к.э.н., доцент кафедры «Мировая экономика и экономическая теория»
Волгоградского государственного технического университета, г.Волгоград
В статье рассмотрены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проблемные аспекты развития компаний на фармацевтическом рынке.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, тенденции и перспективы, развитие фармацевтического рынка.
Фармацевтический рынок Российской Федерации обеспечивает население страны социально значимой продукцией [7], [8]. Он может быть охарактеризован большим количеством показателей [11], [12], отражающих его современное состояние, конкурентоспособность на международном уровне [15], [16], что связано с процессами интернационализации мировой экономики [9], [10]. Фармацевтический рынок Российской Федерации представляет собой отрегулированный механизм распределения изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов от производителя к потребителю посредством использования розничных и оптовых поставщиков. Аптечные учреждения выступают в качестве розничных поставщиков [13], [15], дистрибьюторы выступают в качестве оптовых поставщиков. Процесс оказания медицинской помощи населению представляет собой необходимость обеспечения лекарственными средствами [14], что является главной составляющей данного процесса.
Соотношение импортных и отечественных лекарственных средств на фармацевтическом рынке Российской Федерации свидетельствует о трехкратном превышении в стоимостном выражении лекарственных средств иностранного производства над отечественными. Но, несмотря на снижение темпов, реклама лекарственных средств в 2015 году по сегменту «фармацевтика» [2] удерживала лидирующие позиции на рекламном рынке Российской Федерации. Пока же российский фармацевтический рынок остается импортозависимым. Поэтому первые места в рейтинге производителей занимают иностранные компании: «Sanofi», «Bayer», «Novartis».
|
Таблица 1
TOP 10 производителей по объёму аптечных продаж, 2015 году [1]
№ | Фирма-производитель | Стоимостной объём, млн.руб | Прирост стоимостного объёма | Доля |
«Sanofi» | 28 033 | -0,1% | 5,0% | |
«Bayer» | 26 480 | 5,1% | 4,7% | |
«Novartis» | 25 886 | 0,5% | 4,6% | |
«Servier» | 19 502 | 2,2% | 3,5% | |
«Glaxosmithkline» | 18 139 | -0,3% | 3,2% | |
«Takeda» | 17 845 | 7,1% | 3,2% | |
«Teva» | 16 890 | 8,6% | 3,0% | |
«Berlin-Chemie» | 15 979 | 8,5% | 2,8% | |
«Отисифарм» | 15 580 | 8,2% | 2,8% | |
«Gedeon Richter» | 14 451 | 16,7% | 2,6% |
Первые результаты в импортозамещении и увеличении доли отечественных препаратов стали заметны в 2016 году [4], [5]. Доля отечественных ЛП выросла на 4% и составила 27% по итогам года. В области инновационных и дорогостоящих позиций, в сегменте льготного лекарственного обеспечения доля российских лекарств выросла с 13% в 2015 году до 26% в 2016 году. Заметим, что в рамках программы импортозамещения «Фарма-2020» ведется реализация 130 государственных проектов по разработке лекарственных препаратов в России, которые в будущем позволят увеличить долю присутствия российских производителей на внутреннем рынке.
Фармацевтический рынок в 2015 году демонстрировал противоположный тренд с ростом курса доллара и евро: чем выше стоила валюта в рублевом выражении, тем ниже был прирост фармацевтического рынка к аналогичному периоду 2015 года. Критического уровня своего «падения» рынок достиг в 4 квартале 2015 года, когда показатели даже в стоимостном выражении были ниже, чем в 4 квартале 2014 года. Объём фармацевтического рынка России в 2015 году достиг 1 259 млрд. рублей, что на 9,3% выше, чем годом ранее. В 2015 году объёмы продаж лекарств в натуральном выражении продолжили падать и сократились на 4,2% и составили 5,1 млрд. упаковок.
|
Для дистрибьюторского и аптечного звена основным трендом 2015 года стала консолидация [3], но причины её различны. Состав основных дистрибьюторов изменился. За 2015 год с рынка ушли 2 крупных игрока, которые входили в TOP-20: «Ориола» и «Империя-Фарма». Освободившуюся нишу заняли крупнейшие российские дистрибьюторы, тем самым доля TOP-3 компаний выросла с 45% до 49%. В 2015 году лидером по объёму продаж остался дистрибьютор «Катрен», увеличив долю до 20%. Второе место у дистрибьютора «Протек» с долей 18%. TOP-3 в 2015 году замыкает дистрибьютор «Роста». В 2015 году в аптечном звене продолжился процесс слияний и поглощений,6 в некотором роде год стал рекордным по количеству заключенных и анонсированных сделок. Лидером в процессах консолидации стала компания «Аптечная сеть 36,6».
Таким образом, в результате проведенного анализа основных тенденций развития фармацевтического рынка Российской Федерации, автором статьи была выявлена перспектива развития фармацевтического рынка, которая непосредственно связана с нуждой потребителя быть здоровым, что в свою очередь выражается в удовлетворении потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения. Высокая социальная приоритетность рынка фармацевтической продукции сочетается с низкой эластичностью спроса, что позволяет относить фармацевтический рынок в категорию социально-значимых рынков.
|
Список использованной литературы:
1. Аналитический обзор рынка от DSM Group. 2016г [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gmpnews.ru/wp-content/uploads/2016/05/Annual_report_2015 _DSM.pdf.
2. Дубова, Ю. И. Тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка в России: монография / Ю. И. Дубова, А.В. Евстратов, А. Ю. Заруднева; ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 96 с.
3. Евстратов, А.В. Основные направления деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А.В. Евстратов, В.С. Игнатьева // Экономика: теория и практика. – 2016. – № 1 (41). – С. 35-40.
4. Евстратов, А.В. Процесс импортозамещения на фармацевтическом рынке РФ: возможности и перспектива / А.В. Евстратов, Г.А. Рябова // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2016. – № 1 (180). – С. 64-69.
5. Евстратов, А.В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А.В. Евстратов, Г.А. Рябова // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. – № 1 (135). – С. 49-54.
6. Евстратов, А.В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А.В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. – № 3 (137). – С. 32-37.
7. Измайлов, А.М. Системный подход к повышению конкурентоспособности предприятия фармацевтической промышленности / А.М. Измайлов, А.В. Стрельцов // Вестник Самарского государственного экономического университета. – Самара. – 2012. – № 7 (93). – С. 27-29.
8. Измайлов, А.М. Подход к оценке конкурентоспособности предприятия фармацевтической промышленности / А.М. Измайлов // Экономика и предпринимательство. – 2014 – № 12-4. – С. 537-539.
9. Косякова, И.В. Интернационализация мировой экономики и реализация концепции устойчивого развития / И.В. Косякова // Проблемы экономики. – 2007. – № 1. – С. 146-152.
10. Косякова, И.В. Исследование современных принципов и тенденций развития менеджмента / И.В. Косякова, Г.И. Яковлев // Вестник Самарского государственного университета. – 2014. – № 6 (117). – С. 48-55.
11. Кунев, С.В. Продвижение фармацевтической продукции: проблемы современных моделей и инструментов / С.В. Кунев, Л.В. Кунева, Е.Н. Мальченков // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16283.
12. Кунев, С.В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений / С.В. Кунев, Л.В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=15317.
13. Матвеева, О.П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций: теоретический аспект / О.П. Матвеева, С.Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2007. – №2. – С. 68-81.
14. Пушкарев, О.Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О.Н. Пушкарев, А.В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. – 2016. – №1. – С. 62-66.
15. Чебыкина, М.В. Конкурентная стратегия: этапы разработки, принципы формирования / М.В. Чебыкина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. – 2013. – № 9-10. – С. 78-79.
16. Чебыкина, М.В. Анализ современной модели конкуренции / М.В. Чебыкина // Известия высших учебных заведений. – 2013. – № 2 (16). – С. 90-94.
17. Шлячкова, С.Ю. Маркетинговые аспекты управления ассортиментом товаров аптечных организаций/ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Белгородский университет потребительской кооперации. – Белгород. – 2007.