Беседа для учащихся начальных классов «Поведение в транспорте»
Цели: обратить внимание учащихся на поведение в транспорте; проанализировать различные жизненные ситуации и сделать выводы о правилах культурного поведения пассажиров общественного транспорта.
Ход мероприятия
На колесах едет дом,
Не живут подолгу в нем. (Автобус.)
— Вы правильно разгадали загадку. А кто обратил внимание на то, как автор загадки называет автобус, с чем сравнивает его? (Ответы детей.)
— Почему же в загадке автобус назван домом?
Автобус похож на дом не только по своим внешним признакам. Автобус — это множество встреч со знакомыми и незнакомыми людьми, автобус — место общения пассажиров самых различных возрастов, самых различных национальностей, самых разных порой и по настроению, и спешащих, и праздно едущих по улицам города или по автострадам области и страны.
— Всегда ли в транспорте люди учтиво ведут себя по отношению друг к другу? Приходилось ли вам наблюдать сцены перебранки пассажиров между собой и пассажиров с водителем? Было ли вам приятно это?
— Как вы представляете себе в идеале отношения людей в автобусе? Чего для этого идеала не хватает? Что вы сами можете сделать, чтобы вам в автобусе было приятно ехать? Какие правила поведения пассажиров вы могли бы предложить?
— Давайте мы с вами придумаем автобусную остановку. Какая она, как выглядит? Сколько на ней пассажиров? Как они ведут себя?
— К остановке подъехал автобус. Какой он? Как выглядит? Какие двери открыты для пассажиров? Как регулируется посадка пассажиров в автобус?
— Какой у автобуса салон? Что привлекает ваше внимание? Что вам в нем нравится?
— Как ведут себя в автобусе пассажиры?
|
— Есть ли в нем маленькие дети? Где они? Чем заняты?
— Есть ли в салоне пожилые люди? Где они? Какие у них лица: довольные или озабоченные? Как ведут себя в салоне молодые люди, собравшиеся небольшой компанией для поездки за город?
— Обращается ли к пассажирам водитель автобуса? С чем обращается? Как звучит его голос? Как реагируют на его слова пассажиры?
— Что делают пассажиры, которые собираются выходить на следующей остановке?
А теперь давайте сформулируем правила пассажиров общественного транспорта, которые, по вашему мнению, необходимо соблюдать.
Ситуация 1. На остановке собралось достаточно много народа. Среди них есть пожилые люди, женщины с детьми. Подходит автобус.
— Как вы поступите? (Ответы детей.)
Вывод: при входе в транспорт не толкайтесь в дверях, пропустите пожилых людей, инвалидов. Окажите им помощь.
Ситуация 2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо поздороваться с ними.
— Как это сделать? (Ответы детей.)
Вывод: вы можете приветливо улыбнуться или кивнуть своему приятелю, поприветствовать его рукой, но ни в коем случае нельзя кричать на весь автобус.
Ситуация 3. Вы торопитесь выйти из автобуса. И даже не заметили, что впереди стоящий пассажир тоже готовится к выходу. Вы пытаетесь протиснуться в переполненном автобусе к выходу, стремясь встать впереди другого пассажира. Он вам грубо делает замечание. Как вы поступите?
— Какие формы извинения приемлемы в данной и подобных ситуациях? (Ответы детей.)
Вывод: слова «простите», «прошу прощения», «мне очень жаль», «сожалею» помогут погасить конфликтную ситуацию, возникшую в транспорте.
|
Ситуация 4. В салон входит женщина с ребенком, в руках которого мороженое. Пассажиры переполненного салона пытаются отстраниться от ребенка. Кто-то делает замечание.
— Как вы оцените эту ситуацию? (Ответы детей.)
Вывод: не заходите в салон с мороженым или пирожками, ведь вам было бы неприятно, если бы вашу одежду испачкали.
Кроссворд «Пассажир в общественном транспорте»
По вертикали: 1. Место для посадки в общественный транспорт. (Остановка.) 2. Люди, находящиеся в транспорте. (Пассажиры.) 4. Безрельсовый электрический вид транспорта. (Троллейбус.) 6. Не спеши в автобусе занимать... места, предназначенные для стариков, инвалидов и женщин с детьми. (Передние.)
По горизонтали: 3. Трамвай, автобус, троллейбус, метро — общественный... (транспорт). 5. Помещение внутри троллейбуса, трамвая, маршрутного такси. (Салон.) 7. Главное правило для пассажиров и водителя: «Будьте взаимно... (вежливы)». 8. Чтобы во время резкой остановки транспорта не упасть, держись за... (поручни).