Классификация групповой дискуссии по степени организации процесса и по содержанию. Активное слушание и невербальные способы управления дискуссией.




Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию. Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:

  • тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;
  • биографические, ориентированные на прошлый опыт;
  • интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Акти́вное слу́шание (Эмпати́ческое слу́шание) — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Выделяют следующие приемы активного слушания:

  • Пауза — это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза также даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике. Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт.
  • Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации.
  • Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том числе промежуточных.
  • Повтор (эхо) — дословное повторение того, что произнес собеседник. Повторяя слово в слово, слушатель дает понять, что он очень внимателен к тому, что ему сказали.
  • Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.
  • Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».
  • Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать».
  • Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

Невербальные способы управления дискуссией:

Существует четыре типа сигналов управления: передача слова, сохранение слова за собой, запрос на выс­казывание и отказ в предоставлении слова. Сигнал передачи слова применяется в тот момент, когда вы за­канчиваете говорить и готовы предоставить слово другому члену группы. Вы обозначаете свое намерение замедлением речи и/или подаете какой-нибудь условный сигнал, например, обращаете пря­мой взгляд на того, кому хотите передать слово. Если это не сраба­тывает, вы можете кивнуть или указать в сторону члена группы, ко­торому собираетесь передать слово. Второй тип сигнала — сохранение слова за собой. Он применя­ется в тот момент, когда вы собираетесь продолжить говорить, но видите, что вас кто-то хочет перебить. Вы, возможно, не хоте­ли бы уступать слово, особенно, если собираетесь сказать что-то важное. Вы можете сохранить слово за собой, если будете избе­гать контакта взглядом с тем, кто хочет начать говорить и/или если начнете говорить чуть быстрее, несколько громче или с нажимом. Не увлекайтесь этим приемом, иначе члены группы могут вообще не захотеть говорить!

Третий тип сигнала — запрос на высказывание. Когда вы хотите взять слово, вы можете обозначить это, подняв указательный палец и, может быть, слегка выпрямившись. Тем самым вы даете сигнал говорящему. Возможно, вам придется делать это довольно часто, если в вашей группе будут дети, которые стремятся монополизиро­вать внимание группы или часто выступают «не по делу».

Иногда вы можете заметить, что выступающий хочет закончить го­ворить и передать слово вам. Если вам нужно, чтобы он продолжал, используйте сигнал отказа в предоставлении слова. Просто со­храняйте расслабленную позу, смотрите на других детей и, главное, демонстрируйте свою заинтересованность в том, что говорит выс­тупающий. Возможно, вам необходимо, чтобы он развил тему даль­ше. Вам следует дать понять ему, что вы «присутствуете», но не следует делать это вербально.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: