Упражнения, направленные на развитие кинетических процессов, мелкой моторики.




Приемы работы над усвоением и различением букв

Особенностью предлагаемых ниже упражнений на данном этапе является то, что практически все они проводятся устно, без записи ребенком проблемных букв, что не случайно. Во-первых, переход к письму возможен лишь после четкого уяснения ребенком различий между смешиваемыми им буквами. Поэтому прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв. А во-вторых, применение устных упражнений, в частности для детей со зрительной патологией, позволяет ограничить нагрузку на зрительный анализатор.

Упражнения, способствующие развитию пространственной ориентировки и представлений

«Найди различия ». При дифференциации оптически сходных букв сравнить их по ширине, длине, высоте, например:

- какая буква шире: т или п;

- какая буква длиннее: и или у;

- какая буква выше: б или д и т.д.

«Куда смотрит буква?». Предложить ребенку назвать, показать (написать) буквы, которые смотрят прямо; смотрят влево; смотрят вправо.

«Указания». Ребенку предлагается сесть напротив взрослого так, чтобы не видеть, что он пишет. Взрослый пишет конкретную букву и дает словесные указания ребенку, как ее воспроизвести, используя слова типа влево, вправо, закругление, прямо, вверх, вниз и т.п. Затем рисунки сравниваются. Потом взрослый и ребенок меняются местами. Упражнение хорошо выполнять и в парах.

«Найди букву». Ребенка предлагается закреплять умения ориентироваться на листе бумаги, используя для этого изображение алфавита. Данное упражнение способствует освоению понятий «строка», «столбец», закреплению пространственной лексики и т.д.

 перечислить буквы слева направо (справа налево) в названной по счету строке;

 перечислить буквы сверху вниз (снизу вверх) в названном по счету столбце;

 назови букву, стоящую правее…, левее…, справа от…и слева от…;

 назови букву, стоящую выше…, ниже…, над…и под…, между и т.д.

 покажи букву, самую правую (левую) в строке; самую верхнюю (нижнюю) в столбце;

 сколько букв находится выше (ниже), правее (левее) указанной буквы и т.д.

 «Муха». Ребенок перемещается в указанном направлении взрослого (вправо, влево, вверх, вниз, вправо вверх и т.д.) по алфавитному листу сначала в наглядно-действенном, а потом в умственном плане.

Взрослому необходимо указать букву - «начало пути», а ребенку букву - «окончание пути».

Подобные вопросы и задания могут задавать дети друг другу, выполняя упражнение в парах.

Упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия; тактильных и кинестетических процессов.

«Телесные буквы». Придумать вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом буквы. Обязательно проиграть все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, когда «телесные» буквы будут составляться всеми детьми одновременно.

«Буквы на спине и ладонях». Нарисовать пальцем на спине ребенка одну из букв и попросить его назвать ее. Потом попросить изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же самое проделать сначала на его правой, а потом на левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти. Упражнение хорошо выполнять в парах.

«Ощупывание букв, различных по форме и размеру». Взять объемные буквы (из магнитной азбуки) или вырезать их из наждачной или бархатной бумаги различной величины (большие и маленькие). Нарисовать такие же буквы на листе бумаги. Попросить ребенка:

 на ощупь опознать буквы и, не глядя, найти такую же среди других фигурок этой же, затем другой рукой; затем сменить руки;

 с закрытыми глазами ощупать букву, а затем, открыв глаза, указать ее в ряду нарисованных букв;

 одной рукой ощупать букву, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

«Распознай буквы». На листе бумаги иглой «выбиты» контуры букв. Предложить ребенку с закрытыми глазами исследовать кончиками пальцев «выбитые» буквы и назвать (написать) их. Более сложным является вариант, когда буквы предъявляются на отдельных листах в последовательном или порядке: их нужно опознать, запомнить и «прочитать» слово.

Упражнения, направленные на развитие кинетических процессов, мелкой моторики.

«Зеркальное рисование». Положить на стол чистый лист бумаги. Дать ребенку в обе руки по карандашу. Предложите ему рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения заметно расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий, увеличивается эффективность работы всего мозга (Семенович А.В.)

«Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе отдельных букв, слов сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони (ладоней). Размер буквы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего (двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького.

«Сотри букву». Попросить ребенка написать мелом на доске нужную букву и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.

«Выложи букву». Ребенку дается лист картона, разделенный на две части. В левой половине дана геометрическая фигура определенного размера. Ребенок должен из различных семян (гречихи, гороха, фасоли, риса…) собрать на чистой половине листа нужную букву, но, например:

больше (или меньше), чем данная геометрическая фигура;

шире (или уже), чем фигура; чтобы она была выше (ниже), чем фигура и т.д.

«Сделай букву». Ребенку дается лист картона, в центре которого дано изображение любого предмета (можно в зависимости от темы занятия). Предложить ему по инструкции взрослого выложить из бусинок, сложить из шнурка, толстой нитки, проволоки, слепить из пластилина и т.п. изучаемую букву и расположить ее, например:

справа от предмета;

выше предмета;

в правом нижнем углу и т.п.

Выполняя упражнение желательно проговаривать свои действия, пользуясь пространственной лексикой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: