Ознакомьтесь с материалами и выполните задания.




Решите логическую задачу.

 

Путешественник и искатель сокровищ Торин Эйкинскьяльди однажды узнал, что в библиотеке ордена герметистов хранится карта, ведущая к несметным сокровищам. Придя в указанную библиотеку, он встретил главу ордена и поведал ему о цели своего визита. Выслушав путешественника, глава ордена отвёл его в обширную комнату, посреди которой на столе были разложены три карты X, Y и Z. Он пояснил, что только одна карта позволит Торину добраться до сокровищ, две другие приведут его к неминуемой гибели.

 

 

В комнате, куда глава ордена привел Эйкинскьяльди, находилось пятеро послушников ордена герметистов: Альберт, Бруно, Жан, Исаак и Николай. Каждый из послушников был либо рыцарем (всегда говорил правду), либо лжецом (всегда лгал) и каждый дал Торину совет.

 

Альберт: X – правильная карта.

Бруно: Y – правильная карта.

Жан: Неверно, что Альберт и Бруно – оба лжецы.

Исаак: Либо Альберт – лжец, либо Бруно – рыцарь.

Николай: Либо я лжец, либо Жан и Исаак однотипны (либо оба рыцари, либо оба лжецы).

Какая из карт X, Y и Z ведёт к сокровищам? Кем являются Николай и Исаак – рыцарями или лжецами?

 

 

4

 

4 балла

 

Решите правовую задачу.

 

Настя приехала на дачу к своей подруге Ире и решила помочь посадить овощи. Настя взяла семена и лопату, начала копать, задумалась о смысле жизни и увлеклась. Внезапно она ощутила, что лопата натыкается на что-то твёрдое. Настя присмотрелась и поняла, что откопала сундук. Подруги открыли сундук и нашли там старинные полотна итальянских мастеров. Между девушками разгорелся спор о том, кому теперь принадлежат эти полотна. Настя сказала, что полотна теперь её собственность, поскольку это она их нашла. Ира не согласилась и заметила, что собственницей участка является она, поэтому и картины должны принадлежать Ире. Какое решение примет суд? Выберите все верные суждения.

 

5

 

5 баллов

 

Решите экономическую задачу.

 

Сторонники свободной торговли между странами нередко отмечают, что для производства многих товаров характерна возрастающая отдача от масштаба. Это приводит к тому, что по мере наращивания объёмов производства товара издержки производства дополнительной единицы товара сокращаются. К каким последствиям для международной торговли приводит наличие возрастающей отдачи от масштаба? Выберите верное(-ые) суждение(-я) из приведённого ниже списка.

 

А. Возрастающая отдача от масштаба означает выгодность импортозамещения.

Б. Возрастающая отдача от масштаба делает выгодной специализацию.

 

В. Возрастающая отдача от масштаба снижает риски невыгодной специализации страны,тормозящейпоследующий экономический рост.

 

Г. В случае возрастающей отдачи от масштаба возрастают транзакционные издержки.

 

Д. В случае возрастающей отдачи от масштаба возможна взаимовыгодная торговля бедных и богатыхстран.

 

Е. При возрастающей отдаче от масштаба стране выгодно диверсифицировать внутреннее производство. Ж. Возрастающая отдача от масштаба позволяет глобализации увеличить совокупныепроизводственные возможности.

 

З. Возрастающая отдача от масштаба приводит к снижению объёма экспорта.

 

6—12

 

1 балл

 

Ознакомьтесь с материалами и выполните задания.

 

 

 

Рис. 1. Распределение стран и административных единиц в мире по степени угрозы фальшивых новостей,2018 г.

 

 

(1)Термин «постправда» связан с политикой сознательной фальсификации правды. (2)С помощью культуры «постправды» размываются границы между правдой и ложью, обман становится неосознаваемой привычкой. (3)Недостоверная информация (пример – полуправда) существовала и раньше, но в течение последних нескольких лет она переросла в новый вид политики, стала новым средством политической борьбы. (4)Политика «постправды» имеет ряд субъектов, выступающих на разных уровнях управленческого воздействия на объект. (5)Наиболее влиятельными субъектами являются политические деятели, главы государств, глобальные политические силы и международные организации, правительства, органы государств. (6)Средний уровень – политические организации и объединения, СМИ, эксперты, раскрывающие особенности, анализирующие сущность события или явления, доводящие факты до гражданского общества. (7)На микроуровне – отдельные граждане, распространяющие недостоверную информацию в личных целях. (8)Цели политики «постправды» зависят от таких обстоятельств, как: возможности управленческого воздействия субъекта, социально-психологическое состояние общества, политическая ситуация в мире, состояние глобальных рынков.

 

 

(9)Субъект может быть заинтересован в проведении дезинформационной, спланированной политики, апеллирующей к похожим на реальность фактам, снижающей ценность знаний путём распространения фальсификаций и снижающей ценность истины и достоверной информации как резервов общественного развития. (10)Сокрытие достоверной информации, распространение лживых данных, искажение реального положения дел, подмена фактов в СМИ в интересах субъекта политики тоже может быть целью данной политики.

 

Шушпанова И. С. «Постправда» в социальной реальности: риски и угрозы // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 94–104.

 

 

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Какие источники массовой информации наиболее точно идостоверно, по Вашему мнению, отражают сейчас обстановку в нашей стране?» (РФ, в % от числа опрошенных)

 

Кто, согласно позиции автора, выступает субъектом политики «постправды» на среднем уровне? (Укажите три субъекта.)

 

2 балла

 

Какими, как считает автор, могут быть цели политики «постправды»? (Укажите две цели.)

 

 

4 балла

 

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами, как субъекты политики «постправды» достигают каждой из этих целей.

 

 

1 балл

 

В тексте выделяется ряд обстоятельств, от которых зависят цели политики «постправды».

 

2 балла

 

Какое из обстоятельств может быть проиллюстрировано социологическими данными, содержащимися на рисунке 1?

 

Аргументируйте свой ответ.

 

2балла

 

Укажите порядковые номера предложений, в которых содержатся объяснения результатов опроса населения разных стран, показанных на рисунке 1.

 

 

5 баллов

 

Отметьте вариант ответа, где указаны буквенные обозначения всех верных утверждений, которые можно сделать на основании приведенных данных на рисунках 1 и 2.

 

А. Россия относится к числу стран,жители которых в наименьшей степени обеспокоены угрозойфальшивых новостей.

 

Б. Во всех странах Азиатско-Тихоокеанского региона одинакова доля граждан,которых тревожит угрозаподдельных новостей.

 

В. Население значительной части стран Латинской Америки демонстрирует достаточно высокий уровеньтревоги по поводу угрозы фальшивых новостей.

 

Г. Жители России практически не слушают зарубежное радио и не смотрят зарубежное телевидение. Д. На протяжении всего времени исследования доверие граждан к традиционным периодическимизданиям снижалось.

 

Е. За последние пять лет периода,в котором проводилось исследование,снизилось число людей,твёрдоубеждённых, в каких СМИ можно почерпнуть достоверную информацию.

 

Ж. На протяжении всего периода исследования росло доверие граждан к информации в сетевых СМИ. З. За последние пять лет периода,в котором проводилось исследование,снизился уровень доверияграждан к информации, которую можно найти во всех типах СМИ.

 

 

ВДЕЗ

 

 

АБ

 

 

АЖЗ

 

 

БВГ

 

 

АБЕЖ

 

 

ВГ

 

 

БВЖ

 

13—19

 

2 балла

 

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 

 

Частичное возрождение пристыжающих правовых санкций началось в последнем десятилетии прошлого века в США и сразу же вызвало неоднозначную реакцию. Примеры возрождённых пристыжающих санкций довольно разнообразны: осуждённый носит на одежде известные всем знаки, указывающие на преступление определённого типа; на автомобили водителей, уличённых в вождении в нетрезвом виде, устанавливаются специальные таблички; владельцы недвижимости в городских трущобах, которые сдают комнаты, не отвечающие гигиеническим требованиям, подвергаются домашнему аресту именно в этих комнатах и так далее.

 

 

Какого рода аргументация применяется для обоснования необходимости возродить пристыжающие санкции? Она включает в себя два элемента: во-первых, указание на крайнее несовершенство пенитенциарной системы1, которая опирается на лишение свободы, во-вторых, демонстрацию преимуществ пристыжения в сравнении со всеми остальными альтернативами наказанию лишением свободы. Итак, сторонники возрождения пристыжающих санкций подчёркивают, что принцип «злоупотребление свободой должно влечь за собой её ограничение» на практике порождает большие проблемы. Они связаны с высокой стоимостью построенной на этой основе системы наказания, её низким сдерживающим эффектом и её несоответствием принципу соразмерности. Прежде всего такая система предполагает сохранение институтов, которые требуют от общества огромных финансовых затрат. Как замечает автор статьи «Назад к позорному столбу?», один год содержания преступника в тюрьме равен по стоимости одному году обучения студента в лучшем университете.

 

 

В числе использующихся на настоящий момент альтернативных санкций мы обнаруживаем штрафы и общественные работы. Они дешевле и не поддерживают криминальную субкультуру. Однако замещение ими лишения свободы сталкивается с другой трудностью. Дело в том, что наказание является не только способом сдерживания и средством воздаяния, но и ценностным посланием, направленным нарушителю. Своей формой и содержанием оно должно заставить правонарушителя остро пережить тот факт, что совершённое им действие являлось пренебрежением ценностями общества. Только суровое обращение с нарушителем, то есть его страдание, способно придать осуждению достаточную весомость. Поэтому публичное пристыжение, в отличие от других альтернативных санкций, вполне способно конкурировать с лишением свободы в этом отношении.

 

 

(По А.В. Прокофьеву)

 

————————————————

 

1 учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания и меры уголовно-правового характера, меры административного наказания и меры профилактического воздействия на правонарушителей

 

————————————————

 

 

Из каких элементов состоит аргументация сторонников пристыжающих санкций? Укажите два элемента.

 

1 балл

 

Какой принцип критикуют сторонники возрождения пристыжающих санкций?

 

 

3 балла

 

Перечислите три упомянутые в тексте проблемы, которые вызывает применение на практике принципа, названного вами в ответе на предыдущий вопрос.

 

 

Решение

 

 

2 балла

 

Раскройте смысл одной из этих проблем.

 

 

2 балла

 

Покажите, как система наказания, включающая пристыжающие правовые санкции, помогла бы избежать раскрытой вами проблемы.

 

2 балла

 

Какую цель, не достижимую, по мнению автора, другими альтернативными лишению свободы санкциями, должны преследовать пристыжающие наказания?

 

 

5 баллов

 

Вам предложен ряд фрагментов литературных произведений. Отметьте вариант ответа, в котором указаны буквенные обозначения всех фрагментов, в которых описываются пристыжающие санкции.

 

 

А. Делать нечего.Она,

Чёрной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

 

И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.

 

(А. Пушкин)

 

Б. Старик!Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас –

Зачем?.. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

 

Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах.

 

Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имён, – Напрасно: звук их был рожден Со мной. Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ – могил! (М. Лермонтов)

 

В. На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашеи затолкали.

 

А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила.

 

А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука:

 

Не садися не в свои сани!» (А. Пушкин)

 

Г. «Оставь нас,гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним –

Не нужно крови нам и стонов –

Но жить с убийцей не хотим...

Ты не рождён для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли;

Ужасен нам твой будет глас:

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел – оставь же нас,

Прости, да будет мир с тобою».

(А. Пушкин)

 

Д. Плюнул царь: «Так лих же:нет!

Ничего ты не получишь.

Сам себя ты, грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока;

Оттащите старика!»

Старичок хотел заспорить,

Но с иным накладно вздорить;

Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком,

Да и дух вон. – Вся столица

Содрогнулась, а девица –

Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!

Не боится, знать, греха.

(А. Пушкин)

 

Е. Делать нечего:бояре,

Потужив о государе

И царице молодой,

 

В спальню к ней пришли толпой. Объявили царску волю – Ей и сыну злую долю, Прочитали вслух указ, И царицу в тот же час

 

 

В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян – Так велел-де царь Салтан. (А. Пушкин)

 

Ж. В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий –

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

Вот обедня наступает;

Городничий выезжает

 

В туфлях, в шапке меховой, С сотней стражи городской. Рядом едет с ним глашатый, Длинноусый, бородатый; Он в злату трубу трубит, Громким голосом кричит: «Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте.

 

А надсмотрщикам сидеть Подле лавок и смотреть, Чтобы не было содому, Ни давёжа, ни погрому, И чтобы никой урод Не обманывал народ!» (П. Ершов)

 

З. Ну,шпиёнка,дай-то срок–

Упеку тебя в острог!

Так-то я мужик не злобный,

Но с вредителями строг.

Вот ответь мне – слов не трать!

Где царевне мужа брать?

Чай, сама, дурында, видишь –

Женихов у ей не рать!

(Л. Филатов)

 

И. Вот что случилось.Одного лишь брата

Почтил Креонт, и даже свыше меры;

Другой последней милости лишён.

Могиле отдал прах он Этеокла?

По правде праведной и по закону,

И он велик среди теней в аду.

 

А Полиника труп несчастный в поле Поруганный лежит; никто не волен Его ни перстью, ни слезой почтить; Без похорон, без дани плача должно Его оставить, чтобы алчным птицам Роскошной снедью стала плоть его. Так приказал достойный наш Креонт Всему народу, и тебе, и мне...

 

О да, и мне! А кто ещё не знает, Тому он здесь объявит свой приказ. (Софокл)

 

АБЗ

 

 

ВЕЖ

 

 

БГЗ

 

 

АЗ

 

 

ВГИ

 

 

ГДЕ

 

 

ДЖИ

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: