появилось совершенно новое, не зависящее от религиозных догм, понимание истории. Исторический жанр вновь занял свое место в искусстве.
В исторической живописи мастеров Раннего Возрождения центральное место заняли батальные сюжеты, полные экспрессии и динамики. Художники не стремились передать подлинный смысл исторического события, их целью было прославление героя и его подвигов. Поэтому многие исторические картины, созданные в этот период, отличаются некоторой условностью, а конкретные сюжеты трактуются как бы вне времени и пространства.
Стремительная смена событий в Европе XVI–XVII веков усилила интерес к изображению истории в искусстве, а исторический жанр стал преобладать над другими.
Большой популярностью пользовались полотна, показывавшие военные триумфы. Для их авторов главным было восхваление королей и полководцев, а не достоверная и правдивая передача исторического события. Дальнейшее развитие получил в XVII столетии батальный жанр.
К концу XIX столетия исторический жанр расширился, включив в себя такие разновидности, как историко-бытовой, исторический портрет, исторический пейзаж и т. д.Они настолько тесно взаимосвязаны между собой, что порой трудно отличить одну жанровую разновидность от другой.


В русской живописи исторический жанр занимал особое место. В Древней Руси культурная жизнь была подчинена церкви, поэтому исторический жанр не существовал в искусстве. Лишь в XI–XII веках появились первые изображения князей, военные подвиги которых вызывали восхищение в народе. В XV столетии были созданы произведения, показывающие батальные сцены. Одна из лучших таких работ — хранящаяся в Русском музее икона «Битва суздальцев с новгородцами». Она повествует о событиях, происходивших в XII веке.
Военно-исторические сюжеты нашли отражение и в древнерусских миниатюрах в Кенигсбергской (XV век), Никоновской (XVI век), Кунгурской (XVII век) летописях.
В начале XVIII столетия появилась картина на батально-исторический сюжет — икона «Осада Тихвинского монастыря шведами в 1613 году». С этого времени художники в России начали создавать исторические композиции, используя темы из русской и античной истории, библейские и евангельские легенды, мифологические мотивы. Именно так в то время понимали исторический жанр. Мастера исторического жанра в начале XVIII века стремились возвеличить конкретную личность.
Историческая живопись во второй половине 18 века и практически сразу заняла ведущее место. Основоположником российской исторической живописи считают А. П. Лосенко. Его картина «Владимир и Рогнеда» представляет сюжет из древнерусской истории как сцену из театральной постановки: позы и жесты героев патетичны и выразительны. Принципов классицистической исторической картины придерживались и последователи Лосенко: И.А. Акимов, П.И. Соколов и Г.И. Угрюмов. В их картинах присутствуют приёмы театрализации: сценичность в распределении света пространства, преувеличенная экспрессия жестов.
В начале 19 века в исторической живописи господствовали представители академизма: А.Е. Егоров («Истязание Спасителя»), А.И. Иванов. Именно в этот период были созданы три знаменитые исторические картины: «Явление Христа народу» А. Иванова, «Медный змий» Ф. Бруни «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Живописцев привлекают сложные моменты в человеческой судьбе. Иванов обращается к новозаветной теме, началу новой эры, к рождению нового времени и нового мира, который принесет Спаситель. У Брюллова извержение вулкана символизирует гибель античной цивилизации. На картине Бруни люди, которые вызвали гнев божий, показаны на пороге жизни и смерти; их движения, жесты, позы напоминают приёмы, которые использовал Брюлловым в «Последнем дне Помпеи».
Во второй половине 19 века становятся популярны картины, которые изображают события из русской истории. Художники изучают документальные свидетельства прошедших эпох, предметы материальной культуры, памятники искусства. Особый отпечаток на историческую живопись накладывает развитие портретного жанра — это приводит к усилению психологизма в исторических картинах, например картина И. Репина «Царевна Софья Алексеевна…». Отдельного упоминания заслуживают масштабные эпические полотна В.И, Сурикова, на которых он изображает яркие национальные характеры. В своей живописной трилогии он воссоздает трагедию русской истории. В этот же период происходит развитие историко-бытового жанра живописи. Его представители пытались погрузить зрителя в ежедневный быт прошедших времен, максимально достоверно изобразить костюмы, предметы обстановки и так далее. Это направление развивается в творчестве С. В. Иванова («Приезд иностранцев»), К.Е. Маковского («Боярский свадебный пир», «Из быта русских бояр конца»), А.П. Рябушкина. В советское время многие живописцы стали обращаться к исторической живописи в его героическом воплощении («Утро на Куликовом поле» А.П. Бубнова, «Русь уходящая», «Александр Невский» П.Д. Корина). В середине 20 века советские художники, обращаясь к историческому жанру, стали возрождать традиции академической живописи.
Дерево не сможет вырасти без надежных корней. В жизни человека роль этих корней играет история. Мы редко задумываемся над тем, что самые обычные предметы, которыми мы пользуемся каждый день, язык, на котором мы общаемся друг с другом, и многое другое – все это частички истории.
Видимая и невидимая, история окружает нас со всех сторон. Как часто прошлое помогает нам в создании будущего!

Что такое история? Первое, что ассоциируется у любого человека с этим вопросом – история государства, в котором он живет. Совершенно справедливо. За прошедшие тысячелетия, у каждой страны сложилась своя история, и чем она объемнее, тем древнее государство.

Недаром говорят исследователи, что именно богатая история прошлых столетий говорит о неспокойных, смутных временах, войнах, переворотах. Чем интереснее история, тем неспокойнее время.
Но, какая бы она не была: молодая или древняя, богатая или скудная,
каждый человек, если считает себя истинным гражданином своей страны, просто обязан знать ее. Не зная прошлого, нельзя идти в будущее. Огромный опыт, накопленный предками за все столетия, социальный путь развития, традиции и обычаи, и многие другие вопросы можно узнать, только окунувшись в историю родной страны. Именно это я и хотела показать своими работами.

У меня три работы, две из которых живописные выполнены в цвете гуашью на листе бумаги А2. А третья - графическая, выполненная углём на таком же формате.

«Поход Князя Олега на Царьград»
В первой своей работе я использовала резкие, контрастные переходы от света к тени. Вся картина написана в довольно ярких и тёплых оттенках: зелёный, красный, жёлтый, коричневый. В ней много акцентов,особенно в кораблях и в плащах. Как и во всех остальных моих работах перспектива в ней играет довольно важную роль, она идёт как-бы вниз с холма. Композиционный центр — это всадники, которые располагаются почти посередине листа. Так как вся смысловая нагрузка картины находится справа, слева её уравновешивает виднеющийся вдалеке город. Эта картина повествует о походе князя Олега на Царьград в 907 году, который стал успешным, по словам летописи, благодаря тому, что Олег приказал поставить корабли на колёса. Его армия устрашающе идёт большим единым строем на кажущийся небольшим из-за перспективы город. Несмотря на то, что спереди светит солнце, сзади армии виднеются тучи и тёмное небо, из-за чего её вид кажется ещё более грозным.

«Партизаны».

Вторая работа так же написана гуашью, но в более спокойных и холодных тонах: синий, серый, белый,холодный коричневый. Картина рассказывает об Отечественной войне 1812 года, а именно о крестьянском партизанском сопротивлении французам. Центром композиции являются борющиеся француз и женщина. Они написаны в довольно динамичных позах, на их красных от напряжения лицах выражена злость. Важную роль в композиции играет перспектива— она идёт вверх. Женщина и бегущие за ней люди находятся на возвышении, а француз наоборот внизу, из-за чего он визуально кажется слабее. В картине нет контрастных и резких переходов от света к тени, но не смотря на это в ней всё равно чувствуется напряжение. В основном это из-за того, что она изображена в холодных тонах, но в ней присутствуют яркие акценты на людях (в одежде, лице) и на слегка припорошённых овощах, вывалившихся из тележки с продовольствием для французской армии. В этой работе я хотела показать весь патриотизм и самоотверженность русского народа. В этой войне воевали не только солдаты и офицеры, но и обычные крестьяне, даже женщины.

«Гражданская война»
Третья работа показывает один из самых важных, но в тоже время и самых страшных моментов в нашей истории — гражданскую войну. В этот период наша страна перешла на совершенно новый, более высокий и политический и экономический и социальный уровень, но за это пришлось заплатить очень большую цену. Это не была война между двумя враждующими государствами, это была война, в которой воевали, убивали друг друга люди одной страны, в которой брат шёл на брата. Это время у меня ассоциируется с чем-то серым и неопределённым, поэтому я решила выполнить эту работу углём. На картине изображены три человека. Один из них — белый офицер изображён во время бега в полуобороте с закинутой назад рукой, в которой он держит пистолет, пытаясь выстрелить в его преследователей. Как и остальные, эта работа очень динамична.


История – это неотъемлемая часть любого государства. Мы должны помнить и уважать свою историю, какой бы она ни была. Я стараюсь узнавать новые интересные факты, отвечающие на вопрос: как складывалась многовековая история России?
В истории России есть события, показывающие мужество, патриотизм, самоотдачу и жертвенность. Таких примеров можно привести достаточно много. Например события Великой Отечественной Войны и Отечественной войны 1812 года. Люди шли на фронт, не думая о собственной выгоде, о наградах, они просто любили свою Родину и хотели защитить её всеми силами. В такие моменты испытываешь огромную гордость за своих предков.
Вся история России пронизана непрерывной чередой больших и малых войн, походов и агрессивных нашествий. В разные эпохи развития государства Российского войны преследовали особые, присущие конкретному этапу истории страны цели: В древнерусском государстве – присоединение земель, военная добыча, оборона границ от беспокойных соседей. В период феодальной раздробленности и моногло-татарского ига – противостояние завоевателям и укрепление основ государственности, расширение территорий. В эпоху Московского государства – решение проблем политической и экономической конкуренции с соседними государствами, борьба за участие в мировой морской торговле, территориальный рост. Войны российской империи – защита Отечества от агрессий, приращение территориями и расширение сфер влияния. Во времена Советского Союза – отражение агрессии и расширение сфер влияния. Современная Россия воюет против терроризма, за сохранение суверенитета и целостности территории государства. Такая разнонаправленность военных целеполаганий и широта задач характерна для России в силу ее особого развития в общемировом историческом процессе. Соседствуя с враждебными государствами, Россия более тысячи лет ведет кровопролитные войны за право оставаться самой собой. Эти войны могли быть успешными и неудачными, но в них наше Отечество закалялось и становилось конкурентным во всех сферах исторического, политического, экономического и духовного развития.

Победы давались большими жертвами, но триумфы и даже поражения делали страну сильнее и жизнеспособнее. Отличительными особенностями нашей армии являлись мужество, стойкость, непримиримость к врагам и милость к поверженным. На том Великая Россия стояла века, и дальше стоять будет!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: