ПРОЕКТ
ПОЛОЖЕНИЕ
О психологической службе в специализированных
Организациях образования
Общие положения
1. Настоящее Положение регулирует деятельность психологической службы в специализированных организациях образования (далее - СОО).
2. Психологическая служба в СОО осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РК, Законом РК «Об образовании», Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы, международных актов в области защиты прав и законных интересов ребенка, данным Положением и другими нормативными документами, регламентирующими социальную поддержку одаренных детей.
3. Психологическая служба в СОО, является составной частью социальной системы подготовки подрастающего поколения к позитивной реализации личностного творческого потенциала в разнообразных сферах жизнедеятельности.
4. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в психодиагностическом, профилактическом и коррекционном направлениях.
5. Общий контроль деятельности психологической службы осуществляет директор СОО, психологи республиканского научно-практического центра «Дарын» и региональных центров «Дарын».
6. Психологическая служба в СОО организует свою деятельность в тесном контакте с педагогическом коллективом, родителями, медицинской службой, органами опеки и попечительства, социологами, представителями общественности, с психологами РНПЦ «Дарын» и психологами региональных центров «Дарын», --------метод кабинетами.
II. Цели и задачи психологической службы в специализированных организациях образования
Целью: психологической службы является гармоничное развитие одаренного ребенка, охрана психического здоровья, раскрытие его интеллектуального, творческого и личностного потенциала.
Задачи:
7. Сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, профессиональному, социальному развитию.
8. Психологическое сопровождение личностного роста одаренных детей.
9. Осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем одаренных детей.
10. Осуществление психологической поддержки учащихся во время соревнований, олимпиад и конкурсов.
11. Психологический анализ учебно-воспитательного процесса и составление обоснованных практических рекомендаций по развитию одаренных детей.
12. Оказание помощи преподавателям в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы.
13. Формирование профессиональных интересов и содействие профессиональному росту самоопределению учащихся.
14. Оказание консультативной помощи родителям и учителям в решении психологических проблем.
15. Пропаганда психологической грамотности среди учителей и родителей одаренных детей.
III. Основные направления и формы работы
16. Вся работа службы осуществляется по следующим направлениям:
- психологическая профилактика;
- психодиагностика;
- развивающая и коррекционная работа;
- консультативная работа.
IV. Содержание деятельности психологической службы в специализированных организациях образования для одаренных детей.
17. Основными формами работы являются: беседы, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, тестирование, наблюдение, коррекционно-развивающие тренинги.
18. Проведение комплексного психологического обследования детей при приеме их в специализированную школу.
19. Проведение психологических тренингов по развитию интеллектуальных, творческих и специальных способностей учащихся, тренинга личностного роста.
20. Проведение индивидуального психологического консультирования учащихся, родителей и педагогов.
21. Подбор и создание банка тесто и методик психологического тестирования.
22. Проведение тематических семинаров, бесед, классных часов и дискуссий, пропаганда психологических знаний среди преподавателей, родителей и учащихся.
23. Консультативная помощь учащимся, их родителям и педагогам в решении конкретных проблем, возникающих в процессе обучения одаренных детей.
24. С целью определения динамики развития личности систематическое психологическое обследование учащихся на протяжении всего периода обучения в специализированной школе.
25. Ведение карты психологического развития учащихся, наблюдение динамики личностного развития.
26. Проведение психологического анализа планов учебной и воспитательной работы с точки зрения психологической обоснованности, эффективности в развитии и личности учащихся специализированной школы.
27. Участие в аттестации преподавателей.
28. Работа по выявлению и устранению социально-психологических барьеров в развитии личности одаренных детей.
29. Участие в работе методических объединений психологов, поддержка связи с ведущими психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов, с психолагами РНПЦ «Дарын», региональных центров «Дарын».
30. Работа по созданию благоприятного психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, создание единого жизнеспособного коллектива специализированной школы.
31. Консультирование классных руководителей по вопросам составления программы индивидуальной работы с одаренными детьми.
32. Проведение системы мероприятий с использованием современных психологических средств по предупреждению распространения среди учащихся алкоголизма, токсикомании, наркомании.
33. Исследование структуры, состояния взаимоотношений и психологического климата в классах. Коррекция конфликтных взаимоотношений.
34. Психологическая диагностика способностей, интересов и склонностей учащихся с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
35. Психологическая диагностика способностей, интересов и склонностей учащихся с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
V. Права и обязанности психолога
Психолог обязан:
36. В своей деятельности руководствоваться положениями Конституции РК, международными актами в области защиты прав детей, Законом РК «Об образовании», Законом РК «Об образовании», Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы, данным Положением и другими нормативными документами, регламентирующими социальную поддержку детей.
37. В полной мере осуществлять деятельность, регламентируемую настоящим Положением.
38. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и служебных обязанностей.
39. Знать новейшие достижения психологической науки в целом и, в том числе, в социальной практической, возрастной и педагогической психологии. Применять современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
40. Препятствовать проведению в школе психодиагностической, психокоррекционной работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
41. Строго соблюдать профессиональную этику; не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб учащемуся или его окружению.
42. Пропагандировать психологические знания среди преподавателей и учащихся специализированной школы.
43. Вести и хранить диагностическую документацию, служащую основанием для принятия решений психолого-педагогическим консилиумом.
VI. Психолог имеет право:
44. Выбирать формы и методы работы с учащимися, родителями и преподавателями, выделять приоритетные направления работы, исходя из общей программы и конкретных условий осуществляемых проектов.
45. Выдвигать предложения по вопросам оптимизации условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы.
46. Изучать любую документацию по организации учебно-воспитательного процесса, личные дела учащихся, преподавателей специализированной школы.
47. Принимать участие в заседаниях педагогического коллектива.
48. Поддерживать постоянную деловую связь с кафедрами психологии вузов и ассоциациями практических психологов по вопросам практической работы организации образования.
49. Участвовать в разработке новых методов и видов психологической работы, в оценке эффективности учебно-воспитательных проектов, выступать с обобщением своего опыта в научных, научно-популярных и методических изданиях.